ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата г. Костаная»
Конспект урока математики
в 4 классе
«Письменное деление на трёхзначное число без остатка, когда в значении частного одна цифра»
подготовила
учитель начальных классов
Мельникова Елена Федотовна
г. Костанай, Казахстан
2014
Тема: Письменное деление на трехзначное число без остатка, когда в значении частного одна цифра.
Цель:
обучающая: познакомить с письменным делением на трёхзначное число без остатка, учить анализировать предлагаемый материал, совершенствовать вычислительные навыки;
развивающая: развить познавательные способности, ключевые компетентности;
воспитывающая: воспитывать нравственные качества, интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент. Психологический настрой.
— Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов. Садитесь.
— Откройте тетради. Запишите число.
1,2,3,4,5!
Всё могу я сосчитать:
И деревья на горе,
И коляски во дворе,
И страницы новых книжек,
Всех девчонок и мальчишек.
Давайте, ребята, учиться считать!
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата.
И в прятки играть не сумеют ребята.
— А благодаря какой науке вы можете это сделать?
— Да, она нас уже многому научила. А может, этого уже достаточно?
— Нет, мы лишь начали дорогу в Страну «Математика». Слайд 2
Но чтобы идти вперед, надо помнить уже изученное.
— Какую тему мы изучаем на уроках математики? (Слайд 3).
— Сегодня мы научимся выполнять письменное деление на трёхзначные числа без остатка. Вы должны:
знать алгоритм выполнения умножения и деления многозначного числа на трехзначное;
уметь выполнять письменное умножение и деление «в столбик» многозначных чисел;
— Приглашаю вас отправиться в занимательную страну «Математика», куда нас приглашает сама Королева. Вас ждет много интересного! Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку! Слайд 4
Мы отправляемся в поход.
Нас Математика зовёт.
Смекалку мы с собой возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём.
Ну что? Начнём? Тогда вперёд!
Нас Королева уже ждёт.
-
Устный счет.
Начинаем урок с разминки.
1,2,3,4,5!
Будем устно мы считать.
1) — На пути в замок Королевы Математики нас ожидает много препятствий. Мы добрались до одного из них. Это река Загадок. Слайд 5
— Чтобы её переплыть, надо выполнить задание.
Королева Математики желает вам…. вы узнаете что именно, если разгадаете зашифрованное слово. Для этого решите примеры и воспользуйтесь буквенным ключом: Слайд 6
150 х 6 30 — С
2700: 90 900 — У
840: 7 250 — Х
4 х 1200 4800 — Е
5000 : 20 120 — П
— Молодцы! Вы справились быстро с первым препятствием и преодолели гору Загадок. Идём дальше.
-
— Внимание! Мы подходим к Лесу Чисел. Слайд 7
Здесь за деревьями спрятались числа. Если хотите пройти через лес и не заблудиться в нём, назовите числа, записанные под деревьями. Для этого нужно выполнить математический диктант.
-
Сумму чисел 150 и 90 уменьшить в 6 раз.
-
Разность чисел 580 и 380 увеличить в 5 раз.
-
Произведение чисел 15 и 4 увеличить на 140.
-
Число 5400 разделить на произведение чисел 30 и 2.
-
Из числа 3200 вычесть произведение чисел 40 и 80.
-
Первый множитель 3, второй в 4 раз больше. Найдите произведение.
Слайд 8 Проверим: 40 1000 200 90 0 36
«5» — ? «4» — ? «3» — ?
— Мы выбрались из леса и можем продолжить наше путешествие.
-
Подготовка к новому.
— Перед дорогой необходимо повторить порядок выполнения письменного деления «в столбик».
ТЕСТ: Расположите в правильном порядке алгоритм выполнения письменного деления многозначного числа. Слайд 9
В Определяю количество цифр в значении частного | |
С Определяю первое неполное делимое | Д Записываю деление «углом»
|
Е Пробую число |
|
Проверяем: ДСВАЕ «5» -? «4» — ?
-
Работа по теме урока
— Мы продолжаем путешествие. Подходим к Поляне примеров. Слайд 10
Математика – точная наука и требует аккуратности. Аккуратность и внимательность пригодится вам при работе в парах сменного состава.
-
Решить примеры. Создание проблемной ситуации. Проверить в парах сменного состава.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёта. Слайд 11
4896 : 24 (204) 12 389 : 25 (495, ост. 14) 2552 : 638 (4) (работа счётчиков)
— С каким примером было трудно справиться? Почему? (ещё не учились делить на трёхзначное число).
-
Объяснение нового материала. 2552: 638 (4)
-
Закрепление. Решить с объяснением у доски: 3402 : 378 (9) 3059:437(7) Слайд 12
— Наконец-то и Поляну Примеров мы с вами прошли. Теперь нам нужно отдохнуть и набраться сил, чтобы продолжить путешествие.
Поработали, ребятки?
А теперь все на зарядку.
-
Музыкальная физкультминутка. (для глаз, разминка)
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
-
— Отдохнули и теперь идём дальше. Смотрите, на пути озеро с интересным названием – «Порешайкино». Слайд 13
— У берега есть лодка, в которой мы смогли бы переправиться на другой берег, но нет вёсел. Вместо вёсел – задание.
Вот вам работа потрудней.
Ну-ка, справитесь вы с ней?
Работа в группах. Стр. 234 № 3. Слайд 14
983 : 123 = 8 1155 : 231 = 5 1536 : 256 = 6 318 : 106 = 3 5850 : 650 = 9
Слайд 15 проверка
-
Вот мы и на другом берегу озера. Можем продолжать путешествие. На нашем пути деревня Задачкина. Слайд 16
— Новое задание – решить задачу № 6, стр. 234. Слайд 17
-
производительность
время,
затраченное на работу
выполненная
работа
ученик
18 д./ч
8 ч
? д. ? д.
наставник
?, в 2 раза больше
8 ч
? д.
— Что в задаче известно? Что нужно найти?
— Можем ли мы сразу узнавать, сколько деталей они изготовят вместе за 8 часов? Почему?
— Можем ли мы по условию узнать, сколько деталей изготавливает наставник за 1 час?
— Что мы сможем узнать, когда найдём, сколько деталей изготавливает наставник за 1 час?
18 . 2 = 36 (д./ч) – изготавливает наставник за 1 час (производительность наставника)
18 + 36 = 54 (д./ч) – общая производительность
54 . 8 = 432 (д.) – изготовят вместе за 8 часов.
2 способ:
18 . 2 = 36 (д./ч) – изготавливает наставник (производительность наставника)
18 . 8 = 144 (д.) – изготовит ученик за 8 часов
36 . 8 = 288 (д.) – изготовит наставник за 8 часов
144 + 288 = 432 (д.) – изготовят вместе за 8 часов
-
Новое препятствие – Фонтан Уравнений стр. 235 № 10
Х . 56 +126 = 2142
Х . 56 = 2142 – 126
Х . 56 = 2016
Х = 2016 : 56
Х = 36
36 . 56 + 126 = 2142
— Вот мы и пришли к Дворцу Королевы Математики. Сколько трудностей и препятствий пришлось нам преодолеть. Сколько нового вы узнали и научились делать! Королева Математика говорит вам – Молодцы!
-
Подведение итога урока.
— Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? Покажите (солнышко, облачко или тучку).
1,2,3,4,5?
Не устали вы считать?
Может, лучше бегать, петь
Или в дудочку дудеть?
1,2,3,4,5!
Кончил дело – и гулять!
А теперь пора возвращаться в школу. Вот мы и дома.
-
Что новое узнали на уроке, чему научились? Что повторяли на уроке?
-
Что понравилось? Что было трудно?
-
Можете ли вы сегодня собой гордиться?
Оценки!
Кончил дело – гуляй смело.
Теперь можно пойти и отдохнуть.
Спасибо за проявленные находчивость, смекалку, упорство.
-
Домашнее задание: стр. 235 № 8, 13
Использованные ресурсы:
Интернет – ресурсы
река http ://funforkids .ru /pictures /bg /bg 004.png
лес http ://funforkids .ru /pictures /bg /bg 005.jpg
поляна http ://funforkids .ru /pictures /bg /bg 009.jpg
деревня http ://funforkids .ru /pictures /bg /bg 002.jpg
фонтан http ://funforkids .ru /pictures /bg /bg 011.jpg
озеро http ://allforchildren .ru /pictures /bg _s /bg 035.gif
корона http://s46.radikal.ru/i111/1012/a2/3f46b41e1de8.jpg;
Шаблон презентации «Луг» Автор: Федотова В.А., векторный клипарт http://artwork.in.ua/vector/149-vektornyjj-klipart-cvetochnaja-poljana.html
Учебник «Математика» 4 класс, Алматы, «Атамура», 2011 г.