Урок математики

по теме «Площадь прямоугольного треугольника»

Основные цели:

1) Сформировать представление о прямоугольном треугольнике, ввести в речевую практику термины «катет», «гипотенуза»; сформировать умение находить площадь прямоугольного треугольника.

2) Тренировать навык нахождения периметра и площади прямоугольника, решение составных задач, включающих в себя нахождение части числа, выраженной дробью.

3) Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, работать в парах и группах.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.

Демонстрационный материал:

  1. эталон «Формула площади прямоугольного треугольника»:

S = (a b) : 2

2) эталон «Формула площади прямоугольника»:

S = a × b

3) опорный сигнал «Прямоугольный треугольник»:

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ

ТРЕУГОЛЬНИК

4) опорный сигнал «Площадь прямоугольного треугольника»:

ПЛОЩАДЬ

ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

S = (а ∙ b) : 2

b

а

5) геометрические фигуры

для доски и раздаточный материал для детей

6) задания для детей на листочках

Этапы урока

Требования к этапам

Ход урока

1

Самоопределение к деятельности (орг. момент)

  1. Включение детей в деятельность

-Чтобы всем отлично знать

Математику на пять

Без ошибок измеряй

Сравнивай и умножай.

— А вы ребята готовы к этому?

2

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности

  1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  1. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

На доске пронумерованные фигуры ( разные треугольники, один из них прямоугольный, прямоугольник)

— На какие группы можно разбить данные геометрические фигуры …..

— Какой из этих треугольников прямоугольный …..

— Почему вы так решили?…..( убрать лишние треугольники)

— Очень хорошо, нам эти знания пригодятся.

— Площадь какай фигуры вы умеете находить? (прямоугольника)

-Как мы находим площадь прямоугольника? (один ученик выходит и пишт формулу) вывешивается эталон S=ab

В каких мерах измеряется площадь? ….кв. единицы.

-Давайте докажем что мы умеем находить площадь прямоугольника

Возьмите прямоугольник у вас на парте. Что нужно сделать для того чтобы найти площадь. (измерить, как измерить, применить формулу)

Стороны прямоугольника 10см и 5см

Дети измеряют и вычисляют, записывают в тетрадь

-Какой результат вы получили?…(50 см кв)

— У вас так же?…

-Как находили?….

-Подумайте как данный прямоугольник разделить на два одинаковых прямоугольных треугольника?…..(разрезать)

-Как разрезать?…. (по диагонали….)

-Давайте разрежем (дети разрезают )

Давайте проверим, действительно ли они равны (наложение)

Как вы думаете ,а какова площадь каждого их этих треугольников …..(25 см кв)

Молодцы

-Вы правильно решили.

-А теперь попробуйте за 1 мин. найти площадь синего треугольника, лежащего пред вами.(размеры 8 см и 4 см) дети измеряют и вычисляют

-Ответы запишите на отдельных листах фломастером….

-Время истекло

-Покажите ваши ответы. Фиксируются на доске «разные» ответы. Встаньте у кого также.

3

Постановка учебной задачи

Фиксирование в громкой речи:

  1. где и почему возникло затруднение

  2. темы и цели урока

-Почему у нас разные ответы?……( мы не умеем это делать)

-Так чем мы будем сегодня заниматься?

-Какова тема нашего урока (площадь прямоугольного треугольника) тема вывешивается на доску.

-Какова цель нашего урока ( научится находить площадь треугольника)

Физминутка. Много ль надо нам, ребята.

Много ль надо нам, ребята

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом ещё кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень очень

Развесёлый чудачок.

Гимнастика для глаз

4

Построение проекта выхода из затруднения ( «открытие детьми нового знания )

  1. выбор детьми метода решения учебной задачи

  1. Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода

  2. Фиксирование нового правила ( алгоритма, понятия) в языке и знаково.

-Теперь попытайтесь выполнить это задание в группах…обратите внимание на доску…вспомните как вы рассуждали когда первоначально у вас получилось найти площадь прямоугольного треугольника.(50:2)

Дети работают в группах…

Фиксация решений на доске и объяснение хода решения

Какие эталоны вы можете использовать? (Так, как два треугольника вместе образуют прямоугольник можно использовать формулу нахождения площади прямоугольника.)

-Давайте запишем правильное решение..

-А теперь заменим числа буквами

-Только в прямоугольном треугольнике стороны образующие прямой угол называются катеты… названия на доске т.е. мы используем математические термины

-что у нас получилось (формула)

-Давайте проверим по эталону

Формула вывешивается на доску

-Как вы думаете, а эта формула подходит для любого прямоугольного треугольника…

5

Первичное закрепление во внешней речи

  1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действия.

  2. Проговаривание способа решения в громкой речи ( работа в парах)

-Давайте применим эту формулу и найдем площадь зеленого треугольника, который у вас на столах…дети работают самостоятельно и проговаривают ход решения в парах (6см, 4см)

-Что у вас получилось? У всех так? Как мы находили площади прямоугольного треугольника ?…(формула)

Молодцы!

6

Самостоятельная работа

  1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий.

  2. Создание мотивации на успех у каждого ребенка

— Прекрасно, а теперь давайте решим задачу.

В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со сторонами 8дм и 6 дм. Решили каждому брату сделать свое рабочее место разделив стол на два равных угловых (треугольных). Какова площадь каждого стола?

Дети решаю задачу самостоятельно, проверка

У всех получилось?…

-Молодцы

У вас все прекрасно получается.

7

Включение в систему знаний и повторений

  1. Включение нового знания в систему знаний.

  2. Решение заданий на повторение

— Тогда я уверена, что со следующим задание все справятся.

Задание на листочках

Нарисованы прямоугольные треугольники. Найдите катеты, измерти их и найдите площадь и периметр треугольников. (стороны 2см, 3см и 4см; 3см, 4см и5см)

8

Рефлексия деятельности (итог занятия)

  1. Что нового узнали? Каким способом?

  2. Самооценка детьми собственной деятельности

В каком задании было общее затруднение? (В решении задач на нахождение площади прямоугольного треугольника.)

Почему оно возникло? (Не знали формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.)

Какие цели вы ставили перед собой? (Узнать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника, научиться решать задачи на нахождение площади прямоугольного треугольника.)

Достигли вы этой цели? (Да.)

Каким способом искали новое правило? (Работали с моделью прямоугольника, с ее помощью увидели, что прямоугольный треугольник является половиной прямоугольника.)

Как найти площадь прямоугольного треугольника? (Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.)

У кого были затруднения? Смогли вы справиться с затруднениями? (…)

Следует ли еще тренироваться в решении задач на нахождение площади прямоугольного треугольника? (Да.)

Поэтому дома решите подобную задачу самостоятельно. Запишите домашнее задание.

Задача : В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше. Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника.

ПЛОЩАДЬ

ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

S = (а ∙ b) : 2

b

а

S = (a b) :2

S = a b

Катет

Катет

«ПЛОЩАДЬ

ПРЯМОУГОЛЬНОГО

ТРЕУГОЛЬНИКА».

Задача №1: В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со сторонами 8дм и 6 дм.

Решили каждому брату сделать свое рабочее место

разделив стол на два равных угловых (треугольных).

Какова площадь каждого стола?

Задание №2:Найдите катеты, вычислите площадь и периметр треугольников.

Задача №3: В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше.

Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных

прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника.

Задача №1: В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со

сторонами 8дм и 6 дм.

Решили каждому брату сделать свое рабочее место

разделив стол на два равных угловых (треугольных).

Какова площадь каждого стола?

Задание №2: Найдите катеты, вычислите площадь и периметр треугольников.

Задача №3 : В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше.

Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных

прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника.

Задача №1: В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со

сторонами 8дм и 6 дм.

Решили каждому брату сделать свое рабочее место

разделив стол на два равных угловых (треугольных).

Какова площадь каждого стола?

Задание №2: Найдите катеты, вычислите площадь и периметр треугольников.

Задача №3 : В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше.

Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных

прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника.

Задача №1: В комнате у братьев стоял стол прямоугольной формы со

сторонами 8дм и 6 дм.

Решили каждому брату сделать свое рабочее место

разделив стол на два равных угловых (треугольных).

Какова площадь каждого стола?

Задание №2: Найдите катеты, вычислите площадь и периметр треугольников.

Задача №3 : В прямоугольнике ширина равна 4см, длина в два раза больше.

Начертите этот прямоугольник, разделите на два равных

прямоугольных треугольника и найдите площадь треугольника.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here