Конспект урока для 6 класса по теме «Координатная плоскость»
Щербакова Ирина Михайловна, учитель математики, II квалификационная категория, ГКОУ РО школа-интернат VIвида г.Волгодонск.
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Тип урока:. Интегрированный урок
Цель — более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации знаний по теме.
Задачи:
— образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме Координатная плоскость, обобщить материал как систему знаний.
— воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
— развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.
Ход урока:
Организация начала урока.
Звучат первые два куплета песни «Маленький принц» в исполнении Валерии.
Слайды 1-5
«У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид В-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким
астрономом.
Астроном доложил тогда о своем замечательном открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые!
К счастью для репутации астероида В-612, турецкий султан велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. В 1920 году тот астроном снова доложил о своем открытии. На этот раз он был
одет по последней моде, — и все с ним согласились.
Я вам рассказала так подробно об астероиде В-612 и даже сообщила его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не
спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.
Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.
Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами! Я охотно начала бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотела бы начать так:
«Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…».
Ребята, я начала наш урок с отрывка сказки «Маленький принц» написанной замечательным французским писателем, летчиком Антуаном де Сент Экзюпери. Я приглашаю вас сегодня в космическое путешествие на планету Маленького принца, и мне очень хотелось чтобы вы подружились бы с ним, ведь у Маленького принца совсем нет друзей.
Я, к сожалению, не волшебник, и мы с вами современные люди. Поэтому для космического путешествия нам нужен космический корабль и карта с космическим маршрутом. Вам предлагается на этом уроке стать космическими конструкторами, штурманами, летчиками.
Слайд 6 (звучит музыка группы Спейс «Волшебное путешествие»)
Перед вами карта нашего космического пути. Ваша задача самостоятельно определить координаты звезд и проложить наш путь к звезде Маленького принца. (Самостоятельная работа по заполнению таблицы, обмениваются работами, проверка по слайду).
Слайд 7
Правильно выполнившие всю работу образуют группу конструкторов, остальные – авиокосмические инженеры.
Группе конструкторов предлагается по готовому чертежу ракеты определить координаты основных узлов и записать их для группы инженеров.
В это время у группы инженеров проверяется знание техники безопасности и проверяется предполетная готовность по слайду.
Слайд 8
Отвечают на вопросы
1.Что такое координатная плоскость?
2. Чье имя носит данная система координат?
3. Как называется ось ОХ?
4. Как называется ось ОУ?
5. Какова нумерация координатных четвертей?
6. В каких четвертях лежат точки у которых: (х>0; y>0), (х>0; y<0), (х<0; y>0), (х<0; y<0)?
7. Какие координаты имеет точка пересечения осей координат?
8. Где лежат точки с координатами (0;у)?
9. Где лежат точки с координатами (х;0)?
После ответов на вопросы группа авиокосмических инженеров под наблюдением конструкторов на интерактивной доске строят космическую ракету (Чертеж готовой ракеты находится на слайде 10 за «шторкой» на интерактивной доске. По нему проводят окончательную проверку и докладывают учителю о готовности к полету).
Итак, мои маленькие космонавты, мы отправляемся в космическое путешествие на планету Маленького принца! Пока мы совершаем перелет, я хочу рассказать вам об этой планете.
«На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки. У Маленького принца есть твердое правило:
— Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.»
И еще на его планете растет капризная роза, которую он поливает, прячет от лучей солнца, выпалывает сорняки. Может вам покажется, что это самая обычная роза, но не спешите, остановитесь и задумайтесь!
«У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи
готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы
друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у
тебя был друг, приручи его!
Вот секрет Маленького принца, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»
В добрый путь друзья, к новым планетам, к новым открытиям!
Звучит песня Маленький принц и показываются слайды 12,13.
Итог урока: выставляются оценки, даются рекомендации прочесть всю сказку «Маленький принц»
Источники информации.
-
Антуаном де Сент Экзюпери «Маленький принц».
-
http://images.search.conduit.com – картинки звездного неба и Маленького принца.