Автор: Осина Александра Владимировна

учитель математики

МОУ СОШ №73 им. А.Ф. Чернонога

городского округа город Воронеж

Тема урока: «Координатная прямая»

Цели урока:

обучающая – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел; показать распределение отрицательных чисел на координатной прямой; ввести обозначение отрицательных чисел

развивающая – научить анализировать и систематизировать полученные знания;

воспитывающая – воспитание интереса к предмету математика и к математике как к науке.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Анализ контрольной работы по теме: «Отношения и пропорции».

(сообщить оценки, разобрать с учащимися задания, которые вызвали затруднения у наибольшего количества учеников).

  1. Сообщение темы урока.

Задание. Решить ребус:

??

Д О . . Н О О = У Ответ: минус.

Минус поможет нам ввести понятие множества отрицательных чисел.

  1. Изучение нового материала.

    1. Обсудить с учащимися: где они встречались величинами, явлениями, которые могут меняться в разных направлениях?

(например, вверх – вниз, изменение температуры, есть деньги – нет

денег и т.д.).

    1. Найти значения выражений (устно):

25 – 12,5; 7 — 3; 12 – 22; 100 – 101; 14 .

Вывод: не получилось найти значения третьего и четвертого выражений.

Вопрос: случается ли в жизни случаи, когда надо отнимать число большее, чем уменьшаемое?

(Да. Учащиеся приводят примеры).

    1. Работа над новой темой.

Давайте вспомним координатный луч. Дадим определение.

Задание: начертить в тетради координатный луч так, чтобы начало луча располагалось приблизительно посередине тетради. За единичный отрезок возьмите длину 1 клетки.

0 1 2 3 4 5 6 7

Задание: отложим влево от данного координатного луча еще один координатный луч. Начала лучей должны совпадать. Направление второго луча не указываем. Единичный отрезок длина 1 клетки.

Вопрос: какая фигура получится? (прямая). Обозначим ее АВ.

0 +1 +2 +3 +4

А О В

Сколько лучей у нас получилось? (Два).

Назовите их. (ОА, ОВ).

Как они называются? (Дополнительные).

Теория: Точка О называется точкой отсчета или началом координат и обозначает 0 (нуль).

-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 + 2 + 3 +4 +5 + 6

А О В

Теория.

Числа, которые располагаются правее точки О – точки начало отсчета, называются положительными.

Числа со знаком «+» называют положительными.

Знак «+» не пишут.

Пример: 1; 23; 0,65; 76 и т.д.

Теория.

Числа, которые располагаются леве точки О – точки начало отсчета, называются отрицательными.

Числа со знаком «-» называют отрицательными.

Перед отрицательным числом пишут знак «-».

Пример: -2; -7,2; -103; -4 и т.д.

Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом. Нуль отделяет положительные и отрицательные числа.

Положительное направление указывается стрелкой.

Вопрос: как будут располагаться положительные и отрицательны числа в случае, если прямая расположена вертикально?

Наглядный пример вертикальной прямой – это термометр.

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

Теория.

Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.

Задание: начертите координатную прямую, отметьте на ней начало отсчета, единичный отрезок, направление.

Теория.

Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой точки.

Пример:

-5 -3 0 1 4

А М О D

Пишут: А(-5); М(-3); О(0); D(4).

Читают: точка А имеет координату -5; точка М имеет координату -3 и т.д.

Задание.

Запишите в тетради: точка К имеет координату -9; точка Е имеет координату 3,7; точка А имеет координату -7 .

Ответ: К(-9); Е(3,7); А(-7).

  1. Физкультминутка.

Встаньте ровно.

Потянитесь вверх столько раз, сколько лапок у двух гусей.

Присядьте столько раз, сколько крыльев у двух ворон.

Подпрыгните столько раз, сколько хвостов у трех коров.

Садитесь за парту, улыбнитесь и с таким прекрасным настроением продолжим урок.

  1. Решение задач.

891, 897, 904 (устно) из учебника «Математика 6» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жогов, А.С. Ченоков, С.И. Ш варцбург.

  1. Историческая минутка.

О существовании отрицательных чисел знали люди в древней Индии в VII веке, их обозначали палочками черного цвета и называли «долг», «недостача», а положительные – толковались как «имущество».

  1. Решение задачи, расширяющей круг математических знаний и представлений № 911 из учебника «Математика 6» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жогов, А.С. Ченоков, С.И. Ш варцбург.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание: запишите в тетради 5 положительных и 5 отрицательных чисел.

Задание: отметьте на координатной прямой точки:

Вариант1. В(4,5), С(-3), F(7), К(-5,5);

Вариант2. A(-0,5), D(6), S(-9), Н(3).

После выполнения заданий учащиеся меняются тетрадями и самостоятельно проверяют их.

  1. Повторение изученного материала.

917 (4) из учебника «Математика 6» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жогов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург.

Прочитать и составить план решения задачи.

Решение.

1)14%=0,14;

2)150∙0,14 = 21- трехместные лодки;

3)21:  = 24 – пятиместные лодки.

4) 150 – (21+24) = 105 – четырехместные лодки.

Ответ: 105 лодок.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.

п. 26 (стр.147,148) разобрать и выучить правила, № 907, 917(3), 919.

Список использованной литературы:

  1. Учебник «Математика 6»

авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жогов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург.

  1. Поурочные разработки по математике 6 класса к учебному комплекту Н.Я. Виленкина авт. В.В.Выговская.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here