Ларькина Нина Алексеевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ р.п.Шемышейка, Пензенской области

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Слагаемые. Сумма

Цель

создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»

Планируемый результат

Предметные умения:

-обучающиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

1. Познавательные: — использование имеющихся знаний;

— исследование учебной задачи;

— установление логических, причинно- следственных связей,

-применение знаково-символической схемы.

2. Регулятивные: — оценивать уровень успешности;

— производить контроль своих действий;

— определять цель учебной задачи;

— планировать свою деятельность, определяемую результатом,

— контроль в форме сличения способа действия и его результата

3. Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог;

— умение правильно выражать свои мысли;

— умение контролировать и корректировать действия других обучающихся

— оформление своей мысли в устной речи;

— обоснование своего ответа;

— умение ориентироваться в своей системе

знаний;

4. Личностные: — самооценка своих возможностей;

— формирование положительного отношения

к учению.

5.Предметные: — знать название чисел при сложении.

-уметь употреблять новые понятия

математической речи;

— совершенствовать вычислительные навыки;

— формировать умение решать простые задачи;

— выбирать различные способы чтения

математических выражений.

Ресурсы урока

Для учителя

Для обучающихся

М. И. Моро, М. А. С.И. Волкова и др. Математика 1 класс, 1 часть М. «Просвещение» 2011, М. И. Моро, С. И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. 1 часть. 2011 

Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по математике 1 класс к учебному комплекту М. И. Моро. М. ВАКО. 2013.

Карточки с заданиями для парной работы

Технология изучения

Организация учебного пространства

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

.

Выдвигает проблему.

Подводит к теме урока.

1.Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Слайд 2

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Для чего нам нужно выполнять эти правила?

Слайд 3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

3. — Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

— Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь

других (Коммуникативные УУД).

II. . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

— Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют практическое задание

Работают индивидуально (3 чел), остальные коллективно с учителем.

Включаются во фронтальную работу

Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку.

.

Слушают задачу в стихах, находят ответ. Объясняют, как нашли решение

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос: К 3 прибавить 2 — получится 5, 3 увеличить на 2 — получится 5, 3 еще 2 —будет 5.

Показывает картинку следующего этапа.

Организует уточнение вида работы на данном этапе урока

Организует проверку самостоятельной работы уч-ся

.

.

.

Организует обобщение актуализированных знаний

1. — А теперь переходим к следующему этапу

Какое сейчас время года? (осень)

Слайд 4

Сегодня мы отправимся в осенний лес, в лесную школу. Посмотрите, животные в лесной школе тоже учатся и у них тоже урок математики.

Слайд 5.

Помогите лисичке заполнить окошки в примерах:

1 столбик – вставить пропущенные числа,

2 столбик – вставить знаки + или ,

3 столбик – вставить знаки >, <, или =.

6-О=5 9О2=7

О+9=9 5О1=6

8+О=10 7О0=7

7+ 1 O 5

5 O 4 + 1

4- 4 O 4

Примеры записаны на доске

Учитель вызывает по 1 ученику на каждый столбик.

Слайд 6.

Пока ребята помогают лисичке, мы поможем волчонку:

Посчитайте от 5 до 10, от 9 до 4, от2 до 8 через один, от 1 до10 через два… (Дети считают в полголоса хором, чтобы не мешать работающим у доски.)

Решение примеров по учебнику стр. 86, №2

Молодцы! Помогли волчонку! Он очень вам благодарен.

Достаньте из конвертов светофоры. Проверим работу на доске.

(Ученики светофором оценивают каждый столбик решённых примеров.)

Слайд 7. Самоопределение к деятельности.

В нашей лесной школе учится белочка.

Ай, да белка – мастерица!

Вяжет детям рукавицы.

Извязала три клубка,

Два ещё лежат пока.

У кого ответ готов:

Слайд 8. Сколько у неё клубков? (5)

Как вы узнали? (3+2=5)

Как по-разному можно прочитать эту запись?

(к 3 прибавить 2 получится 5, 3 плюс 2 равно 5, 3 да 2 будет 5, 3 увеличить на 2 получится 5).

Уметь правильно оценивать результат коллективной работы (самооценка + внешний контроль).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. . Первичное усвоение новых знаний.

Цель:

— Создание условий для усвоение обучающимися нового материала

Отвечают на вопросы учителя.

(читать запись по-другому, узнать названия чисел при сложении)

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя

Организует выявление возможных затруднений.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

.

Можно ли прочитать эту запись по-другому? Для этого нам надо узнать, как называются числа при сложении. Кто может сказать, чему мы должны научиться на уроке?

Открытие нового знания.

(У учителя корзина и муляжи фруктов, с помощью которых он демонстрирует все действия зайчика)

Слайд 9. В лесной школе учится зайчик. Он нашёл под дикой грушей 2 груши и положил их в корзину.

Положите на парту столько же кругов.

Потом он под дикой яблоней нашёл 3 яблока и положил их в корзину.

Положите рядом столько же треугольников.

Что делал зайчик с фруктами? (Складывал в корзину)

Что делал зайчик с фруктами? (Складывал в корзину)

Какое действие он выполнял? (Сложение)

Что он складывал? (2 яблока и 3 груши)

Составьте выражение.

( 2+3)

Слайд 10.

Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.

Назовите первое слагаемое.(2)

Назовите второе слагаемое. (3)

Сколько у вас на столе фигур? (5)

Дополните нашу запись. (2+3=5)

Как вы можете назвать число 5? (то, что получилось, ответ, результат)

В математике результат сложения называется – СУММА.

Прочитайте хором эту запись по-новому.

А теперь вернёмся к нашей белочке и прочитаем запись, используя слова «слагаемое» и «сумма».

Откройте учебник на стр.86. Прочитайте правило. Что кроме результата можно назвать суммой (целое выражение 3+2)

Сумма чисел 3 и 2 равна 5

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать свою деятельность и действовать по плану. (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV.Физкультминутка

Слайд 11.

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

Просыпаться не спешит.

V.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

— определить средства.

Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.

Работа в тетради на печатной основе с.32, № 1

2.Прочитайте следующее задание.

Какое равенство составили к первому рисунку?

Какое равенство составили ко второму рисунку?

Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе. (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цели:

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание в речи и знаках;

— организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

— уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание.

Работают в парах

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.

Организует фиксирование нового знания в речи.

Организует уточнение темы урока.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

О чём говорит этот знак? (работа в парах)

При работе в парах соблюдайте правила!

Сейчас мы сами превратимся в лесных зверушек. Повернитесь друг к другу и договоритесь, кто из вас будет мышкой, а кто – зайчиком. Придвиньте к себе карточки с заданием.

Первые два примера решает мышка, а зайчик ей помогает, следующие два — наоборот. Кто справился, поднимите руки «домиком».

(дети работают в парах)

Вместе проверьте работу своей пары, пользуясь доской. Кто проверил, поднимите руки домиком.

Оцените работу своей пары (дети поднимают смайлик)

Те, у кого были ошибки, учитель выясняет, где ошиблись и почему.

Слайд12.

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Вставьте пропущенные слагаемые

5+О=7 О+2+7

1+О=4 О+3=;

8+О=9 О+1=9

4+О=8 О+4=8

Слайд 13.

Самопроверка по эталону

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VII.Рефлексия учебной деятельности

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Слайд 14

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была

Чему научились на уроке? (называть числа при сложении)

Какие математические термины узнали? (слагаемое, сумма)

Что мы называем слагаемыми? (числа, которые складываем)

Что называем суммой? (результат сложения и целое выражение)

Слайд 15. Ученики лесной школы прощаются с вами и желают вам приходить на урок с хорошим настроением, а уходить с урока с новыми знаниями.

Способность к самооценке.

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД).

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here