МБОУ «Ярцевская средняя общеобразовательная школа №9»

Образовательная система «Начальная школа 21 века».

Конспект урока математики во 2кл. Тема урока: Вычитание двузначных чисел (общий случай).

(Авторы-составители учебников: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая)

Учитель начальных классов:

И. Д. Антонова.

2014г.

Образовательная система «Начальная школа 21 века».

Конспект урока.

Математика

2 класс

учитель МБОУ ЯСОШ № 9 Антонова И. Д.

(ФГОС в системе учебников «Начальная школа 21 века»)

(Авторы-составители учебников: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая)

Тема урока: Вычитание двузначных чисел (общий случай).

Тип урока: Знакомство с новым знанием.

Цель: Формирование новых понятий. Учащиеся должны: научиться выполнять письменно вычитание натуральных чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач.

Задачи урока по содержанию.

Метапредметные.

Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений: умения совместно договариваться; умение слышать и слушать друг друга; участвовать в коллективном диалоге; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: создать условия для проявления инициативности и самостоятельности; формировать умения давать оценку результатам своей учебной деятельности; формируем умение определять цель деятельности, составлять план деятельности на уроке с помощью учителя; навыки самоконтроля.

Познавательные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, исключать лишнее, делать вывод, формировать умение использовать приём моделирования для решения задачи.

Предметные (образовательные): способствовать формированию и совершенствованию вычислительных навыков у учащихся; способствовать формированию умения самостоятельно составлять текст задачи,

Личностные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Основные методы: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, беседа, наглядный и практический, иллюстрированный, проблемно-поисковый ( по характеру познавательной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формирование УУД

1. Самоопределение к деятельности (организационный).

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.

Организовать рабочее место учащихся, эмоциональный и психологический настрой на урок.

Цель: мотивировать и подготовить учащихся к учебной деятельности посредством релаксирующих упражнений, актуализации ситуации успеха.

Настроить детей на

урок и получение

новых знаний:

— Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать

И секретики держать

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-Готовы ли вы к уроку? Сегодня вам ещё понадобятся: внимание, память, математическая смекалка. Встаньте. Протяните руки вперёд, напрягите мышцы в руках, а теперь резко опустите руки вниз и расслабьтесь. Садитесь. Повернитесь за партой лицом друг к другу и пожелайте друг другу удачи и добра (хлопки в ладони друг другу).

-Я желаю тебе добра.

Ты желаешь мне добра.

Если тебе будет трудно, то я тебе помогу.

— Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех».

Проверяют готовность к уроку (принадлежности, необходимые к уроку математики). Психологически и эмоционально настраиваются на урок, выполняют упражнения.

Личностные: мотивация на учебную деятельность.

2.Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

____________________________

3. Постановка учебной задачи (проблемы).

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся (противоречие между знанием и незнанием); формулирование темы и цели урока.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из ситуации).

Цель: решение учебной задачи – формировать умение выполнять письменно вычитание натуральных чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

____________________________

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: решение учебной задачи – формировать умение вычислять разность чисел в пределах 100, используя письменные приёмы вычислений.

Организация задания на повторение.

-Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку. Предлагаю вам поиграть. Условия игры: к доске выходит самый внимательный, наблюдательный; ученик становится спиной к доске, на которой записаны числовые выражения на вычитания в пределах 20 без значений; ребята в классе называют ответы к данным числовым выражениям; ученик должен быстро повернувшись найти числовое выражение к каждому ответу и назвать его. Понятны ли вам условия игры. Кто может их воспроизвести? (Можно вызвать ученика, повторившего правила.)

— Проявите смекалку. Какая хитрость поможет быстро находить нужные числовые выражения, как ты будешь действовать? (Зачёркивать или подчёркивать уже названные числовые выражения.)

-На доске изображены два интересных домика. Какое задание можно придумать к этому рисунку?

— А как найти это неизвестное число?

— Эта игра называется «Заселяем домики». Заселять домики будут две команды, в каждой по два участника. Кто быстрее справиться с этим заданием?

— Вопрос командам: что нужно сделать, чтобы стать победителем?

— Ребята, справились ли вы с заданием, как вы договаривались действовать при выполнении задания? Как выполняли вычисления?

— Задание классу: оцените правильность выполнения. Кто стал победителем и почему?

________________________________________

— А теперь предлагаю вам найти значения следующих числовых выражений: 67-45, 38-27 и 67-39. Записи оформляете в тетради. Какой вычислительный приём поможет вам это сделать?

— Все ли справились с заданием?

— В чём затруднение? Почему не получается сосчитать? Разберём у доски.

— Что же нового вы сегодня узнаете, какую математическую тайну откроете?

— Какова тогда цель урока математики сегодня?

— Как же действовать в этой ситуации?

— Сколько мнений в классе. (Если среди предложенных вариантов не будет правильного, то учитель сам называет и показывает правильный вариант, объясняет новый вычислительный приём для вычитания двузначных чисел).

— Какой шаг нужно добавить в нашу памятку «Путь к ответу». (Показ памятки)

-А теперь нужно найти правильный ответ в числовом выражении 67-39.

________________________________________

— Хотите проверить, чему вы сегодня научились?

— Предлагаю заняться вычислениями, используя новый вычислительный приём, по учебнику стр.75 №2.

К доске приглашается ученик.

— Кто из вас может выступить в роли учителя и будет помогать у доски … находить значения числовых выражений?

— А теперь другой «учитель» проговаривает вслух «Путь к ответу», сидя за партой, а остальные ребята могут себя проверить и правильно записать вычисления.

— Для тех, кто справится с заданием быстрее всех. Задание с секретом от домовёнка Афанасия, который тоже учится в школе №9, но по ночам. Проверим, научился ли он правильно вычислять. Как вы будете действовать?

43 — 26 = 23 57 — 38 = 29 69 — 43 = 26 (вычисления записаны столбиком)

Как бы вы оценили работу домовёнка Афанасия?

Ученик отвечает у доски.

Остальные учащиеся работают за партами.

Запись на доске из числовых выражений:

12-4; 16-8; 13-5; 14-9 и т.д.

8

9

4

7

7

8

5

4

-Надо найти неизвестное число в «окошках».

— Нужно из суммы вычесть известное слагаемое и получится неизвестное слагаемое (нужно из числа на крыше домика вычесть то число, которое записано и получим неизвестное число)

Выбираются из числа желающих 4 учащихся и распределяются по командам.

— Ответ: нужно договориться, какую часть задания выполняет каждый из участников команды.

Команды выполняют задание.

_______________________

— Вычитаем столбиком. Буду действовать по плану.

(Алгоритм действий в виде памятки на доске «Путь к ответу»).

— А я буду вести записи в строку, а считать буду также: из единиц вычитаю единицы, затем из десятков вычитаю десятки.

Кто-то из учащихся скажет «да», а кто-то «нет».

— Из меньшего числа нельзя вычесть большее.

— Познакомимся с новым вычислительным приёмом.

— Научится вычислять, используя новый вычислительный приём.

Ученики предлагают свои решения по выходу из проблемной ситуации.

— Если из единиц нельзя вычесть единицы, то у десятков занимаем один десяток и вычитаем единицы.

_______________________

— Да.

Один из учащихся записывает вычисления у доски, а другой ученик контролирует и помогает, если возникают затруднения.

— Будем ещё раз считать примеры, которые посчитал домовёнок.

Ученики объясняют: допустил ли Афанасий ошибки в вычислениях, и какие.

— Афанасий ещё считает с ошибками, ему нужно повторить памятку «Путь к ответу» и потренироваться в вычислениях. Ему надо быть внимательным.

Коммуникативные: умение договариваться.

Познавательные: синтез, анализ. Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль.

_____________________________

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, вести диалог.

Регулятивные: планирование, самоконтроль.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, вести диалог.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

_____________________________

Коммуникативные: умение работать в паре, выполнять различные роли в группе – ведущий и исполнители.

Личностные: умение проявлять инициативу в оказании помощи.

Познавательные: применять алгоритм вычисления на практике.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения;

Физкультминутка.

Цель: смена вида деятельности уч-ся, развитие внимания, сенсомоторики.

____________________________

6. Повторение и закрепление изученного. Фронтальная аналитическая работа над задачами.

Цель: совершенствовать умения конструировать тексты несложных задач и анализировать тексты задач с целью поиска способа её решения; решать задачи, используя приём моделирования.

____________________________

8. Рефлексия учебной деятельности

на уроке.

Цель:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность

на уроке;

зафиксировать затруднения,

если они есть,

как направления будущей учебной деятельности.

— Отдых наш — физкультминутка.

На разминку становись!

Влево, вправо покрутись!

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем,

Прибавляем 3 к 7.

Столько вы присесть должны!

________________________________________

— Ребята, какое задание на уроках математики одновременно и трудное, и интересное?

— Задание по учебнику на стр. 76 №9.

— Что нужно сделать в этом задании?

— Докажите что это задачи.

— Сколько получится задач и почему такое количество?

-Составляем первую задачу.

-А как будем действовать дальше?

— Какое действие вы выбираете для решения?

-Ребята, которые справятся с вычислениями быстрее, могут в паре оказать помощь.

-Какие новые знания вы применили при решении задачи?

— Вы справились с заданием, решили задачу?

— Составляем следующую задачу (дети действуют по образцу составления предыдущей задачи).

-Можно ли для решения использовать то же самое правило?

-Для проверки записи решения и ответа приглашаю трёх помощников… Они пройдут по рядам и проверят правильность решения. Если нужно окажут помощь.

-Какой из предложенных схематических чертежей подходит к условию и вопросу первой задачи? А какой схематический чертёж подходит к условию и вопросу второй задачи?

-Оставшиеся задачи вам нужно составить по образцу и решить дома. Это ваше домашнее задание.

________________________________________

— Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

И секретики держать?

Ответы полные давали?

И на уроке не зевали?

-Какое новое знание каждый из вас для себя открыл сегодня на уроке математики?

-Удалось ли вам решить поставленную задачу: кто из вас научился считать без ошибок, используя этот приём?

-А кому ещё нужно потренироваться?

-Ученики, у которых сегодня были вычислительные ошибки, будут тренироваться на следующем уроке и справятся со всеми трудностями.

-За что каждый из вас может себя похвалить?

— Какие задания вам понравились?

— Какие задания оказались трудными?

-Оцените каждый свою работу на уроке при помощи игры «Дистанция» (Чем активнее, успешнее вы работали на уроке, тем ближе вы должны стать к доске).

— Ваша самооценка совпала с моей.

_______________________

— Это задание «реши задачу».

Все дети читают задание.

— Решить задачи (ответить на вопросы).

-Условие можно увидеть на картинке, а вопросы записаны предложениями.

— Задач будет 5, так как 5 вопросов.

— В одной вазе 17 штук красных роз, а в другой вазе 35 штук розовых роз. На сколько красных роз меньше, чем розовых?

— Выбираем действие для записи решения; записываем решение; записываем ответ.

— В вопросе есть подсказка. Если спрашивают на сколько одно число больше или меньше другого, то нужно из большего числа вычесть меньшее число?

Ученики записывают решение первой задачи и ответ.

— Новый вычислительный приём.

— Да, получили ответ на поставленный вопрос.

-Да.

Ученики оформляют решение второй задачи и ответ самостоятельно.

1.

/____________________/

/___________/

2.

/__________/____________/

-Первый схематический чертёж подходит к первой задаче, так как на первом чертеже нужно узнать на сколько один отрезок длиннее другого.

-Это чертёж подходит к условию и вопросу и второй задачи, так как можно сказать, что нужно узнать на сколько один отрезок короче другого.

_______________________

-Да, да, да, да, да, да!

-Новый вычислительный приём для вычитания чисел.

_____________________________

Коммуникативные: умение правильно строить устное высказывание.

Познавательные: анализ объектов, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, использовать для решения задачи приём моделирования. Познавательные: применять алгоритм вычисления на практике.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Личностные: умение проявлять инициативу в оказании помощи.

_____________________________

Регулятивные: самооценка учебных достижений.

Личностные: формирование внутренней позиции, мотивации на учебную деятельность.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here