Конспект урока математики
Тема: «Разряд единиц и разряд десятков»
УМК «Перспективная начальная школа»
1 класс
Перспективная цель: создание условий для изучения понятия разряды.
Актуальная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования умения распознавать и определять разряд единиц и разряд десятков
Задачи урока.
Обучающая:
-
ознакомление с новым математическим понятием «разряд»;
-
формирование умения распознавания разряды, сравнивать двузначные числа;
Развивающая:
-
развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемы «Что такое разряд?»
Воспитательная:
-
воспитание положительного отношения к предмету «математика»;
-
содействовать осознанию необходимости изучения разрядов в процессе работы с учебником.
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)
Вид урока: проблемно-диалогический
Принципы: доступности обучения; сознательности и творческой активности
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация, цветные карандаши.
Ход урока
Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1. Организацион-ный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
| Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | — |
2. Актуализация знаний | Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий. | Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.
Устный счёт: -9 уменьшить на 4 -6 увеличь на 3 -сумма чисел 4 и 3 -разность чисел 8 и2
| Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний:
Результат показывают на математическом веере
| Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Умение адаптироваться к сложным ситуациям. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Подведение под понятие
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
| Повторение известных математических понятий
отыскание правильного ответа. |
3. Постановка цели урока | Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Учитель задает вопрос относительно того, чему будет посвящен сегодняшний урок. — Какие слова в названии темы знакомы? — Какие неизвестны? | Открывают учебник на с. 22 Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока:
| Формирование мотивационной основы учебной деятельности. | Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | — |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать «разряд единиц», «разряд десятков» |
Работа по учебникуЗадание №1 (У-2, с.22)
Задание №2 (У-2, с.22) (слайд 3) Зачитываем сами по учебнику все требования этого задания. По мере необходимости чтение прерывается. —Какое число лишнее? Почему? Читаем вслух второй абзаца этого задания: Место в записи, где находится цифра, обозначающая число единиц, называется РАЗРЯДОМ ЕДИНИЦ. (слайд 4) Что такое разряд единиц? Задание №3 (У-2,с.22) (слайд 5) Методика организации выполнения этого задания аналогична ранее описанной. (слайд 6) Место в записи, где находится цифра, обозначающая число десятков, называется РАЗРЯДОМ ДЕСЯТКОВ(слайд 7) -Что такое разряд десятков?
-В жизни нам это может пригодиться знание разрядов? Где? | Зачитывают сами все требования задания по учебнику. Синхронно с чтением учащиеся выполняют задание: записывают число палочек, изображенных на рисунке, подчеркивают красным и синим цветом цифры, которые обозначают число десятков и единиц, дают краткие устные ответы (отвечают одним словом, чтобы не прерывать ход объяснения).
Учащиеся в это время отвечают на вопросы и выполняют задание: записывают число (15), подчеркивают синим цветом цифры, которая занимает первое место справа.
-Лишнее число 5 – однозначное (10- на месте единиц ноль – нет единиц) Дети следят за чтением. Затем зачитываем формулировку все вместе вслух. В заключение дети записывают числа 12, 17, 10, 5 и подчеркивают синим цветом цифру разряда единиц.
Разряд единиц — место в записи, которая обозначает число единиц
В заключение дети записывают числа 15,19,20,6 и подчеркивают красным цветом цифру разряда десятков.
Разряд десятков — место в записи, которое обозначает число десятков
| Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности | Работа с разными видами информации.
Использование знаково-символичных средств.
Выполнение пробного учебного действия – поиск цифры единиц.
Выполнение действий по образцу. | Совершен-ствование навыков нахождения единиц в записи числа
Знакомство с новым математическим понятием «разряд единиц», «разряд десятков»
|
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Сформировать навыки сравнения двузначных чисел | Задание №4 (У-2, с.22) Учитель зачитывает формулировку задания, предлагая выполнить учащимися в парах. Обсудить и сформулировать правило для сравнения двузначных чисел. Проводим устную проверку, добиваясь всех случаев верных записей: 10<12, 11<12; 14 = 14; 20>19 |
Дети читают вместе с учителем про себя. Работают в парах. Формулируют правило: сначала сравнивают цифры в разряде десятков, если цифры одинаковые, то сравнение происходит по цифрам в разряде единиц. | Осознание ответственности за общее дело.
Понимание и следование в деятельности нормам эстетики. | Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания. | Правильное выполнение сравнения двузначных чисел.
Наблюдение и формулировка правила сравнения двузначных чисел |
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) | Смена вида деятельности | Показ рифмованных движений для снятия переутомления | Повторение движений учителя | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении | Выполнение действий по образцу. | — |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД. | Самостоятельная работа тетрадь для самостоятельных работ с. 29№ 17 — Прочтите задание? Что потребуется для выполнения этого задания? Есть вопросы? Выполнение с. 29 № 2,3 |
Работают с тетрадью для самостоятельных работ
Взаимопроверка
Тетради сдаются для проверки учителю | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Ориентация в тетради для самостоятельных работ.
Взаимодействие с соседом по парте.
Анализ, синтез, сравнение и обобщение. | Закрепление понятий «разряд единиц», «разряд десятков», умения сравнивать двузначные числа |
8. Рефлексия деятельности | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников (слайд 8) | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности —Миша просит: закончите следующие предложения: Я понял… Я узнал … Мне было интересно … Мне было трудно… Я бы ещё хотел узнать … | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Самооценка на основе критерия успешности
| Рефлексия способов и условий действия.
Оценка своей деятельности на уроке.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
| — |