Автор: Волобуева Лидия Ивановна

Место работы: РС(Я), Алданский район, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 пос. Нижний Куранах»

Тема: Определение вероятности

Цель:

  • Закрепить понятие статистической вероятности; ввести определение классической вероятности; сформировать умение находить вероятность случайного события по формуле Лапласа.

  • Развитие комбинаторного мышления, познавательной активности.

  • Воспитание культуры мышления, интереса к предмету.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод предъявления учебных требований, инструктаж, поощрения, самостоятельная работа учащихся, аудиовизуальные (использование словесных и  = 0,5005

2) Подбрасывание двух игральных кубиков с вычислением каждый раз суммы выпавших на кубиках очков.

( Работа по сводной таблице)

Сколько раз выполнили опыт?

Какая сумма выпадает чаще всего?

Чему равна абсолютная частота?

Чему равна частота? Чему равна вероятность? Р(А) 1, 133.

Какой закон применили? (закон больших чисел)

В чем заключается закон больших чисел?

Закон больших чисел: При большом количестве испытаний относительная частота события W(А) практически не отличается от его вероятности Р (А), т. е. Р (А)  W(А).

Сумма частот всех возможных исходов равна 1.

Существует ли способ вычисления вероятности не связанный с экспериментом?

III Введение новых понятий

Как можно назвать все исходы в экспериментах, которые вы выполняли? (равновозможные)

Для опыта с конечным числом равновозможных исходов есть простая формула подсчета вероятности любого случайного события. Эта формула Лапласа.

Рассмотрим эксперимент, в котором n равновозможных исходов, m исходов благоприятных, тогда, Р (А) = .

Классическое определение: Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа исходов, в результате которых наступает событие А к общему числу всех равновозможных между собой исходов этого испытания (стр. 42).

При вычисление вероятности очень просто допустить ошибку.

Великий французский ученый и математик Д´Аламбер вошел в историю теории вероятностей со своей знаменитой ошибкой.

Опыт: Подбрасываем две одинаковые монеты. Каково вероятность того, что они упадут на одну и ту же сторону?

Решение Д´Аламбера.

Опыт имеет три равновозможных исхода:

  • Обе монеты упадут на «орла»;

  • Обе монеты упадут на «решку»;

  • Одна из монет упадет на «орла», другая на «решку»

Из них благоприятными для нашего события будут два исхода, поэтому Р (А) = .

В чем ошибка Д´Аламбера?

(Благоприятных исхода будет 2, Р = 0,5)

Чтобы избежать ошибки, какую нужно использовать модель для вычисления вероятности?

  1. Какими должны быть исходы? (равновозможными)

  2. Какие исходы нужно найти? (все возможные исходы данного опыта, исходы в которых наступает событие А, т.е. благоприятные исходы).

Привести пример с кнопкой. Бросаем кнопку. Чему равна вероятность падения кнопки острием вверх (вероятность не вычисляется, т.к. исходы неравновозможные)

I Формирование умений

Вернемся к опыту с подбрасыванием двух кубиков. Дома заполнили таблицу:

Первый кубик

Второй кубик

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

8

3

4

5

6

7

8

9

4

5

6

7

8

9

10

5

6

7

8

9

10

11

6

7

8

9

10

11

12

Какая сумма выпадает чаще всего? Найдите вероятность выпадения числа 7.

Всего исходов: 36

Благоприятных: 6

Р = 6 ⁄36 =1⁄61,667.

Сравните с экспериментальными данными.

Пример: В коробке лежат 3 пары одинаковых перчаток. Из неё не глядя, вытаскивают две перчатки. Чему равна вероятность того, что будут вынуты:

а)две перчатки на левую руку; б) две перчатки на правую руку; в) парные перчатки?

Решение: Перчаток 6, всего исходов будет 6·5=30.

а) благоприятных: 3·2 =6 исходов; Р=6⁄30 =0,2.

б) благоприятных: 3·2 =6 исходов, Р= 0,2.

в) благоприятных: 3·3 + 3·3 =18; Р = 18⁄30 = 0, 6.

Найдите сумму всех вероятностей. ( сумма вероятностей равна 1)

Вычисление вероятности можно использовать при выяснении вопроса «Является ли игра справедливой или нет?».

Пример: Игры шевалье де Мерэ.

Одним из самых азартных игроков в кости был шевалье де Мерэ, живший в 17 веке. Он непрерывно изобретал новые виды состязаний.

Первая игра де Мерэ

Игральная кость бросается четыре раза. Шевалье бился об заклад, что при этом хотя бы раз выпадает шесть очков. Какова вероятность выигрыша для шевалье?

Выяснилось, что при этих правилах он чаще выигрывал, чем проигрывал. Через некоторое время с де Мерэ никто не захотел играть, и он придумал другую игру.

Вторая игра де Мерэ

Две игральные кости бросают 24 раза. Шевалье бился об заклад, что при этом хотя бы раз выпадут две шестерки. Какова вероятность проигрыша шевалье?

Играя по новым правилам, шевалье разорился. Однако де Мерэ настолько заинтересовался закономерностями игры, что обратился к Блезу Паскалю с просьбой помочь в них разобраться. Паскаль решил задачи, и он является основоположником теории вероятностей.

Решение первой задачи:

Всего исходов 6 = 1296, исходов без 6 будет 5.

Доп. Пример: №11 стр. 57. В коробках «Ассорти» — 20 неразличимых по виду конфет, из которых 12 с шоколадной начинкой и 8 с фруктовой начинкой. Тане разрешили взять две конфеты. Какова вероятность того, что:

А) обе конфеты окажутся с любимой Таниной начинкой – шоколадной;

Б) обе конфеты- с фруктовой начинкой;

В) конфеты с разными начинками?

Г) чему равна сумма вероятностей в пунктах а, б, в?

Ответ: примерно 0, 35; 0,15;0,505, 1.

Самостоятельное задание.

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Бросили игральный кубик. Найдите вероятность того, что выпадет четное число.

В ящике четыре шара– два белых и два черных. Наугад вынимают два шара. Найдите вероятность того, что вынут шары белого цвета.

У маленькой Вари две одинаковые пары варежек. Уходя на улицу, она наугад берёт две варежки. Какова вероятность того, что они окажутся парными.

Ответ: 1) 0,5; 2) 1⁄6; 3) 2⁄3.

Домашнее задание

§ 3 стр. 39-43, стр. 56 № 7.

Двузначное число составили из цифр 0, 1, 2, 3, 4. Какова вероятность того, что это число:

а) четное; б) нечетное; в) делится на 5; г) делится на 4?

Решение: 4

а) 4 Р (А) = =;

б) 4 = .

в) 4= =;

г) 12, 20, 24, 32, 40, 44, Р (С) = =

l Итог урока

  1. Чем отличается статистическое определение вероятности от классической?

  2. По какой схеме находится вероятность по классическому определению?

  3. Какие игры называют справедливыми?

I I Оценки за урок

Литература

  1. Вероятность и статистика, 7-9 классы. И.Л.Бродский, Р.А.Литвиненко

  2. События. Вероятности. Статистическая обработка данных, 7-9 классы. А.Г.Мордкович, П.В. Семенов

  3. Элементы статистики и вероятность, 7-9 классы. М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова

  4. Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы. Е.А. Бунимович, В.А. Булычёв

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here