Математика, 3-й класс.
Урок – сказка.
Тема: Арифметические действия над числами (Урок повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Продолжать выполнять делением с остатком.
2. Различать и называть плоские геометрические фигуры: углы (прямые, тупые, острые).
3. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов: задачи на нахождение четвёртой пропорциональной величины методом приведения к единице.
4. Развивать умение строить на бумаге в клетку разные геометрические фигуры по заданному образцу.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи, интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. На прошлых уроках вы научились делить числа с остатком, различать и называть плоские геометрические фигуры. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, деление, сложение и вычитание. -Вы готовы? Тогда сказка начинается. 2. Проверка домашнего задания. 3. Устный счет. Жил-был Иван –Царевич. И была у него невеста –Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Ива-Царевич , упал на землю залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плач, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики.» Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он- на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задания. Справится с ними Иван- Царевич, значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Ребята, поможем Ивану-Царевичу? (Дети по одному выходят к доске , снимают задания, устно выполняют их)
а). Выполните действия. (58 + 14) : 6 (26 + 38) : 8 75 : 25 + 4 ∙ 23 84 : 7 + 24 ∙ 3 б). Устные вычисления. — Во сколько раз 85 больше 17? — На сколько 85 больше 17? — Какое число делится и на 5, и на 4, и на 6? ( 60 ) — Разность чисел 95 и 25 разделить на 35. — Сумму 36 и 15 разделить на 17. — К зимней спячке масса первого медвежонка была 40 кг, а второго – 35 кг. На сколько килограммов уменьшилась масса каждого медвежонка за зиму, если к весне масса первого медвежонка стала 31 кг, а масса второго – 24 кг? (9 и 11 кг.)
— С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: « Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примерами. — Складывать и вычитать я умею, а вот как делить числа с остатком, никак не пойму» | Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. — отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3 — добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
|
II. Формулирование темы и целей урока. | 1 — Ребята, окиньте взглядом разворот учебника. — Какие задания нам предстоит выполнить? — Какова цель сегодняшней работы? — Предложите задания для работы в классе и дома. — Обратите внимание на задания, которые можно выполнить в парах. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение? | 4 — перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 — делать выводы на основе обобщения умозаключений. |
III. Выбираем задания и тренируемся. | 6 3 4 5 2 1 1. Работа в парах. Задания № 1, 2, с 72. — Прочитайте задание, обсудите в парах и подготовьте ответ. (Дети письменно решают примеры)
— Вот теперь говорит Баба Яга, — могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею» «Нет, говорит Иван –Царевич, -мне надо скорее. Дай мне лучше ступу» «Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если правильно решишь задачи, то сможешь взлететь.
Задачи № 5, с. 72 (а, б). Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? — Какого уровня сложности было задание? — Оцените свою работу. — Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? — « Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней. А чтобы войти в его дворец надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справится – Зашифровано в этих трех шифровках» (Раздать учащимся перфокарты с заданиями. Ребята приступают к работе по рядам ) Молодцы ребята, помогли Ивану подобрать ключи к шифру. 4. Работа в парах. Задание № 6, с. 72.
Поблагодарил Царевич Бабу ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван –Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти . Видит, на камне написаны начерчены углы. Понял Иван, что надо их назвать и идти в ту сторону, куда укажет стрелка. — Прочитайте задание, обсудите в парах и подготовьте ответ. — Какими правилами вы пользовались при назывании углов? — Что в маршруте самолёта могло быть отмечено этими точками? (Учащиеся называют углы и находят дорогу ,по которой Иван-Царевич должен идти дальше)
5. Физкультминутка. — Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками которые дала ему Баба Яга, и разгадал секрет замка: нажал желтую кнопку. (Демонстрация перфокарт) — Наш герой появился перед Кощеем, а то говорит ему так ласково:»За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе одну задачу . Решишь ее , забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой» Делать нечего, согласился Иван. Ребята, давайте поможем Ивану решить задачу.
Задача № 7, с. 73.
— Прочитайте задачу. — Обсудите найденные величины. — Что узнали о площади пульта управления и площади поверхности экрана? — Что узнали о площади поверхности экрана? — Как можно смоделировать условие задачи? (Краткая запись). — Составьте план решения задачи. — Решите задачу. Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? — Какого уровня сложности было задание? — Оцените свою работу. — Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 6. Фронтальная работа.
Решил Иван- Царевич задачу ,но не захотел Кощей выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирался Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке задания.
Задание № 8, с. 73. — Прочитайте задание. — Расскажите, что нужно сделать? — Начертите фигуру по образцу. — Как найти площадь этой фигуры?
Задание № 9, с. 73. Числовой лабиринт. (двое учеников у доски, остальные в тетрадях решают) Решение: Первый лабиринт : 1-й способ: 32 = 21 + 8 + 3 2-й способ: 32 = 10 + 16 + 6 Второй лабиринт: 1-й способ: 43 = 30 + 5 + 8 2-й способ: 43 = 29 + 5 + 9 3-й способ: 43 = 23 + 11 + 9 4-й способ: 43 = 23 + 12 + 8 Выполнил Иван задания, в тот же миг шкатулка открылась. Царевич взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. — Молодцы ребята, хорошо поработали на уроке, с вашей помощью Иван-Царевич смог освободить из замка Кощея Елену Прекрасную.
| 6 — преобразовывать информацию из одной формы в другую: — представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
ТОУУ
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.— доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
ТОУУ
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
|
IV. Итог урока. | — Какую цель мы ставили сегодня на уроке? — Какие задачи решали? — Чему научились? — Всё ли получалось? — Над чем ещё надо поработать? | 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
V. Домашнее задание.
| Задание № 4, с. 72, задача № 5. |
|