Конспект урока по русскому языку

с использованием технологии КСО

учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

УМК «Гармония»

2 класс (1-4)

Тема. Подбираем проверочные слова

для названий предметов.

учитель Кудрявцева Любовь Владимировна

Цели урока:

  1. Совершенствовать умение подбирать проверочные слова для корня в

словах-названиях предметов.

  1. Развивать умение грамотно рассуждать и доказывать.

  2. Учить пользоваться справочным аппаратом учебника.

  3. Создать условия для воспитания любви к родному языку через интерес к слову и детской литературе.

  4. Продолжить работу по развитию сотрудничества учащихся в процессе работы.

Оборудование:

  1. Учебник по русскому языку «К тайнам нашего языка».

  2. Задачник по русскому языку «К тайнам нашего языка».

  3. Книги К.И.Чуковского «Айболит», «Чудо-дерево», С.В.Михалков «Дядя Степа»

  4. Таблица «План рассуждения».

  5. Орфографический словарь.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие гостей.

  1. Повторение о родственных словах.

— Любая работа требует подготовки. Проведем разминку. Прочитаем столбик слов хором.

На доске: в-дичка, водный, в-да, водит, подводник.

-Попробуйте найти лишнее слово в этом столбике. (водит) Объясните , почему оно оказалось лишним? (Имеет тот же корень –вод, но различное значение, не связано с водой).

Учитель на доске выделяет корень в словах, стирает лишнее слово.

— В этой семье родственных слов найдите слова называющие предметы. На какие вопросы они отвечают? Называйте и доказывайте.

1ученик называет вопрос и слово, остальные записывают с «окошками», выделяют корень, ставят ударение.

— Какая орфограмма в корне слова нам встретилась? (безударная гласная)

— Как решить эту орфографическую задачу? (подобрать проверочное слово)

-Назовите проверочные слова. (водный, воды)

-Есть ли среди этих слов проверочное? (подводник)

— Как узнали? (гласная в корне ударная)

— Вставим пропущенную орфограмму. (учитель – на доске зеленым мелом, дети – в тетрадях зеленой ручкой.

— Наша разминка показала, что мы научились различать проверочные и проверяемые слова.

III. Объявление темы урока.

— И сегодня на уроке мы продолжим тренироваться в подборе проверочных слов для названий предметов. А помогут нам в этом отрывки из любимых произведений известных писателей.

IV. Проверка домашнего задания.

— С одним из авторов вы встретились, выполняя домашнее задание. Откройте тетради и задачник. Кто узнал автора? (К.И.Чуковский)

На доску выставляется книгу К.И.Чуковского «Айболит»

— Одним из заданий у вас было найти слова, где они взаимно помогают друг другу, одно оказывается проверочным для другого. Назовите эту пару. (снег – снега)

— Проверьте обозначения по памятке №5. Кто справился, нарисуйте смайлик.

V. Тренировка в подборе проверочных слов.

— Узнаете ли вы следующих авторов и сказки из упр. 381? Откройте учебник с. 132 и задачник с. 22. Читаем отрывки 1 и 2. Кто узнал автора и произведение? (С.В.Михалков «Дядя Степа»)

Учитель ставит книгу на выставку.

— Переходим к решению орфографических задач. Поработаем в парах по следующему алгоритму:

1ученик называет слово с пропущенной орфограммой, 2 – называет орфограмму и объясняет, доказывает по плану рассуждения на доске.

— В случае затруднения поднимите руку, я подойду.

План рассуждения.

Назови:

орфограмму корня

проверочное слово

способ проверки

На доске – таблица:

Оба ученика вписывают орфограмму и рядом пишут проверочные слова. В работе над вторым отрывком – меняются ролями.

— Какие слова вызвали затруднения? Кто поможет разобраться?

— Встретился ли нам вариант взаимной проверки слов? (шаг – шаги)

  1. Физ. минутка.

— Я называю слова-названия предметов. Если предмет одушевленный – прыгаете. Неодушевленный – приседаете.

— Человек, седло, ребятки, сапожки, снег, Айболит, ветер, лес, дерево, дядя, Степа.

  1. Работа по задачнику.

— Узнаете ли вы автора следующего отрывка(№3)? Прочитайте. Кто узнал автора и произведение? (К.И.Чуковский «Чудо-дерево»)

Учитель ставит книгу на выставку.

— Решаем орфографические задачи. Рассмотрим самые сложные случаи, где пропущены 2 орфограммы (р*бя*ки, с*п*ги)

Учитель называет слово, дети рассуждают по плану, вписывают проверочное слово и пропущенную букву. Делают обозначения по памятке №5.

— Попробуйте продолжить самостоятельно. Кто будет затрудняться, поднимает руку. (Дети работают).

— Для проверки самостоятельной работы предлагаю обменяться тетрадями. 1 ученик комментирует, все проверяют. Если все выполнено верно, на полях ставим «+».

— Встаньте те, кто поставил все плюсы, ниже нарисуйте «улыбочку» для вашего соседа. Похвалите его. Верните тетрадь хозяину.

— Встаньте те, у кого появилась «улыбочка». Поаплодируйте себе, погладьте себя по головке.

— Встретились ли слова, которые взаимно проверяли друг друга? (сапоги – сапог)

-Проверьте обозначения в этих словах по образцу на доске. Какие способы проверки вам помогли?

-Были ли в отрывках однокоренные слова? (сапоги – сапожки)

— Что заметили? (чередование согласных в корне г-ж).

  1. Нахождение слов с безударными гласными в корне на слух.

— А теперь нас ждет самый ответственный этап урока. Но сначала узнайте произведение и автора.

Читает учитель.

Весь чердак уже в огне.

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят

Дяде Степе говорят:

-Неужели вместе с домом

Наши голуби сгорят?!

— Вы догадались? (С.В.Михалков «Дядя Степа»)

— Попробуйте на слух найти слова с безударными гласными в корне и записать их в столбик, оставляя «окошки» на месте орфограмм. Если вы сделаете это правильно, у нас получится слово, нужное нам на уроках. Каждую строчку я повторю 2 раза.

Учитель читает, ученики записывают слова.

— Проверим. (Дети называют слово, учитель открывает запись на доске).

На доске:

ч*рдак я

в *гне с

в *кне м

на дв*ре и

в т*лпе ч

р*бят у

— Встаньте, у кого появилась такая же запись в тетради. Нарисуйте себе очередную «улыбочку» на полях.

  1. Домашнее задание.

— Проверочные слова вы подберете дома, запишите их во II столбик. Обозначения — по памятке №5.

-Слово чердак я подскажу сразу, его нет в нашем словарике, но можно найти в орфографическом словаре (показать). Для желающих творческое задание №385.

  1. Итог урока.

— Какое же слово у нас получилось?

-Секрет в том, что его надо прочитать не сверху вниз, а

снизу вверх. (учимся)

-Чему же мы учились на уроке? (проверять орфограммы корня)

— Какие трудности возникли на уроке?

— Над чем нам еще надо поработать?

-Все старались, молодцы! Пришло время оценить нашу работу на уроке. Встаньте те, у кого 1смайлик – аплодисменты.

2 смайлика – аплодисменты погромче.

3 смайлика – громкие аплодисменты, за работу на уроке «4».

4 смайлика – бурные аплодисменты, заслуженная «5»за работу.

— Спасибо всем. Прощаемся с нашими гостями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here