Урок по теме: «Задачи на проценты», в 6-м классе
Автор: Байбакова Юлия Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ №190
Должность: учитель математики
Цель урока:
1. Обучающий аспект: закрепление сформированных умений по решению задач на проценты; отработка вычислительных навыков;
2. Развивающий аспект: развитие познавательного интереса учащихся;
3. Воспитательный аспект: воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, воспитание информационной культуры учащихся.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование и источники информации: компьютер, проектор, текст заданий, наглядные пособия.
Ход урока
I Орг. момент
Учитель: Представляете, сейчас шла к вам на урок, и встретила Деда Мороза. Да, да, не улыбайтесь, самого настоящего Деда Мороза с огромной, пушистой, красивой ёлкой. Глядя на эту ёлочку, сразу вспомнилось стихотворение:
Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
И увидев такое чудо, я подумала, почему бы нам с вами тоже не подготовиться к Новому году, не украсить праздничную ёлку. Давайте мы сегодня вспомним всё, с чем ассоциируется этот замечательный праздник, который, я уверена, вы все с нетерпением ждете. Но так как у нас все же урок математики, то математика нам в этом и поможет. А если быть точнее, то задачи по теме «Проценты». И от того, как вы будете справляться с задачами, зависит успех нашей «Новогодней операции». Вы готовы?
II Устный счёт
По презентации «Устный счёт».
-
Выразите в процентах числа: 0,01; 0,29; 0,8; 1
0,01 это 1%; 0,29 это 29%; 0,8 это 80%; 1 это 100%
-
Выразите в виде десятичной дроби: 2%, 5%, 10%, 20%, 50%, 100%, 130%
2% это 0,02; 5% это 0,05; 10% это 0,1; 20% это 0,2; 50% это 0,5; 100% это 1; 130% это 1,3.
-
Найдите:
а) 3/4 от 20; б) 30% от 4.
Решение: а) 20 * 3/4 = 15; б) 4 * 0,3 = 1,2
4. Какому ответу соответствует каждый из рисунков?
1) 100%
) д)
2) 80%
3) 50%
б) е)
4) 30%
5) 70%
7/10
6) 60%
1/2
Ответ: а – 4, б – 2, с – 3, д – 6, е – 1, ж – 5.
Учитель: Ребята, как вы думаете, с каким ёлочным украшением можно сравнить упражнения на устный счёт, особенно когда вы отвечаете по цепочке?
(Гирлянда).
Правильно, гирлянда, именно она и станет первым украшением на нашей ёлочке.
Украшение на ёлку прикрепляет тот ученик, который дал правильный ответ.
III Закрепление темы
Учитель: Я думаю, что первая задача не вызовет у вас затруднений. Мы выполним её устно.
Задача 1. Из 20 шариков, украшающих ёлку, 20% красные. Сколько красных шаров на ёлке?
Учитель: Скажите, пожалуйста, 20% это какая часть от числа?
Ученики: 1/5
Учитель: Правильно ребята. А что нам нужно сделать, чтобы найти пятую часть от числа?
Ученики: Разделить это число на 5.
Учитель: Хорошо, молодцы. Так какой ответ мы с вами получим?
Ученики: 4 шарика.
Учитель: Давайте украсим нашу ёлочку этими шариками.
Задача 2. Из 20 слов, которые знает попугай, 14 он выучил за последний месяц. Сколько процентов слов попугай выучил за последний месяц?
Решение:
-
14 : 20 = 0,7 (с) – составляет 1%
-
0,7 * 100 = 70% слов выучил попугай за последний месяц
Ответ: 70%.
Учитель: На столе, под ёлочкой, ждут свое очереди слоник и львенок, но чтобы они заняли своё место среди игрушек, мы должны решить задачу, в которой они являются главными участниками.
Задача 3. Слон и лев нашли клад. Они долго спорили, наконец, слон взял 45% клада, что составило 270 рублей, а остальные взял лев. Какова сумма клада?
Решение:
-
270 : 45 = 6 (руб.) – составляет 1%
-
6 * 100 = 600 (руб.) – сумма клада.
Ответ: 600 руб.
Задача 4. Представьте, что 6 «Д» класс школы №119 получил задание к Новому году украсить актовый зал. Вы украсили 3/4 зала. Если выполнено более 70% задания, то утренник состоится вовремя. Справляетесь ли вы с заданием или вам нужна помощь, чтобы праздник начался без задержек?
Решение:
3/4 = 75/100;
75/100 – 75%;
75% > 70%, значит ребята справляются с заданием, и праздник состоится вовремя.
Учитель: Ну, вот мы и украсили нашу ёлку, а прежде чем перейти к подготовке остальных праздничных атрибутов, давайте немножко отвлечёмся от задач и отдохнём. Я предлагаю вам разгадать несколько загадок. Загадки:
Задача 5. Для раздачи призов на новогоднем празднике ученикам школы №119 приготовили 50 конфет. Карамель составляет 10%, а остальное – шоколадные конфеты. Сколько шоколадных конфет приготовили? Найдите два способа решения этой задачи.
Учитель: Вы можете посовещаться друг с другом. Если знаете ответ, то поднимайте руку.
I способ
Решение:
-
50 * 0,1 = 5 (к) – карамель
-
45 – 5 = 40 (к) – шоколадные конфеты
II способ
Решение:
-
100 – 10 = 90 (%) – составляют шоколадные конфеты
-
50 * 0,9 = 40 (к) – шоколадных конфет
Ответ: 40 конфет.
Задача 6. Дед Мороз за первую неделю декабря, приготовил 220 подарков, при этом он перевыполнил свой план на 10 %. Сколько подарков планировалось приготовить на этой неделе?
Решение:
-
100% + 10% = 110% — на столько был выполнен план
-
220 : 110 * 100 = 200 (п) – планировал подготовить Дед мороз
Ответ: 200 подарков.
Учитель: Правильность ответов к следующей задаче нам поможет проверить компьютер. («Мы делили мандарин»).
Задача 7. Снегурочка попросила Деда Мороза поделить 20 мандаринов, 25% которых он должен был отдать бельчонку, 30% — медвежонку, 20% — зайчонку, 15% — мышонку и 10% лягушонку. Кому сколько мандаринов досталось?
Учитель: Представляете, Дед Мороз уже старенький, не то что компьютером – калькулятором пользоваться не умеет. Поэтому мандарины он отдал сначала тем зверюшкам, чью долю было проще посчитать. Как вы думаете, кто из них первым получил мандарины?
Решение:
Ученики: Бельчонок, потому что 25% — это четвертая часть числа. 20 : 4 = 5 (м)
Зайчонок, потому что 20% — это пятая часть числа. 20 : 5 = 4 (м)
Лягушонок, потому что 10% — это десятая часть числа. 20 : 10 = 2 (м)
Учитель: Помогите Дедушке Морозу посчитать, по сколько же мандарин он должен отдать медвежонку и мышонку.
-
20 * 0,3 = 6 (м) – медвежонку
-
20 * 0,15 = 3 (м) – мышонку
Учитель: Следующая задача на экране. Решаем самостоятельно, ответы проверяем вместе. (Программа «Урок»).
Каждый ученик, выходя к доске поясняет свой ответ. Если нет, то это делает учитель.
IV Домашнее задание
Номера из учебника или если остались нерешенные задачи, то учащиеся забирают листочки с заданиями себе и решают невыполненные в классе задания.
V Подведение итогов
Выставление оценок
Спасибо всем за работу. Посмотрите, какая у нас получилась замечательная ёлочка. Глядя на неё, вспоминается ещё одно стихотворение:
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Зайчики и Волки.
Не растут подарки
В красочной обёртке.
Украшенья и шары
Выросли сегодня
Для 6 класса «д»
Как в праздник новогодний!
Учитель: Ребята, всем большое спасибо за урок. И в заключении мне бы хотелось, чтобы вы заполнили листочки, которые я вам сейчас раздам. Фамилии подписывать не нужно, просто напишите то, что вам придет в голову, долго не обдумывая свой ответ. А пока вы этим занимаетесь, я пройду и выставлю вам в дневники оценки за урок.
Итоговая рефлексия
Дополните предложения:
Я запомнил, что________________________________
Я понял, что__________________________________
Мне понравилось:_______________________________
Дополнительные задания
Задача 1. В первый день туристы 48% пути, что составило 24 км, проехали на машине, а остальной путь прошли пешком. Какой путь проделали туристы в первый день?
Решение:
-
24 : 48 = 0,5 (км) – составит 1%
-
0,5 * 100 = 50 (км) – преодолели туристы в первый день
Ответ: 50 км
Задача 2. Заяц за лето собрал 250 морковок, 16% которых он съел летом, а остальное оставил на зиму. Сколько морковок осталось на зиму?
Решение:
-
250 * 0,16 = 40 (м) съел летом
-
250 – 40 = 210 (м) осталось на зиму.
Ответ: 210 морковок.