Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»
с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Дальше и ближе»
подготовила
учитель начальных классов
Гладышева Ольга Николаевна
с. Кинель — Черкассы
2012
Конспект урока
1. Тема: «Дальше и ближе»
2. Предмет: математика
3. Класс: 1
4. Автор разработки: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов
5. Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №2 «Образовательный центр»
6. Город/муниципальный район: с. Кинель — Черкассы, Кинель – Черкасский район
7.Краткое описание. Данная методическая разработка предлагает организовать изучение предметного содержания урока «Дальше и ближе» в соответствии с особенностями развития познавательных функций и психологических особенностей первоклассников.
Все этапы урока логически последовательны, взаимосвязаны и подчинены теме, цели и задачам урока.
8. Тип урока: урок «открытия» нового знания
9. Форма организации: урок
10. Представление о результатах:
Личностные результаты: ценностное отношение к умению применять понятия «дальше», «ближе»;
осознание учащимися ценности умения сравнивать различные предметы по их расположению;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные результаты: умение принимать и сохранять цель урока;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения;
развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные результаты: понятия «дальше», «ближе»;
умение применять знания в жизненных ситуациях;
умение решать примеры на сложение.
11.Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению и применению понятий «дальше» и «ближе».
12. Задачи урока: познакомить с понятиями «дальше», «ближе»;
развивать умения применять знания в жизненных ситуациях, развивать речь, логическое мышление, пространственные представления;
воспитывать сотрудничество, взаимопомощь.
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
1. | Организационный момент. | Формирование самооценки готовности к уроку | Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Долгожданный дан звонок – Начинается урок математики.
Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Пенал, учебник и тетрадка? Беремся, ребята, скорей за работу! | Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Оценивают готовность к уроку. Готов ли слушать учителя. |
2. | Актуализация знаний. | Актуализа- ция знаний о пространственных отношени-ях. | Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке.
— Сейчас вы будете выполнять задание в парах. Вспомните правила рабаты в паре. -Что изображено. -Из какой сказки ? Задание для самостоятельной работы. -Составить всевозможные предложения со словами: «за», «перед», «рядом», «выше», «ниже», «дальше», «ближе». — Расскажите, какие получились у вас предложения. — Все справились с заданием? -Каким способом вы выполняли задание? Чьи предложения были интереснее; полнее. Чья группа самая наблюдательная? Какие новые понятия вы использовали? | Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат.
Умение договариваться, выслушивать мнение другого, выбор ответа. Иллюстрация с изображением фрагмента из сказки «Волк и семеро козлят».
Каждая пара представляет результат работы.
-Сравнивали
Высказывают свое мнение. Оценивают свою работу.
— Дальше и ближе. | Оценива-ние выполне-ния задания. |
3. | Постановка цели урока. | Формирование представления о результате деятельности. | Организует и управляет ситуацией целеполагания. — Рассмотрите схему на доске. -Кто из детей ближе находится к школе? Кто находится дальше? Как вы определили?
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке. Учитель: -Какая тема нашего урока?
Оцените свою работу. Трудность задания. | Выделяют незнакомые понятия
— Ближе к школе находится Миша, дальше Маша.
— Сравнивали расстояние на «глаз»?
-Будем учиться употреблять понятия «дальше, «ближе»
Все справились с заданием, оно легкое, т.к. по схеме можно легко сравнить расстояния, то что меньше – ближе, что больше – дальше. | Оценка и рефлексия собствен ной и коллектив ной деятельности. |
4. | Первичное восприятие и усвоение нового теоретическо-го учебного материала. | Формирование умения сравнивать различные предметы по их расположе-нию. | Организует деятельность по наблюдению за сравнением различных предметов по их расположению.
— Откройте учебники на с.64 задание №1 Покажите соседу по парте тот автомобиль, который находится дальше других от детей, а он пусть покажет тебе тот телеграфный столб, который находится ближе других к детям. Каким способом получили результат? — Найдите задание №2. — Рассмотрите рисунок. Что изображено? Найдите и покажите, где находится дом, колодец, пасека. Покажите пути, которыми можно попасть на пасеку. Какой путь короче и почему?
-Что вам помогло ответить на вопрос?
-Рассмотрите рисунок задания №3. На рисунке изображены два одинаковых катера. —Составь рассказ по рисунку, обязательно используя слова «дальше», «ближе» Рассказы получились одинаковые? Все смогли правильно использовать слова«дальше», «ближе» Как вы определили?
— Марина, скажи, какие предметы в классе расположены ближе к тебе, какие дальше?
— Кирилл, кто в классе находится ближе к тебе, а кто дальше?
Оцените работу. Какое задание было интересным? Какое трудным? |
Выполняют задание, представляют результат работы.
Сравнили расстояния.
Если переплыть на лодке, то путь будет короче. Этот путь напоминает отрезок. Путь через мост длиннее, он в виде дуги. — Мы сравнивали расстояния.
Выполняют индивидуально. Рассказывают рассказы.
Все правильно сказали о том, какой катер находится ближе, какой — дальше
Оба катера одинаковые, но изображения разные. Тот катер, который меньше находится дальше, т.к. предметы, которые далеко, мы видим маленькими.
— Ближе ко мне -учительский стол, доска, окно, цветы на окне, стул, Настина парта. Дальше от меня – дверь, шкафы, парты 3-го ряда.
— Ближе – Оля, Аня, Ваня, учитель, дальше – Руслан, Регина, Катя. Высказывают свои мнения. Оценивают работу. | Оценива-ние своей деятельности. |
5. | Применение теоретиче-ских положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач. | Примене-ние способа сравнения различных предметов по их расположе-нию. | Организация работы по тетрадям на ПО с. 93, №1. — Поставь фишку так, чтобы она была ближе к квадрату, чем круг, но дальше от квадрата, чем прямоугольник. |
Фишка находится между кругом и квадратом, и она ближе к квадрату, чем круг. Фишка дальше от квадрата, чем прямоугольник. | Умение применять знания на практике. |
6. | Самостояте-льное, творческое использова-ние сформирован-ных умений и навыков. | Приобретение способа действий по достиже-нию целей; умение работать самостоя-тельно. | Организация самостоятельной работы по тетрадям на ПО с. 93, №1, 2. | Знакомятся с заданием. Выполняют, опираясь на алгоритм действий. Взаимопроверка. | Оценива-ние умения работать самостоя-тельно |
7. | Динамиче-ская пауза. | Формирование ценностно-го отношения к своему здоровью. | Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. | Оценить выполне-ние упражне-ний. |
8. | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков. | Закрепле-ние имеющихся математических знаний, умений и навыков. | Организация самостоятельной работы по систематизации знаний. — Какие задания вы выполняли?
Что повторили?
В чем испытывали трудность? | Выполнение заданий по тетради на ПО с. 91, №9 -11.
Составление сумм по схемам, сравнивнение их. Увеличение числа на 2, знаки больше, меньше.
Оценивают работу. | Оценива-ние успешнос-ти своей деятельности. |
9. | Рефлексия деятельности. | Развитие рефлексив-ных умений. | Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки — листочки. Если вам все понятно по теме «Дальше и ближе» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на следующем уроке мы продолжим изучение данной темы.
| Высказывания учащихся.
Выставляют себе итоговую оценку в виде определённого лепестка. | Умение оценивать правиль-ность выполне-ния действия на уровне адекватной ретроспек-тивной оценки.
|
Список использованной литературы
1. А.Л. Чекин. Математика: Методическое пособие для учителя, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник, 2011
2. А.Л. Чекин. Математика: Учебник, 1 класс — М.: Академкнига/Учебник, 2011
3. Сост. Р.Г. Чуракова. Программы по учебным предметам, 1-4 кл. 1 часть. М.: Академкнига/Учебник, 2011
Использованные Интернет-ресурсы
1. http://pedsovet.org
2. http://festival.1september.ru