Тема урока:
Инструментальные портреты.
Задачи урока:
-
Сформировать знания о симфоническом оркестре, о тембровых особенностях, духовых и ударных инструментов (скрипки, гобоя кларнета, фагота, трубы, литавр, валторны).
-
Развивать тембровый слух, память, ритмический слух. Учить передавать эмоциональное состояние текста песни при чтении и пении.
-
Воспитывать уважение к классической музыке, слушательскую культуру.
Музыкальный репертуар:
Слушание: С. Прокофьев «Петя и волк». Тема Пети, Дедушки, утки, кошки, птички, охотников, волка.
Пение: «Мы дружим с музыкой» слова П. Синявского, музыка Й. Гайдна.
Оборудование: Интерактивная доска, электронная презентация, карточки, тест, учебник Музыки 2 класс, аккордеон, ноты.
Ход урока
Вход в класс.
Учитель: Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»
Ученики: Здравствуйте учитель!
Слайд № 1
Учитель: Ребята, какая у нас сегодня тема урока?
Ученики: Инструментальные портреты.
Учитель: Слово инструментальные, от какого слова происходит?
Ученики: Инструмент.
Музыкальных инструментов много.
Ребята вам загадают загадки, а вы дружно отвечайте!
Загадки (домашнее задание).
Ответы детей.
Учитель: Все инструменты звучат по- своему.
В музыке, определенную окраску звука называют Тембром.
И мы сегодня на уроке познакомимся с тембром некоторых инструментов симфонического оркестра.
Слайд № 2
А поможет нам в этом симфоническая сказка С.С. Прокофьева
«Петя и волк».
Никто из современных композиторов не писал такого большого количества произведений для детей. Среди них сказки «Петя и волк», «Гадкий утенок», балет «Золушка».
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) советский композитор.
Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Это был рыжий розовощекий мальчик, который начал сочинять в пять с половиной лет.
Слайд № 3
Вместе с родителями он как-то побывал в Москве в Большом театре. Там мальчик впервые увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл.
Слайд № 4
Появляется первая опера «Великан». Мама Сергея Прокофьева очень бережно относилась к воспитанию сына. Она была его первой учительницей – строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля и любовь к труду и постоянная готовность выдумке. Свое образование композитор продолжил в консерватории. Учился он необычайно легко, потому что музыка была для него источником радости. В конце жизни композитор очень сильно болеет, но продолжает трудиться и радоваться жизни: «Я не люблю пребывать в состоянии покоя, я люблю быть в движении».
Всю жизнь Прокофьев оставался национальным художником – певцом Родины.
Будучи известным композитором, Сергей Прокофьев, очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Поэтому он написал симфоническую сказку «Петя и волк», которая рассказывает о смелом мальчике, который спасает своих друзей от злого волка. Эта сказка научит вас различать звучание инструментов симфонического оркестра.
Слайд № 5
Симфонический оркестр – это самый большой оркестр по сравнению с шумовым, струнным, духовым, народным. В его состав входят более ста человек. Инструменты симфонического оркестра образуют 4 группы:
Слайд № 6
это струнная смычковая( играют при помощи смычка)
скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. За певучий и красивый голос скрипку зовут « царицей музыки».
Слайд № 7
Деревянная духовая (играют при помощи воздуха)
флейты, гобои, кларнеты, фаготы;
Слайд № 8
медная духовая (играют при помощи воздуха)
трубы, валторны, тромбоны, тубы;
Слайд № 9
ударные инструменты (звуки извлекают ударами)
большой и малый барабаны, литавры, треугольник, тарелки, колокольчики, колокола, ксилофон, металлофон, челеста.
Чем больше инструмент, тем звук его громче, ниже.
Слайд № 10
Для каждого героя сказки композитор сочинил яркую, своеобразную музыку. Мелодии действующих лиц становятся выразительнее от того, что все они исполняются в оркестре своим инструментом.
Слайд № 11,12
Так, например образ Пети исполняет струнный квартет. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. Характер у него смелый, находчивый, добрый. Петя любит природу, его манит все живое.
Слайд № 13,14
Дедушку– фагот. Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, несколько ворчливая мелодия, передающая тяжелую поступь.
Слайд № 15,16
Птичку – флейта. Мелодия Птички – веселая, звонкая, стремительная. У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу.
Слайд № 17,18
Кошку – кларнет. Мелодия Кошки – осторожная, игривая.
Слайд № 19, 20
Утку – гобой. Мелодия Утки – важная, неторопливая.
Слайд № 21, 22
Волка – аккорды трех валторн. Мелодия волка — зловещая.
Слайд № 23, 24
Охотников – труба. Мелодия охотников – смелая, решительная. У трубы – звук яркий, резкий. Труба звучит призывно как героический клич. Раньше трубы использовали на охоте.
Слайд № 25
Выстрелы охотников – литавры. Выстрелы охотников – резкие.
А теперь усаживайтесь поудобнее, мы начинаем смотреть с вами сказку «Петя и волк».
Слайд № 26
Обсуждение сюжета сказки
Закрепление:
Слайд № 27 Кошка-кларнет, Утка – гобой. Волк – валторны. Охотники – труба, литавры. Птичка – флейта. Дедушка – фагот. Петя — скрипки.
Учитель: Молодцы! С этим заданием вы справились. Теперь следующее задание. (Тестирование)
Физкультминутка.
(Музыка тем героев симфонической сказки С. Прокофьева,
движения изображают героев)
Музыкальное исполнение:
1.«Ой звоны звонят» — в разных темпах, с различной динамикой, характером исполнения.
2. «Мы дружим с музыкой» слова П. Синявского, музыка Й. Гайдна. Й. Гайдн (1732-1809) – австрийский композитор.
Обратить внимание (музыка эпохи классицизма) строгость, стройность, приятная гармония, светлое, солнечное настроение.
Слайд № 28
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в страну инструментов симфонического оркестра.
Что вы нового узнали на уроке?
Ученики: познакомились с определением слова тембр, посмотрели симфоническую сказку «Петя и волк».
Учитель: И чтобы этот урок вам запомнился, каждому из вас я вручаю картинку с изображением волка из Музыкальной сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Анализ урока:
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Методы:
Методы стимулирования и мотивации учения.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
ЦЕЛЬ УРОКА:
определить значимость тембра каждого инструмента, их роль в раскрытии музыкального образа
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научить анализировать тембры музыкальных инструментов
Развивающая: развить эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная: побудить детей к общению с музыкальным искусством.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
-слушание (анализ и сопоставление) тембров музыкальных инструментов.
— просмотр наглядного материала
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: тестирование.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— Интерактивная доска.
— Компьютерная презентация
ТИП УРОКА:
Урок изучения нового материала.
ВИД УРОКА:
Введение в мир музыкальных инструментов
ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ:
Методы стимулирования и мотивации учения.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
Данный урок входит в программу четырехлетней начальной школы. Содержание урока соответствует поставленным задачам. На этом уроке ребята познакомились с понятием «тембр музыкального инструмента» и особенностями их звучания, узнали новые названия инструментов «вaлторна», «кларнет» и другие. На этапе закрепления нового материала во время практического задания шло развитие творческих способностей учащихся, а также основных психических процессов (воображения, восприятия, мышления, памяти, внимания).
Тип урока: изучение нового материала. Ребята познакомились с инструментами симфонического оркестра, с их ролью в создании музыкального образа, с особенностью их звучания Урок был подчинен единым целям и задачам и эти задачи решались комплексно на протяжении всего урока. Материал на уроке тесно связан с жизнью и помогает учащимся постепенно вживаться в мир музыкального искусства, культуры и музыки, развивать внутреннюю культуру, стремиться к более тонкому восприятию произведений музыки.
Материал соответствует возрастным особенностям детей. На уроке после изучения нового материала была проведена практическая работа с целью закрепления ЗУН. Постановка вопросов, наглядный материал способствовал высокой работоспособности учащихся. На уроке преобладал репродуктивный характер познавательной деятельности. Учащиеся на уроке являлись полноценными участниками учебной деятельности. Имели место объяснительно – иллюстративные методы и исследовательские методы, которые способствовали активизации деятельности учащихся. Самостоятельная работа обеспечивала развитие познавательной деятельности, а также помогла оценить знания и умения учащихся. На уроке применялись здоровьесберегающие технологии (физкультминутка).
В конце урока совместно с учащимися был сделан вывод по изученному материалу.
На уроке царила доброжелательная атмосфера. По мере подачи нового материала увеличивалась активность и интерес учащихся. Урок достиг своей кульминации, были реализованы общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи.