Конспект урока математики в 1а классе.
Тема: «Число 9. Цифра 9»
Основные цели
сформировать представление о числе 9 как количественном свойстве группы из 9 предметов,
повторить состав чисел 5-8, различные способы записи чисел в пределах 8. Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9;
— складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.
Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;
Воспитывающие: воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.
Формы работы:
— фронтальная
— коллективная
— самостоятельная
Методы:
— наглядный
— диалог
— беседа
— практическая работа
— самостоятельная работа
Тип урока: Открытие нового
Форма: Классно – урочная.
Технологии: проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.
Оборудование: презентация, учебник Т.Е.Демидовой «Математика. 1 класс. Часть 2», геометрические фигуры для работы на доске.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
Ход урока
1. Орг .момент.
Здравствуйте, ребята . Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Тихо сели. Я знаю, что вы дружные и весёлые ребята, и, надеюсь, мы сегодня отлично поработаем, а вы покажете все свои знания и умения.
Слайд 1.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
На уроках я сижу
Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
Слайд 2.
— Вспомните наше путешествие по числовому отрезку.
— На какой станции мы остановились? (На станции 8)
— Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)
— Зачем? (- Мы еще познакомились не со всеми числами.
— Чтобы узнать другие числа, их состав, …)
— Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.
А для того чтобы узнать новое, нам предстоит вспомнить изученное.
Слайд 3.
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Слайд4.
— Задание первое:
Соотнесите количество предметов с нужной цифрой.
— Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами)
— Что нужно сделать, чтобы подставить под предметы нужную цифру?
Слайд 5. Задание 2. Заселим домики.
— Что мы сейчас повторили? (знание состава числа)
— Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком.
— Молодцы! Вы хорошо поработали.
— Теперь будет новое для вас задание.
Слайд 6. (У доски 3 ученика вычисляют, остальные выполняют задание3 веером)
— Нужно найти значение выражения 3+6.
— Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 6 мы знакомы?(Таких соседей нет ни в одном домике)
— Правильно.
Задание 3.
Покажите на числовом веере число, следующее за числом 5. (4, 3, 7)
— Как получить следующее число? (+ 1)
4. Постановка проблемы.
– Какое задание выполняли? (Находили значение выражения 3+6.)
— А почему же здесь возникло затруднение? (Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом.)
(Мы не успели, потому что таких соседей нет ни в одном “домике”. Не знаем нужной цифры….)
5.Формулирование темы урока и «открытие» нового знания.
А) Построение проекта выхода из затруднения.
— Какая же тема урока и цели?(Число 9 и цифра 9)
Слайд7
— Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на данный урок.
— Не умеем записывать цифру 9. Надо научиться писать цифру 9)
— Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?
(Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 9, значит надо найти место числу 9 на числовом отрезке )
— Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 9.
Б) Реализация построенного проекта.
— Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 9, найти место на числовом отрезке )
Сначала найдем число 9.
Положите на парту 8 кружочков, еще 1 кружок. Сколько стало. (9)
Как мы получили? (К 8 добавили еще 1 кружок.) (Сама на наборном полотне, кружочки и составляю выражение 1+8)
Слайд 8.
Поможем Пете.
-Сколько было вагончиков? (8)
-Сколько стало? (9) Составим выражение.
Сколько всего вагонов? Какой по счету последний?
Слайд 9. Физминутка.
Слайд 10.
№3 стр.16 – учебника.
Знакомства с цифрой 9.
– На что похожа цифра? (На запятую)
— А ещё есть стихотворение об этой цифре.
Учебник стр.16№3
— Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру .
— А теперь в тетрадях научимся писать цифру 9.
— Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.
— Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?
-Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании.
* обведи в воздухе;
— Откройте тетради на с.44, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.
— Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.
( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)
Подчеркните самую красивую цифру . Работа в тетрадях.
— Научились писать цифру 9? Для чего научились?(Теперь сможем не только считать до 9, но записывать числа до 9)
Слайд 11.
— Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.
— Чтобы найти место числу 9 на числовом отрезке, надо к 8 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 9.
8+1=9 9-1=8 В рабочей тетради.
Слайд 12. Предыдущее число числа 9.
Работа по учебнику стр.17 №6 (Слайд 15-16)
Слайд 17-19 Расскажи о числе 9. Заселяем дом.
— Какой следующий пункт плана? (Состав числа)
— Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)
— Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)
6. Первичное закрепление.
— Значит, состав числа нужно выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 9.
— Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 9)
Обращаясь к целям урока:
— Писать цифру научились? (Да)
— На числовом.отрезке . место числу 9 нашли? (Да)
— С составом числа 9 поработали? (Да)
— Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).
Работа по учебнику стр.17 №8. В рабочей тетради.
Проверка – фронтально.
VIII Рефлексия. Слайд20.
А теперь пришла пора подвести итог нашей работе.
— Что же мы делали сегодня на уроке? Зачем?
— Узнали ли вы что-то новое? Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.
Оцените свою работу по «линеечке успеха»
— — О чём расскажете дома родителям?
Что вам помогло сегодня хорошо работать, а что вам мешало?
IX Итог урока. На этом наш урок заканчивается. – Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А впереди нас ждет еще много интересного. (слайд21)
Учительница начальных классов МОБУ СОШ№3 с. Бураево Ахмадуллина Р.Н.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 9”.)
— Чему мы хотели научиться? (Изучить число 9 и научиться писать цифру 9.)
— Нам это удалось? (Да.)
— Докажите.
— Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?
— Веером покажите 1) Я очень хорошо работал.
2) Я не всё понял.
3) Наше путешествие мне не принесло никаких знаний.
Учитель делает вывод по итогам самооценки.
— Какие ТРУДНОСТИ остались?
Слайд 25. МОЛОДЦЫ! 5