Конспект урока математики в 1 классе по теме «Задача»

1.ФИО учителя Кириллова Лариса Юрьевна

2.Место работы МБОУ СОШ № 7 города Череповца Вологодской области

3.Должность Учитель начальных классов

4.Предмет Математика

5Класс 1

6.Тема и номер урока в теме Задача. Урок № 1

7.Базовый учебник Математика 1 класс, авт. Л. Г. Петерсон, часть 2

8.Тип урока ОНЗ

9.Оборудование

Для учителя: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, карточки с числами, ребус со словом «Задача», таблица «Задача. Составные части задачи», карточки для работы в парах

Для учащихся: веер цифр, счётный материал, учебники — тетради на печатной основе, веер – светофор для оценивания.

Целевые установки на достижение результатов

— Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Предметных: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

— Метапредметных: а) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

б) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

в) Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ход урока.

Содержание (деятельность учителя и ученика)

Вопросы и задания, направленные на формирование УУД

Указание, какие УУД формируются

1.Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Я желаю всем удачи

За работу в добрый час!

Порешаем, посчитаем

на уроке мы сейчас.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— С чего обычно начинаем урок математики?

— С чего обычно начинаем урок математики? (С устного счёта)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

2.Актуализация знаний.

А) Для работы приготовьте веер цифр, счётный материал и будьте готовы оценить ответ товарищей. Логическая разминка.

Б) Игра «Живые числа». Раздать ученикам карточки с цифрами (1, 3, 5, 7, 10, 11, 14, 17, 20). Остальные ученики показывают ответ, пользуясь веером цифр.

В) Устный счёт. Закрепление изученных приёмов вычисления. Работа со счётным материалом (презентация, интерактивная игра «Забей гол»). Прочитай примеры по-разному: используя слова. («плюс», «слагаемое», «увеличить»).

Фронтальная проверка, самопроверка, самооценка.

-Какое сегодня число? Месяц? Какой он по счёту? Время года? День недели? Какой он по счету? Если сегодня среда, то сколько дней осталось до субботы?

— На какие 2 группы мы можем разделить эти числа? (однозначные и двузначные). У кого самое маленькое число? (ученик выходит к доске). Теперь расположите эти числа в порядке возрастания (ученики выстраиваются друг за другом). Назови самое большое однозначное число (9). Назови соседей своего числа. Как по — другому можно прочитать число 14? (1 дес. и 4 ед.);17 – это сумма каких двух чисел? (10 и 7). Какое число предшествует (стоит перед числом) 20?

— Возьмите цифры из счётного материала. Выложите перед собой числовой ряд. Ответ решённого примера кладите в нижний ряд.

— У кого всё правильно?

— У кого есть ошибки?

— В чём ошибки?

— В чём причина ошибок?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке. (Личностные УУД)

3. Мотивация учебной деятельности.

А)Ребус на доске: ЗА Загородный дом (картинка). Ответ – задача.

— А что такое задача?

— Хотите узнать? (Да)

— Откройте учебник на с.44. Определите тему урока. (Задача) Чему будете учиться? Какие цели мы себе поставим ?

Презентация – слайд с целевыми установками урока (узнаем – научимся- повторим – закрепим)

(Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

Учитель вывешивает таблицу «Задача. Составные части задачи»

Б) Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

— А кто из вас знает, что такое задача?

— Чему будете учиться? Какие цели вы поставили?

— Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

— Что мы делали? (Настраивались на работу)

— Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

4.Самоопределение к деятельности.

— Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи. Рассмотрите рисунок (презентация, слайд составь задачу по рисунку)

— А какое наше действие следующее? (Составить план, алгоритм действия)

План действия — слайд презентации.

Составьте задачу по рисунку. — В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача)

— Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ)

— Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача)

— Наметим наш план действия:

1.Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

— Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей.(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Познавательные УУД.

5.Работа по теме урока.

А) Знакомство со структурой задачи. Откройте учебник стр.44 – 45. Найдите

задание № 1, выполняется устно.

— Прочитай текст. (У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба)

— Это задача? (Нет, это условие задачи)

-Почему? (Нет вопроса.)

— Значит, в задаче всегда есть вопрос, связанный с условием.

— Что ещё есть в задаче?

Сопоставление с учебником.

Найдите задание № 2, выполняется письменно, коллективное выполнение задания.

2)Здоровьесберегающая физминутка.

3)Оформление решения задачи. Выполнение № 3, устно.

— Рассмотрите рисунок к задаче и схему. Работа в парах. Определитесь, кто из вас будет составлять задачу по рисунку, а кто по схеме. Расскажите задачу друг другу.

Фронтальная проверка.

Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением? (Чтобы узнать, сколько всего яблок, их нужно сложить вместе и сосчитать).

— Прочитайте ответ задачи.

Рассмотрите № 1 — таблицу в учебнике «Задача, составные части задачи».

— Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)

Что обязательно должно быть в задаче? В задаче должен быть … (вопрос)

— Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)

— Какие составные части задачи отображены? (условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ).

— Из предложенных частей выберите и соедините стрелками (составьте пары) части задачи с их названиями.

Выполнение двигательной физминутки под музыку.

— У кого были такие же результаты?

— Почему задачу решили сложением?

-Какая тема урока сегодня? (задача)

— Как же узнать задачу? Из каких частей она состоит? (Задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей.(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

6.Первичное закрепление.

— Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит карточку с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей.

1)В вазу поставили 7 роз, 2 завяли.

2)Сколько всего листов в книге?

3)На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке?

Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3: есть условие, вопрос)

— Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия).

-Что вы решили? Назовите задачу.

— Расскажите, как вы рассуждали?

— Решите задачу, запишите в клетках карточки решение и ответ.

Коммуникативные УУД.

7.Самостоятельная работа.

Стр.45 №4.

— Запишите решение задачи.

Фронтальная проверка.

Самооценка. Объяснение , в чём ошибки,

в чём причина ошибок?

— Какое выражение, решение и ответ задачи записали?

— У кого всё правильно?

— У кого есть ошибки?

— В чём ошибки?

— В чём причина ошибок?

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке. (Личностные УУД)

8. Закрепление ранее изученного материала. Формирование вычислительных навыков.

А) Повторение состава числа 7. Выполнение задания № 5 стр. 45 учебника, фронтальная работа. Презентация, слайд состав числа 7.

Б) Вычисления: решение выражений № 6 стр. 45, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Расшифровка слова ЦУНАМИ с помощью правильных ответов (обратная связь)

В) Работа в клетках (стр. 45пропись внизу страницы учебника). Каллиграфическое написание цифр.

— Дорисовать недостающие фигуры и вписать в клетки недостающие цифры.

-У кого всё правильно?

— У кого есть ошибки?

— Какое слово получилось?

— В чём причина ошибок?

— Найдите закономерности и продолжите ряды чисел.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: символ – знак. (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.(Регулятивные УУД)

9.Рефлексия учебной деятельности.

— Расскажите по схеме (вернуться к 1 слайду с целевыми установками урока) , чему научились на уроке?

— Оцените свою деятельность на уроке с помощью веера — светофора.

— Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

— Достигли цели? (Да)

— Какая тема урока была? (Задача)

— Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)

— Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

Личностные УУД

9.Домашнее задание. Спросить у родителей, где им приходится решать задачи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here