Технологическая карта урока математики
по теме « Площадь. Площадь прямоугольника».
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и материалы: учебник: Математика 5 класс/А.Г. Мерзляк/., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы, липкие листы.
Организация пространства: кабинет математики.
Цели урока:
Методическая:
-
организовать работу класса по изучению новой темы.
Обучающие:
-
вывести правило вычисления площади прямоугольника;
-
знать термины «длина», «ширина», «основание», «высота»;
-
уметь вычислять площадь прямоугольника;
-
вывести свойства площадей фигур;
-
решать задачи разными способами.
Развивающие:
-
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-
развивать внимание.
Воспитательные:
-
развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки;
-
способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1 | Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу
| 1. Ну – кa, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят Все ль внимательно глядят?
Устный счет «Раскрути клубок» … + …. = …. * 4 = 18 * 7 = …. – 59 = … + …. = 154
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Включаются в деловой ритм урока.
Рассматривали фигуры четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата. В строительстве, огороде и т.д. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Какие фигуры изображены на доске? (слайд 1) Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. Задача на нахождение периметра прямоугольника (слайды 3, 4). Составление выражения при нахождении периметра. (6 + 4) · 2=20 (см) Запись на доске. Вспомним понятие площади. Задача на нахождение площади прямоугольника (слайд 5) (фигура разбита на клетки 1х1см). Проблема: как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные см? -Что заметили? -Как вы думаете, площадь можно находить только в ? Цель урока -Какая цель нашего урока? Цель урока: мы рассмотрим свойства площади и будем находить площадь прямоугольника. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Четырехугольники. Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.(1 ученик на доске передвигает фигуры в 2 группы) Решают задачи на нахождение периметра.
Делают вывод: S=a · b Находят S по формуле.
-Можно использовать разные единицы измерения площади.
Цель урока: мы рассмотрим свойства площади и будем находить площадь прямоугольника. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические — формулирование проблемы.
|
3 | Изучение нового материала | -Итак, тема нашего урока созвучна цели урока -как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. -Повторим, как найти площадь прямоугольника что нужно знать? -Запишем формулу площади. Задача.(слайд 6,7) -все ли известно? Решение: 1) 15:3=5(дм)-ширина 2) 15*5=75() Ответ: 75 Дать определение равных фигур.(слайд 8,9) — Найдите равные фигуры.(слайд 10) Вывести свойства площадей. Проблема: -Каковы площади равных фигур? -Чему равна площадь всей фигуры, если фигура разделена на части?
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника
| Тема урока: «Площадь. Площадь прямоугольника».
-чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину. —S= длину х ширину — S= а · b
-не известна ширина. Решают самостоятельно в тетради. Проверка на слайде (слайд 6)
Называют номера одинаковых фигур (слайд 7)
-Площади равных фигур равны. -Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
| Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5
| Первичное закрепление нового материала.
|
Задача № 565, Найдите площадь прямоугольника, соседние стороны которого равны 14см и 8 см.
№ 567 (решить самостоятельно). Взаимопроверка в парах
Проблема. Как найти длину по известным площади и ширине? Задача (слайд 11) S=91 b=7см a=?см
Как найти площадь всего домика? (слайд 12) |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
| Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
№ 565: 14*8 =112(см2)
№ 567: 28 — 6 = 22(см) 28 · 22 = 616(см2)
91:7=13(см)-длина Ответ: 13см.
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
6 | Физкультминутка под музыку | Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть.
|
|
| Эстетическое восприятие, здоровье сбережение, саморегуляция |
7 | Организация первичного контроля | Самостоятельная работа. Вариант I. 1) Стороны прямоугольника равны 12см и 15см. Вычислите площадь. 2) Найдите площадь и периметр прямоугольника, у которого ширина 12м, а длина в 5 раз больше ширины. Вариант II 1) Стороны прямоугольника равны 14дм и 15дм. Вычислите площадь. 2) Найдите площадь и периметр прямоугольника, у которого ширина 12см и она в 3 раз меньше длины. Самопроверка. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
| Самостоятельное решение в тетради.
Взаимопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
8 | Подведение итогов урока. | -Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника? -С какими свойствами площади мы познакомились? Оценить отдельных учащихся | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
S =a · b
-Площади равных фигур равны. -Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
9 | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | §21, вопросы 1-9, №570, 596(1)
|
|
|
10 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый листочек на прямоугольник. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек. |
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |