МБОУ «Ярцевская средняя общеобразовательная школа №9»
Образовательная система «Начальная школа 21 века».
Конспект урока математики во 2кл. Тема урока: Вычитание двузначных чисел (общий случай).
(Авторы-составители учебников: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая)
Учитель начальных классов:
И. Д. Антонова.
2014г.
Образовательная система «Начальная школа 21 века».
Конспект урока.
Математика
2 класс
учитель МБОУ ЯСОШ № 9 Антонова И. Д.
(ФГОС в системе учебников «Начальная школа 21 века»)
(Авторы-составители учебников: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая)
Тема урока: Вычитание двузначных чисел (общий случай).
Тип урока: Знакомство с новым знанием.
Цель: Формирование новых понятий. Учащиеся должны: научиться выполнять письменно вычитание натуральных чисел в пределах 100 с переходом через разряд.
Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач.
Задачи урока по содержанию.
Метапредметные.
Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений: умения совместно договариваться; умение слышать и слушать друг друга; участвовать в коллективном диалоге; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные: создать условия для проявления инициативности и самостоятельности; формировать умения давать оценку результатам своей учебной деятельности; формируем умение определять цель деятельности, составлять план деятельности на уроке с помощью учителя; навыки самоконтроля.
Познавательные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, исключать лишнее, делать вывод, формировать умение использовать приём моделирования для решения задачи.
Предметные (образовательные): способствовать формированию и совершенствованию вычислительных навыков у учащихся; способствовать формированию умения самостоятельно составлять текст задачи,
Личностные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую.
Основные методы: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, беседа, наглядный и практический, иллюстрированный, проблемно-поисковый ( по характеру познавательной деятельности).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность детей | Формирование УУД | ||||||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности (организационный). Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организовать рабочее место учащихся, эмоциональный и психологический настрой на урок. Цель: мотивировать и подготовить учащихся к учебной деятельности посредством релаксирующих упражнений, актуализации ситуации успеха.
|
Настроить детей на урок и получение новых знаний: — Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать И секретики держать Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
-Готовы ли вы к уроку? Сегодня вам ещё понадобятся: внимание, память, математическая смекалка. Встаньте. Протяните руки вперёд, напрягите мышцы в руках, а теперь резко опустите руки вниз и расслабьтесь. Садитесь. Повернитесь за партой лицом друг к другу и пожелайте друг другу удачи и добра (хлопки в ладони друг другу). -Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если тебе будет трудно, то я тебе помогу. — Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех».
|
Проверяют готовность к уроку (принадлежности, необходимые к уроку математики). Психологически и эмоционально настраиваются на урок, выполняют упражнения. | Личностные: мотивация на учебную деятельность. | |||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
____________________________
3. Постановка учебной задачи (проблемы). Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся (противоречие между знанием и незнанием); формулирование темы и цели урока.
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из ситуации). Цель: решение учебной задачи – формировать умение выполнять письменно вычитание натуральных чисел в пределах 100 с переходом через разряд.
____________________________ 5. Включение нового знания в систему знаний. Цель: решение учебной задачи – формировать умение вычислять разность чисел в пределах 100, используя письменные приёмы вычислений.
| Организация задания на повторение. -Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку. Предлагаю вам поиграть. Условия игры: к доске выходит самый внимательный, наблюдательный; ученик становится спиной к доске, на которой записаны числовые выражения на вычитания в пределах 20 без значений; ребята в классе называют ответы к данным числовым выражениям; ученик должен быстро повернувшись найти числовое выражение к каждому ответу и назвать его. Понятны ли вам условия игры. Кто может их воспроизвести? (Можно вызвать ученика, повторившего правила.) — Проявите смекалку. Какая хитрость поможет быстро находить нужные числовые выражения, как ты будешь действовать? (Зачёркивать или подчёркивать уже названные числовые выражения.)
-На доске изображены два интересных домика. Какое задание можно придумать к этому рисунку? — А как найти это неизвестное число? — Эта игра называется «Заселяем домики». Заселять домики будут две команды, в каждой по два участника. Кто быстрее справиться с этим заданием?
— Вопрос командам: что нужно сделать, чтобы стать победителем?
— Ребята, справились ли вы с заданием, как вы договаривались действовать при выполнении задания? Как выполняли вычисления? — Задание классу: оцените правильность выполнения. Кто стал победителем и почему?
________________________________________
— А теперь предлагаю вам найти значения следующих числовых выражений: 67-45, 38-27 и 67-39. Записи оформляете в тетради. Какой вычислительный приём поможет вам это сделать?
— Все ли справились с заданием? — В чём затруднение? Почему не получается сосчитать? Разберём у доски.
— Что же нового вы сегодня узнаете, какую математическую тайну откроете? — Какова тогда цель урока математики сегодня?
— Как же действовать в этой ситуации?
— Сколько мнений в классе. (Если среди предложенных вариантов не будет правильного, то учитель сам называет и показывает правильный вариант, объясняет новый вычислительный приём для вычитания двузначных чисел). — Какой шаг нужно добавить в нашу памятку «Путь к ответу». (Показ памятки) -А теперь нужно найти правильный ответ в числовом выражении 67-39.
________________________________________ — Хотите проверить, чему вы сегодня научились? — Предлагаю заняться вычислениями, используя новый вычислительный приём, по учебнику стр.75 №2. К доске приглашается ученик. — Кто из вас может выступить в роли учителя и будет помогать у доски … находить значения числовых выражений? — А теперь другой «учитель» проговаривает вслух «Путь к ответу», сидя за партой, а остальные ребята могут себя проверить и правильно записать вычисления.
— Для тех, кто справится с заданием быстрее всех. Задание с секретом от домовёнка Афанасия, который тоже учится в школе №9, но по ночам. Проверим, научился ли он правильно вычислять. Как вы будете действовать? 43 — 26 = 23 57 — 38 = 29 69 — 43 = 26 (вычисления записаны столбиком) — Как бы вы оценили работу домовёнка Афанасия?
|
Ученик отвечает у доски. Остальные учащиеся работают за партами. Запись на доске из числовых выражений: 12-4; 16-8; 13-5; 14-9 и т.д.
-Надо найти неизвестное число в «окошках». — Нужно из суммы вычесть известное слагаемое и получится неизвестное слагаемое (нужно из числа на крыше домика вычесть то число, которое записано и получим неизвестное число) Выбираются из числа желающих 4 учащихся и распределяются по командам.
— Ответ: нужно договориться, какую часть задания выполняет каждый из участников команды. Команды выполняют задание.
_______________________
— Вычитаем столбиком. Буду действовать по плану. (Алгоритм действий в виде памятки на доске «Путь к ответу»). — А я буду вести записи в строку, а считать буду также: из единиц вычитаю единицы, затем из десятков вычитаю десятки.
Кто-то из учащихся скажет «да», а кто-то «нет». — Из меньшего числа нельзя вычесть большее.
— Познакомимся с новым вычислительным приёмом. — Научится вычислять, используя новый вычислительный приём.
Ученики предлагают свои решения по выходу из проблемной ситуации.
— Если из единиц нельзя вычесть единицы, то у десятков занимаем один десяток и вычитаем единицы.
_______________________ — Да. Один из учащихся записывает вычисления у доски, а другой ученик контролирует и помогает, если возникают затруднения.
— Будем ещё раз считать примеры, которые посчитал домовёнок. Ученики объясняют: допустил ли Афанасий ошибки в вычислениях, и какие.
— Афанасий ещё считает с ошибками, ему нужно повторить памятку «Путь к ответу» и потренироваться в вычислениях. Ему надо быть внимательным. | Коммуникативные: умение договариваться. Познавательные: синтез, анализ. Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль.
_____________________________
Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, вести диалог.
Регулятивные: планирование, самоконтроль. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, вести диалог. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
_____________________________ Коммуникативные: умение работать в паре, выполнять различные роли в группе – ведущий и исполнители. Личностные: умение проявлять инициативу в оказании помощи. Познавательные: применять алгоритм вычисления на практике. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения;
| |||||||||||||||
Физкультминутка. Цель: смена вида деятельности уч-ся, развитие внимания, сенсомоторики.
____________________________ 6. Повторение и закрепление изученного. Фронтальная аналитическая работа над задачами. Цель: совершенствовать умения конструировать тексты несложных задач и анализировать тексты задач с целью поиска способа её решения; решать задачи, используя приём моделирования.
____________________________ 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности.
| — Отдых наш — физкультминутка. На разминку становись! Влево, вправо покрутись! Мы 7 раз в ладоши хлопнем, 8 раз ногами топнем, Прибавляем 3 к 7. Столько вы присесть должны! ________________________________________ — Ребята, какое задание на уроках математики одновременно и трудное, и интересное?
— Задание по учебнику на стр. 76 №9. — Что нужно сделать в этом задании? — Докажите что это задачи.
— Сколько получится задач и почему такое количество? -Составляем первую задачу.
-А как будем действовать дальше?
— Какое действие вы выбираете для решения?
-Ребята, которые справятся с вычислениями быстрее, могут в паре оказать помощь.
-Какие новые знания вы применили при решении задачи? — Вы справились с заданием, решили задачу? — Составляем следующую задачу (дети действуют по образцу составления предыдущей задачи). -Можно ли для решения использовать то же самое правило?
-Для проверки записи решения и ответа приглашаю трёх помощников… Они пройдут по рядам и проверят правильность решения. Если нужно окажут помощь.
-Какой из предложенных схематических чертежей подходит к условию и вопросу первой задачи? А какой схематический чертёж подходит к условию и вопросу второй задачи?
-Оставшиеся задачи вам нужно составить по образцу и решить дома. Это ваше домашнее задание.
________________________________________ — Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались всё понять? Учились тайны открывать? И секретики держать? Ответы полные давали? И на уроке не зевали?
-Какое новое знание каждый из вас для себя открыл сегодня на уроке математики?
-Удалось ли вам решить поставленную задачу: кто из вас научился считать без ошибок, используя этот приём?
-А кому ещё нужно потренироваться?
-Ученики, у которых сегодня были вычислительные ошибки, будут тренироваться на следующем уроке и справятся со всеми трудностями. -За что каждый из вас может себя похвалить? — Какие задания вам понравились? — Какие задания оказались трудными? -Оцените каждый свою работу на уроке при помощи игры «Дистанция» (Чем активнее, успешнее вы работали на уроке, тем ближе вы должны стать к доске). — Ваша самооценка совпала с моей.
|
_______________________ — Это задание «реши задачу». Все дети читают задание.
— Решить задачи (ответить на вопросы). -Условие можно увидеть на картинке, а вопросы записаны предложениями. — Задач будет 5, так как 5 вопросов. — В одной вазе 17 штук красных роз, а в другой вазе 35 штук розовых роз. На сколько красных роз меньше, чем розовых? — Выбираем действие для записи решения; записываем решение; записываем ответ. — В вопросе есть подсказка. Если спрашивают на сколько одно число больше или меньше другого, то нужно из большего числа вычесть меньшее число?
Ученики записывают решение первой задачи и ответ. — Новый вычислительный приём. — Да, получили ответ на поставленный вопрос.
-Да. Ученики оформляют решение второй задачи и ответ самостоятельно.
1. /____________________/
/___________/
2. /__________/____________/
-Первый схематический чертёж подходит к первой задаче, так как на первом чертеже нужно узнать на сколько один отрезок длиннее другого. -Это чертёж подходит к условию и вопросу и второй задачи, так как можно сказать, что нужно узнать на сколько один отрезок короче другого.
_______________________ -Да, да, да, да, да, да!
-Новый вычислительный приём для вычитания чисел.
|
_____________________________ Коммуникативные: умение правильно строить устное высказывание. Познавательные: анализ объектов, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, использовать для решения задачи приём моделирования. Познавательные: применять алгоритм вычисления на практике. Регулятивные: целеполагание, планирование. Личностные: умение проявлять инициативу в оказании помощи.
_____________________________ Регулятивные: самооценка учебных достижений. Личностные: формирование внутренней позиции, мотивации на учебную деятельность.
|