Конспект урока по русскому языку
с использованием технологии КСО
учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко
УМК «Гармония»
2 класс (1-4)
Тема. Подбираем проверочные слова
для названий предметов.
учитель Кудрявцева Любовь Владимировна
Цели урока:
-
Совершенствовать умение подбирать проверочные слова для корня в
словах-названиях предметов.
-
Развивать умение грамотно рассуждать и доказывать.
-
Учить пользоваться справочным аппаратом учебника.
-
Создать условия для воспитания любви к родному языку через интерес к слову и детской литературе.
-
Продолжить работу по развитию сотрудничества учащихся в процессе работы.
Оборудование:
-
Учебник по русскому языку «К тайнам нашего языка».
-
Задачник по русскому языку «К тайнам нашего языка».
-
Книги К.И.Чуковского «Айболит», «Чудо-дерево», С.В.Михалков «Дядя Степа»
-
Таблица «План рассуждения».
-
Орфографический словарь.
Ход урока.
-
Орг. момент. Приветствие гостей.
-
Повторение о родственных словах.
— Любая работа требует подготовки. Проведем разминку. Прочитаем столбик слов хором.
На доске: в-дичка, водный, в-да, водит, подводник.
-Попробуйте найти лишнее слово в этом столбике. (водит) Объясните , почему оно оказалось лишним? (Имеет тот же корень –вод, но различное значение, не связано с водой).
Учитель на доске выделяет корень в словах, стирает лишнее слово.
— В этой семье родственных слов найдите слова называющие предметы. На какие вопросы они отвечают? Называйте и доказывайте.
1ученик называет вопрос и слово, остальные записывают с «окошками», выделяют корень, ставят ударение.
— Какая орфограмма в корне слова нам встретилась? (безударная гласная)
— Как решить эту орфографическую задачу? (подобрать проверочное слово)
-Назовите проверочные слова. (водный, воды)
-Есть ли среди этих слов проверочное? (подводник)
— Как узнали? (гласная в корне ударная)
— Вставим пропущенную орфограмму. (учитель – на доске зеленым мелом, дети – в тетрадях зеленой ручкой.
— Наша разминка показала, что мы научились различать проверочные и проверяемые слова.
III. Объявление темы урока.
— И сегодня на уроке мы продолжим тренироваться в подборе проверочных слов для названий предметов. А помогут нам в этом отрывки из любимых произведений известных писателей.
IV. Проверка домашнего задания.
— С одним из авторов вы встретились, выполняя домашнее задание. Откройте тетради и задачник. Кто узнал автора? (К.И.Чуковский)
На доску выставляется книгу К.И.Чуковского «Айболит»
— Одним из заданий у вас было найти слова, где они взаимно помогают друг другу, одно оказывается проверочным для другого. Назовите эту пару. (снег – снега)
— Проверьте обозначения по памятке №5. Кто справился, нарисуйте смайлик.
V. Тренировка в подборе проверочных слов.
— Узнаете ли вы следующих авторов и сказки из упр. 381? Откройте учебник с. 132 и задачник с. 22. Читаем отрывки 1 и 2. Кто узнал автора и произведение? (С.В.Михалков «Дядя Степа»)
Учитель ставит книгу на выставку.
— Переходим к решению орфографических задач. Поработаем в парах по следующему алгоритму:
1ученик называет слово с пропущенной орфограммой, 2 – называет орфограмму и объясняет, доказывает по плану рассуждения на доске.
— В случае затруднения поднимите руку, я подойду.
Оба ученика вписывают орфограмму и рядом пишут проверочные слова. В работе над вторым отрывком – меняются ролями.
— Какие слова вызвали затруднения? Кто поможет разобраться?
— Встретился ли нам вариант взаимной проверки слов? (шаг – шаги)
-
Физ. минутка.
— Я называю слова-названия предметов. Если предмет одушевленный – прыгаете. Неодушевленный – приседаете.
— Человек, седло, ребятки, сапожки, снег, Айболит, ветер, лес, дерево, дядя, Степа.
-
Работа по задачнику.
— Узнаете ли вы автора следующего отрывка(№3)? Прочитайте. Кто узнал автора и произведение? (К.И.Чуковский «Чудо-дерево»)
Учитель ставит книгу на выставку.
— Решаем орфографические задачи. Рассмотрим самые сложные случаи, где пропущены 2 орфограммы (р*бя*ки, с*п*ги)
Учитель называет слово, дети рассуждают по плану, вписывают проверочное слово и пропущенную букву. Делают обозначения по памятке №5.
— Попробуйте продолжить самостоятельно. Кто будет затрудняться, поднимает руку. (Дети работают).
— Для проверки самостоятельной работы предлагаю обменяться тетрадями. 1 ученик комментирует, все проверяют. Если все выполнено верно, на полях ставим «+».
— Встаньте те, кто поставил все плюсы, ниже нарисуйте «улыбочку» для вашего соседа. Похвалите его. Верните тетрадь хозяину.
— Встаньте те, у кого появилась «улыбочка». Поаплодируйте себе, погладьте себя по головке.
— Встретились ли слова, которые взаимно проверяли друг друга? (сапоги – сапог)
-Проверьте обозначения в этих словах по образцу на доске. Какие способы проверки вам помогли?
-Были ли в отрывках однокоренные слова? (сапоги – сапожки)
— Что заметили? (чередование согласных в корне г-ж).
-
Нахождение слов с безударными гласными в корне на слух.
— А теперь нас ждет самый ответственный этап урока. Но сначала узнайте произведение и автора.
Читает учитель.
Весь чердак уже в огне.
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Степе говорят:
-Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?!
— Вы догадались? (С.В.Михалков «Дядя Степа»)
— Попробуйте на слух найти слова с безударными гласными в корне и записать их в столбик, оставляя «окошки» на месте орфограмм. Если вы сделаете это правильно, у нас получится слово, нужное нам на уроках. Каждую строчку я повторю 2 раза.
Учитель читает, ученики записывают слова.
— Проверим. (Дети называют слово, учитель открывает запись на доске).
На доске:
ч*рдак я
в *гне с
в *кне м
на дв*ре и
в т*лпе ч
р*бят у
— Встаньте, у кого появилась такая же запись в тетради. Нарисуйте себе очередную «улыбочку» на полях.
-
Домашнее задание.
— Проверочные слова вы подберете дома, запишите их во II столбик. Обозначения — по памятке №5.
-Слово чердак я подскажу сразу, его нет в нашем словарике, но можно найти в орфографическом словаре (показать). Для желающих творческое задание №385.
-
Итог урока.
— Какое же слово у нас получилось?
-Секрет в том, что его надо прочитать не сверху вниз, а
снизу вверх. (учимся)
-Чему же мы учились на уроке? (проверять орфограммы корня)
— Какие трудности возникли на уроке?
— Над чем нам еще надо поработать?
-Все старались, молодцы! Пришло время оценить нашу работу на уроке. Встаньте те, у кого 1смайлик – аплодисменты.
2 смайлика – аплодисменты погромче.
3 смайлика – громкие аплодисменты, за работу на уроке «4».
4 смайлика – бурные аплодисменты, заслуженная «5»за работу.
— Спасибо всем. Прощаемся с нашими гостями.