МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
г. Иваново
Тема урока:
«Мелодия – душа музыки».
Конспект разработала:
Тарасова Надежда Николаевна
Должность: Учитель музыки
Аннотация к уроку музыки 1 класс «Мелодия – душа музыки».
Данная разработка урока предназначена для 1 класса в 1 четверти (по программе
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина).
-
урок «Мелодия – душа музыки»
Цель урока: ознакомление с понятием мелодия.
Задачи урока:
— уметь находить и напевать в произведении мелодию;
— развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;
— развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
— воспитывать музыкально-художественный вкус;
— развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.
Оборудование:
— компьютер;
— проектор;
— звукоусиливающая аппаратура (колонки);
— синтезатор.
Материалы:
— слайдовая презентация (музыка звучит в презентации по щелчку);
— нотный материал;
— музыкальные фонограммы.
Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).
Новый материал.
Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.
Мелодия – это главная мысль любого произведения.
Слайд №2. Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом произведении.
-
Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения? (да)
Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора
Слайд №3. П.И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».
-
Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)
Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.
Слайд №4. Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».
-
А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)
Значит, мы должны услышать интонации шага.
Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.
-
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.
(ребята выполняют задание)
-
Как звучал марш?
-
Какой темп был? (подвижный, быстрый)
-
Какой характер? (радостный)
-
А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)
-
Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
-
Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)
-
Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).
Молодцы! Мы сейчас организуем игрушечный парад!
Девочки – будут маршировать локотками – это будут игрушки.
Мальчики – пальчиками играют на воображаемом барабане.
Звучит марш, ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.
-
Звучит «Марш деревянных солдатиков»
Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?
-
Играю мелодию — может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
-
Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)
-
Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии марша.
А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».
-
Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)
Слайд №5. Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки Муза превратит в фей, которые будут танцевать под эту музыку.
-
Какие движения вы подберёте?
-
Как звучит вальс?
-
Звучит «Вальс» П.И.Чайковского
(ответы: движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно…)
А теперь, ищем мелодию в танце.
-
Играю аккомпанемент — может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
-
Играю мелодию – может это? (пробуем напеть)
-
Что получилось напеть, первый вариант или второй? (второй)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем мелодию вальса.
Слайд №6. А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.
-
А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)
Представьте, что в руках у вас скрипка. Покажите, как будете играть на инструменте? (Показывают).
Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.
-
С каким настроением вы будете играть?
-
Как звучит пьеса?
-
Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского
(ответы: ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)
А теперь, ищем мелодию.
-
Играю мелодию — может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
-
Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)
-
Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии.
Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (да!)
А сейчас, я проверю вас на внимательность. Кто самый музыкальный и старательный?
Я сыграю ещё раз «Марш деревянных солдатиков», а после прослушивания вы определите характер.
Играю «Марш деревянных солдатиков» — в низком регистре, медленно, громко.
(ответы: марш звучит совсем по — другому)
-
Что случилось с маршем? (он стал другим)
-
Как звучит? (мужественно, решительно, воинственно)
-
Сохранился игрушечный характер? (нет)
-
Что сделало марш другим? (темп медленный, регистр низкий, динамика — громко)
-
А мелодия изменилась? (нет, но характер стал другим)
Мелодия осталась такой же, только звучала по-другому. Молодцы!
Итог урока:
Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)
-
Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
-
В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)
-
Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)
-
Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)
-
Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)
Слайд №7. А сейчас вспомним и исполним песню «Песня о школе» Д.Кабалевский.
Исполнение и работа над песней.
Слайд №8. Вы сегодня – Молодцы!
Слайд №9.
Литература, которую я использовала при составлении урока:
Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.
Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.
Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса.
Музыкальный диск 1 класс.
Ссылки на изображения в презентации:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/804/38804958_4401.jpg Муза
http://img15.nnm.me/c/4/8/a/8/adc1ab8bed5a86381ba6e64bb06.jpg Чайковский
— детский рисунок
http://www.dance-league.com/sites/default/files/resize/245/image/31232805410400-300×356.jpg вальс
http://s48.radikal.ru/i122/0808/7e/59273ac9cea8.jpg сладкая грёза
http://www.j100.ru/upload/iblock/e68/e68b3f13c791d5717dd4cbfa67db481a.jpg здравствуй, школа
http://cs303414.userapi.com/v303414802/30a4/501ETnWIf7E.jpg смайл