Конспект урока по русскому языку по теме:

«Обобщение о частях речи» (2 класс)

Галиева Гульфия Равиловна

МБОУ «СОШ№10»г.Елабуга, республика Татарстан, учитель начальных классов.

Цель:

1) обобщить знания о частях речи

2) повторить правописание безударных гласных в корне слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность

3) воспитывать бережное отношение к природе, показать красоту березки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

-Улыбнёмся друг-другу и начнём урок

2.Актуализация.

1) Чистописание.

Чч

Что посеешь, то и пожнёшь.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

2) Повторение о частях речи.

-Что называется именем существительным? (пример)

-Что называется именем прилагательным? (пример)

-Что такое глагол? (пример)

-Назовите времена глагола.

-Как изменяется глагол? (в прошедшем времени по родам, числам; в настоящем и будущем — по лицам и числам.)

-Какие глаголы относятся к прошедшему времени? (пример)

-Какие глаголы относятся к настоящему времени? (пример)

-Какие глаголы относятся к будущему времени? (пример)

-Как пишется не перед глаголами?

3.Постановка проблемы.

— Отгадайте загадку: Стоят столбы белы

На них шапки зелены.

— Да, это – береза. Сегодняшний урок мы посвящаем березке(слайд) и обобщим части речи .

— Вы знакомы? Нравится?

— Внимательно работайте на уроке, а домашнее задание –написать сочинение, применяя материал урока.

II. Поиск решения

Берёза—это лиственное дерево с белым стволом, семенами являются сережки (гербарий)

1.Повторение правописания безударных гласных.

Б.РЕЗА (слайд)

-А как вы думаете, какая гласная в корне пропущена? Можно ли её проверить? (Нельзя)

-А как мы проверяем безударные гласные? (нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение).

-Напишите это слово в тетрадях. (1 ученик к доске)

-А теперь подберите однокоренные слова: березовый, березняк, подберезовик.

-Слово подберезовик разберите по составу. (Оценка).

-Составьте предложение с этим словом .

— Запишем такое предложение: В лесу растет красивая, тонкая, кудрявая береза. (1 ученик на доске пишет, проверка предложения).

-Найдите главные члены предложения, разберите по частям речи. (оценивание)

— Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, о чем оно?(слайд)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в л..су пот..плей.

Береза з..леные косы

Развесила с тонких в..твей.

— О чем это стихотворение? Как вы понимаете выражение «зеленые косы»? Какие буквы пропущены?

— На какое правило?

-Кто скажет правило, как проверить безударные гласные в корне?

— Назовите глаголы. Выпишем и разберем. Назовите время, число, род.

2) Работа над текстом.

— Ребята, сейчас я прочитаю небольшой текст, написанный Г. Скребицким. Вы послушайте внимательно и мне скажите, что произойдет с березкой, о которой пишет автор. Почему он об этом написал? (слайд)

В прекрасный весенний день я бродил по лесу. Неожиданно где-то в дали послышался стук топора. Я поспешил на стук. Я вышел к опушке. Там никого не было. Я заметил возле самой дороги старую, развесистую березу. На её стволе еще издали ярко виднелись свежие следы топора.

Я подошел к дереву и осмотрел глубокую зарубку. Ее сплошь заливал прозрачный березовый сок. Обильной струей он стекал по стволу.

— Итак, что произошло с березкой? За что? А когда бывает сокодвижение у берез? (в апреле). Что еще происходит с деревьями весной? (набухают почки;распускаются листья, цветут).

— А у этой березы листья уже не распустятся, потому что та влага, которая напитала их, теперь без пользы течет на землю. Дерево постепенно погибнет. А чтобы вырастить его, нужно не менее 40-50 лет. Значит, ребята, можно ли рубить березу, чтобы выпить 2-3 почти безвкусного сока?

В нашем 4-м микрорайоне есть березовая посадка. Именно сейчас там начинается сокодвижение. Я надеюсь, что вы никогда из-за одного глотка не погубите целое дерево.

— А сейчас 2 ученика пойдут за доску. Задание такое: Выписать только глаголы. Я буду читать по одному предложению.

1-й вариант проверяет работу …., 2-й вариант- ….

— Кто какое слово пропустил?

Бродил, послышался, поспешил, вышел, не было, заметил, виднелись, подошел, осмотрел, заливал, стекал. (оценка)

— В каком времени даны глаголы? Почему? Назовите глаголы, употребленные во множественном числе. Какие слова с безударными гласными в корне? Как можно их проверить? (правило)

3. Игра «Догадайся, какое слово я задумала?»

В нем приставка такая, как в слове подходит , Корень- как в слове береза; 2 суффикса: 1-как в слове сосновый, 2 суффикс- как в слове столик. Какое слово я задумала. (подберезовик) показать (слайд)

— А почему так назвали? Составьте предложения с этим словом: Первый ряд- употребляя глагол в прошедшем времени; второй ряд- в настоящем времени; третий ряд- в будущем времени.

(Проверка, оценка)

4. Физкультминутка.

5.Закрепление.

Упражнение в правильном подборе глаголов.

— Вместо пропущенных слов вставьте глаголы и напишите.

березка стройная и кудрявая. На лесной опушке… она свои ветки. А в гуще ветвей… птицы.

С каждым годом… березка. Точно зимний снег,… стройный, прямой ствол. Теперь не … его к земле ветер.

Слова: выросла, разметала, поселились, хорошеет, белеет, пригнет.

6. Игра «Волшебные листья»

— Сейчас весна. Давайте озеленим нашу березку.(на столе листья, где написаны буквы.)

Здесь написаны слова в три столбика по четыре слова. Значит в игре сегодня будут участвовать только 1 и 2 парты с каждого ряда.

СТВ. ЛЫ З.ЛЕНАЯ Л.ПЕЧЕТ

К.СА КР. СИВАЯ ЗАЩ. ЩАЛИ

В.СНА ПР. МАЯ Ш.ЛЕСТЯТ

Н.РЯД Б.РЕЗОВЫЙ ПОЗ.ЛЕНЕЕТ

Проверка с помощью светофоров.

— На какое правило пропущены буквы?

А) Давайте хором скажем правило: Чтобы проверить безударные гласные в корне, нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Б) К какой части речи относятся слова 1 столбика , 2, 3 столбика?

— Какие глаголы относятся к настоящему, прошедшему, будущему времени ?

— Какие глаголы во множественном, какие в единственном числе?

III. Итог. Оценивание.

Д/з: написать небольшое сочинение о березе.

— Завершая урок, я хочу вам еще раз прочитать стихотворение о березе.(слайд)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув улыбнется

Береза и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен

Нет дерева сердцу милей

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,

И так ее дни хороши.

Что кажется – в шуме березы

Есть что – то от русской души.

— Я надеюсь, что вы никогда не будете ломать ветки деревьев и ранить березки!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here