Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель методики преподавания естествознания/О.Ю.Учанина/

Согласовано:

учитель_/С.В.Демидова_/

Конспект

Урока по окружающему миру на тему:

« Многогранный мир чувств »

Провела студентка группы ПНК-31: Спицына Н.Г.

Место проведения: 4«Г» класс, филиал МБОУ «Новолядинская сош» в

с. Тулиновка

Дата проведения:14.10.2014

Оценка за конспект:….. (…………) учитель: __________/ О.Ю.Учанина/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/ О.Ю.Учанина/

Оц енка за урок:….. (…………) учитель: __________/С.В.Демидова/

Тамбов

2014

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: презентация.

Литература: учебник, рабочая тетрадь

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Наталия Геннадьевна. И сегодняшний урок проведу у вас я

Дети приветствуют учителя.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Давайте приступим к работе. Повторим, изученный вами ранее материал. С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

А что же это за окна?

Правильно.

Откройте учебник на странице 45.

Ответьте на вопросы:

1.из каких частей состоит глаз? Какова роль каждой из них?

2. Как глаз защищен от повреждений?

3. Как наше зрение приспособлено к темноте?

Молодцы.

« Окна в окружающий мир»

Это глаза.

1.Внутренняя часть глаза – глазное яблоко- представляет собой шарообразную темную камеру. заднюю стенку этой камеры выстилает черная пленка-сетчатка, спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка. Она ограничивает отверстие-зрачок, и регулирует проникновение света внутрь глаза, за зрачком находится хрусталик, проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки. Глазные мышцы могут изменять форму хрусталика так, чтобы на сетчатке получилось четкое изображение близких или далеких предметов. Сетчатка состоит из светочувствительных клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете.

2.Глаз-очень важный орган и он нуждается защите. Брови и ресницы защищают его от пота и пыли. Веки смачивают роговицу и очищают ее от попавших пылинок.

3.В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз больше света.

3.Выявление места и причины затруднения.

А сейчас откройте страницу 46 и прочитайте диалог Лены и Миши.

Лена: я знаю, что у человека есть 5органов чувств: глаз, ухо, нос, язык и кожа.

Миша: ты не совсем права, у человека 6 органов чувств.

Кто прав Миша или Лена?

А теперь ответьте на вопросы:

Сколько же на самом деле органов чувств?

О каком органе чувств говорил Миша?

Посмотрите на картинку в верхнем левом углу, которая поможет вам ответить на вопрос.

Как органы чувств помогают нам воспринимать мир?

А кто мне может ответить на следующий вопрос: Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?

Ребята, как вы думаете, органы чувств у животных и органы чувств человека одинаковые или нет?

Правильно. С чем это связано?

Какие органы чувств у человека отсутствуют?

Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа и равновесие.

Миша говорил о равновесии.

Зрения бывает недостаточно для того, чтобы составить представление о предмете тогда, когда свет слабый или отсутствует. Поэтому в сумерках человек чувствует себя неуверенно.

Нет.

Это связано с особенностями строения организма.

У человека отсутствуют такие органы чувств, которые имеются у других видов живых существ, в связи с разницей устройства их организмов.

Например, у некоторых перелетных птиц имеется чувствительность к магнитным полям, позволяющая им ориентироваться в отсутствии видимых светил.

Во-вторых, это аналогичные органы, имеющие более высокую специфичность. Так летучие мыши прекрасно слышат ультразвук.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Кто же догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока « Многообразный мир чувств».

Сегодня мы продолжаем изучать органы чувств.

Предположения детей.

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Итак, перейдем к изучению новой темы.

Посмотрите на картинку в учебнике (стр. 46).

Что вы видите на картинке? Какую функцию выполняет этот орган?

Давайте посмотрим строение этого органа.

Орган слуха состоит из ушной раковины(наружное ухо), среднего уха и внутреннего уха.

В среднем ухе расположены косточки среднего уха: молоточек, наковальня, стремечко.

Во внутреннем ухе расположен лабиринт. Часть лабиринта называется улиткой. Она представляет собой закрученную трубку.

То, что мы обычно называем ухом — наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. За ней находится полость среднего уха со слуховыми косточками. Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки. Они усиливаются слуховыми косточками и передаются дальше – во внутреннее ухо, заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски, воспринимающие звуки определенной высоты. От них по слуховому нерву в мозг передается сообщение о высоте и силе звука.

Что помогает воспринимать орган слуха?

Кто может повторить, из каких частей состоит орган слуха?

Следующий орган чувств — равновесие.

Знаете ли вы, где он расположен?

Правильно, орган равновесия представляет два небольших мешочка и полукружные каналы.

Как вы думаете, для чего нам нужно равновесие?

Правильно, благодаря равновесию, мы ходим, не падая.

Ребята, а как вы думаете, где расположены органы обоняния?

Чувствительные обонятельные клетки расположены в верхней части полости носа.

Какую функцию он выполняет?

Прочитайте вопрос: на странице 47 и ответьте на него?

Что нужно сделать, почувствовав запах газа в квартире?

Молодцы!

Ребята, а знаете ли вы орган вкуса?

А какая функция этого органа чувств?

Кто мне может ответить на вопрос: « Какие бывают оттенки вкуса?»

Правильно. Каждый из этих оттенков вкуса распознаются различными участками языка.

Посмотрите на картинку и скажите, какой участок языка отвечает за распознавание сладкого вкуса? кислого? горького? соленого?

Запомните эти картинки, сегодня они еще пригодятся.

На какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить ее , не заметив вкуса?

Как называется орган чувств, о котором мы еще не говорили?

Что является органом осязания?

Правильно, органом осязания является кожа, но особенно развито чувство осязания на подушечках пальцев и ладонях рук. Там находятся клетки, чувствительные к холоду, теплу, давлению, боли. Все раздражения чувствительных клеток кожи передаются по нервам в головной мозг. Именно благодаря осязанию человек может выполнять руками столь разнообразные действия с предметами.

А вы не задумывались над вопросом: « как же мозг не перепутает сигналы от разных органов чувств?

Оказывается, по зрительному, слуховому или обонятельным нервам идут одинаковые сигналы. Важно в какую область больших полушарий они поступаю, например, от органов зрения сигналы идут в затылочную часть мозга, от слуховых- к височной. Вот почему при ударе затылком из глаз «сыплются искры».

Таким образом, мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

физкультминутка

На рисунке изображено строение уха.

Этот орган отвечает за слух.

Орган слуха помогает воспринимать речь, звуки…

Орган равновесия расположен во внутреннем ухе.

Чувство равновесия –способность определять положение тела в пространстве, т.е. различать верх и низ.

Орган обоняния находится в носовой полости.

Орган обоняния распознает запахи.

Язык- орган вкуса.

Чтобы распознавать вкус

Оттенки вкуса: сладкий, кислый, горький, соленый.

Орган осязания.

Кожа является органом осязания.

Предположения детей

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас давайте закрепим все эти знания. Откройте рабочие тетради на странице 19.задание 1.

Прочитайте задание. Допиши правило поведения:

Береги____ от ударов, в ней много ценного!

Что же мы должны беречь от ударов?

А почему?

Задание 2. Космонавты перед полетом занимаются на вращающихся тренажерах. Какой орган чувств они тренируют?

Задание 4. Слух играет очень важную роль в жизни человека. Ответь на вопросы и сформулируй правила поведения:

Правило 1.Какую громкость должна иметь музыка, которую ты слушаешь?

Правило 2.Можно ли залезать в ухо твердыми или острыми предметами? Что можно повредить в ухе?

  1. Береги голову от ударов, в ней много ценного.

2. Орган равновесия.

4. Правило 1. Музыка должна быть негромкой.

Правило 2. Нет. Можно повредить барабанную перепонку.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас пришло время поработать самостоятельно.

Выполните задание 3.

Пометь участки языка, которые почувствуют вкус лимона(л), горчицы(г), соли (с), меда (м)

Выполняют задание, затем сверяют со слайда

8.Включение в систему знаний и повторение.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание 6, стр.20.

Нарисуй маленький значок глаза, уха, носа, рта или руки перед теми словами, которые связаны с соответствующими органами чувств.

Обведи слова, с которыми возникли трудности.

9. Рефлексия.

Итак, давайте подведем итог урока.

С какой темой вы познакомились на сегодняшнем уроке?

Кто же может ответить на вопрос: «сколько органов чувств у человека?

Назовите их.

Молодцы!

Домашнее задание: тема 11. Стр 46-49. Ответить на вопросы.(стр.49), т. (с. 19-20)

А сейчас давайте выйдем из — из парт и поаплодируем друг другу.

«многогранный мир чувств»

6.

Глаз, ухо, нос, язык, кожа, равновесие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here