Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени.
Учитель: Ситдикова Р. А.
Класс: 4 класс
Цель урока:
Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
— научатся пользоваться изученными единицами времени;
— решать задачи с использованием единиц времени;
— выполнять арифметические действия.
УУД:
Личностные:
-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться
-восприятие ценностного окружающего мира
Регулятивные:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место
-определять цель выполнения заданий
-составлять план выполнения заданий
-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем
-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам
Познавательные:
-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,
-сравнивать и группировать величины
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге на уроке
-отвечать на вопросы учителя
-сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Здравствуйте. Я рада видеть всех вас на уроке. А для успешной работы нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
-чуткие уши,
-ловкие руки,
-сообразительные головы.
И, конечно же, хорошее настроение!
Минутка чистописания : это двузначное число, при сложении слагаемых этого числа получится число 3. Первое слагаемое на 1 меньше, чем второе слагаемое. Какое это число? (12)
Оцените работу.
-
Актуализация знаний.
Фронтальная работа.
Логическая задача:
На доске записаны 3 слова: папа, сестра и мама. Иванов, Петров и Сергеев написали в свои тетради по одному слову. Иванов и Петров написали слова, в которых поровну букв. Петров не писал слово папа. Какое слово написал каждый мальчик?
Иванов папа
Петров мама
Сергеев сестра
Догадайтесь, какие числа здесь записаны (на интерактивной доске проверка ответа)
4 * 1000 + 3 * 100 + 5 * 10 + 2 (4352)
5 * 100 + 1 * 10 + 4 (514)
2 * 100 + 2 (202)
3 * 10 000 + 5 * 1000 + 0 * 100 + 2 * 10 + 1 (35 021)
Работа в парах (задания на листочках).
Составьте четыре верных равенства, используя следующие значения площади:
15 см² ; 800 дм² ; 30 000 см² ; 23 м² ; 8 м² ; 3 м² ; 2 300 дм²; 1 500 мм² ;
15 см² = 1 500 мм² 23 м² = 2 300 дм²
800 дм² = 8 м² 3 м² = 30 000 см²
(пара проверяет свою работу в группе, из каждой группы выходит один представитель, у доски меняются тетрадями и проверяют работу друга по образцу, все оценивают свою работу в тетради)
-
Самоопределение к деятельности.
— Ребята, а теперь я вам прочитаю загадку. Попробуйте догадаться, что это. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (время)
— Правильно. О чем будем говорить на уроке? (о времени)
— Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.
— Что такое время? …
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению — все это происходит в точно назначенный час.
Недавно в некоторых регионах нашей страны поменялось время. В Москве на 1 час время переместили назад.
Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.
Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.
Вашим д/з было найти пословицы. Что вы узнали?
Век живи, век учись.
Обещанного 3 года ждут.
Делу время, а потехе час.
Неделя год кормит.
Минута — час бережёт.
День да ночь, сутки прочь.
Всему своё время.
Время – не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Минута час бережёт.
Кроме пословиц про время сочиняли и сказки. Послушайте сказку В. Даля «Старик-годовик». ( Чтение сказки учителем)
«Вышел старик — годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик — годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».
— Что за первые три птицы вылетели из рукава старика — годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль)
— Почему вы так думаете?
«Махнул старик — годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.
— Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).
«Махнул старик — годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».
— О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август)
«Махнул старик — годовик в четвертый раз — полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»
— Каких теперь птиц выпустил старик — годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»
— Кто отгадает эту загадку? (дни недели)
«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз — станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»
— Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)
— Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (это год, а в году 12 месяцев)
— 12 – это волшебное число нашего урока. Почему? (Потому что это число мы уже отгадали и писали на минутке чистописания)
— Давайте еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).
— Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)
— Сделайте вывод. (Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени)
Физкультминутка. (волшебный полет)
4. Работа по теме урока.
— Откройте учебники на странице 47. Назовите тему сегодняшнего урока. (единицы времени)
— Сформулируйте цель урока (тема и цель на слайде)
(вспомнить единицы времени, решать задачи и примеры с единицами времени)
— Прочитайте глазками то, что мы должны вспомнить. Выполните в парах задание, которое вы должны выполнить. Запишите в тетрадь единицы времени.
— Что вы записали? Проверьте по образцу. (на доске образец) Оцените работу.
1 год = 12 мес
1 мес = 30 сут или 31 сут
1 год = 365 сут или 366 сут
Зимние месяцы — декабрь, январь, февраль
Весенние – март, апрель, май
Летние – июнь, июль, август
Осенние – сентябрь, октябрь, ноябрь
— Выполняя это задание, может быть у кого – то возник вопрос? (Почему в году бывает разное количество суток? Почему в месяцах разное количество суток?)
— Кто знает ответ на этот вопрос? (Вы, помните, что каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366 дней.)
— А теперь посмотрим и убедимся правильно ли мы ответили? (просмотр на диске)
Сделаем вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.
— На какой вопрос нам осталось найти ответ? (Почему в месяцах разное количество суток?)
— А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.
— Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток…. Давайте все вместе сосчитаем…
— А теперь внимание в учебник. Выполним № 218. Прочитайте глазками. Чем является данный текст? (задачей). Докажите (есть условие и вопрос).
— Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу (знать июнь 30 дней, июль 31, 2 раза по 12, 1 неделя – 7 дней)
— Решите задачу в парах.
— Проверьте с парой по соседству. Одинаково ли решили? (если нет, то проверяем с другой парой …
— Теперь соединитесь в группу те пары, кто решил задачу одинаково и получил одинаковый ответ.
— Есть у нас группы, где задачи решили по – разному. Какой возникает вопрос? (А кто решил правильно?)
— Что мы будем делать? (обратимся за помощью)
30 + 31= 61 дней провел у бабушки
12 *2=24 дня в лагере
61 + 24 + 7 = 92 дня
— Оцените свою работу.
— Хорошо ли вы запомнили единицы времени, найдите № с ? знаком. Поработаем устно.
— Закончите фразы (на слайде)
5.Мини – исследование.
А сейчас мы с вами проведем мини – исследование. Будем работать с календарем. Какой год нас ждет впереди? Я вам раздам календарь на 2015 год. В 2015 год объявлен годом литературы. В этом году очень много юбилейных дат, чтобы их запомнить и не забыть, некоторые из них мы отметим в календаре.
-
29 января – 155 лет Антону Павловичу Чехову
-
2 (14) февраля – 160 лет Всеволоду Михайловичу Гаршину
-
6 марта – 200 лет Петру Павловичу Ершову
-
2 апреля – 210 лет Гансу Христиану Андерсену
-
7 мая – 175 лет Петру Ильичу Чайковскому
-
9 мая – 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне
-
18 (30) августа – 155 лет Исааку Левитану
-
3 октября – 120 лет Сергею Есенину
-
26 апреля – 355 лет Даниелю Дефо
— Молодцы! Надеюсь, этот календарь нам поможет в нашей дальнейшей работе на любом уроке.
6. Домашнее задание.
Решить примеры № 222 стр. 47
7. Рефлексия.
— Подведем итог нашего сегодняшнего урока (слайд с темой и целями урока)
— Достигли ли мы поставленных целей? (Мы сегодня вспомнили, что 1 год = 12 мес, 1 нед = 7 дней, 1 год = 365 или 366 суток, 1 мес = 30 или 31 суток. Решили задачу и примеры с применением единиц времени)
Продолжите предложения.
-
Сегодня я сумел…
-
На этом уроке я похвалил бы себя за …
-
На этом уроке я похвалила бы одноклассников…
-
Больше всего мне понравилось…
-
Для меня было открытием …
Оцените свою работу на уроке в тетрадь на полях.
-
Итог урока.
— А закончить наш урок хочется стихотворением.
Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает
Год какой сейчас идёт —
Календарь ответ даёт
Что за месяц на дворе —
Смотрим мы в календаре.
Как-то раз 12 братцев
В календарь смогли собраться.
Каждый месяц — каждый брат —
Встрече с нами очень рад.
Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.