Митрясова Елена Владимировна

БОУ г. Омска «Гимназия 140»

Учитель начальных классов

Предмет – математика

Класс –3

УМК — «Начальная школа XXI века»

Тема: «Решение задач на движение»

Цель:

1. Формировать умение решать задачи на движение.

2. Вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки.

3. Развивать внимание и оперативную память.

Оборудованиеинтерактивная доска (или мультимедиа проектор), компьютер, конверты с заданиями, чистые карточки для записи слов, фломастеры, цветовые жетоны для распределения по группам.

Ход урока:

1.Устный счет

Группа получает конверт с заданием для устного счета. (Считаем устно, по полученному результату вносим букву в таблицу). Полученное название птицы записываем на карточке.

1 группа. Птица, которая редко садится на землю или провода.

Она кормится и даже спит в воздухе.

72:8 56:7 63:9 54:6 81:9

+51 *5 +33 *7 +41

:15 -13 :8 +17 :5

*9 :9 *13 :10 *7

+14 +17 -25 -8 -12

т р ж с и

0

50

20

58

40

2 группа.

На ровную землю она садится неохотно и только затем, чтобы поднять материал для постройки гнезда. Ходит по земле очень плохо и вовсе не похожа на ту ловкую птичку, какой она кажется во время неутомимого полета.

20*7 100-77 200:4 23+47 620+190 4*40

-50 *3 +70 :7 :90 +260

:5 +51 *5 *16 *20 :6

+33 :12 -240 -90 -180 -45

Ч А О К Т А

100-10 54:6

*90 +34

+1900 *2

:100 -56

Л С

51

10

360

70

0

25

100

30

3 ГРУППА.

Эта птица веселая, живая, ловкая и умная, способная оживить ту местность, в которой водится. Без труда выучивается выговаривать человеческие слова или подражать другим звукам.

80-24 80:40 90*7 115+135 620-140

:7 *9 +370 :5 :60

*8 +13 :40 *8 *2

+36 -30 -12 -395 +150

К А А Г Л

100

1

13

5

166

4 ГРУППА.

Эта птица может подниматься в небо по спирали, то резко взмывать вверх, то устремляться вперед, падать, тормозить, висеть в воздухе, лететь боком, на спине.

470+160 330-180 240:30 3*70 420:60

:90 *2 *70 +190 *20

*20 +240 -180 :5 +15

-45 :60 +130 -55 -60

И Р О Б И

8*50 170+280

-120 :50

:4 *30

+35 -25

К Л

95

9

510

25

95

105

245

5 группа.

Эта птица ходит в перевалку, высоко подняв голову.

80:40 530+170 7200:80 8*4 54:6

*9 :10 -30 +48 +34

+13 *8 *40 :2 *2

-30 -280 +2600 *6 -56

е ц р к в

15+65 360-80

*3 :4

:12 +230

-20 *8

о с

1

280

5000

240

30

0

2400

При ответе групп на экране появляется информация о птице, которая у них записана на карточке (Слайды со 2 по 6). Сами карточки с названиями вывешиваются на доске.

2. Мотивация (слайд № 7)

Расположи птиц в возрастающей последовательности: сначала птицу,
обладающую самой маленькой скоростью, а затем – с возрастающей скоростью. Учащимся в парах предлагается взять конверты с заготовленными табличками и выстроить свою последовательность.

(слайд №8) Учащиеся пробуют выстроить заданную последовательность, возникает несколько вариантов выполнения задания. Которые следует предложить вывесить на доске для обсуждения.

Учитель (слайд № 9): Как разрешить спор? Как узнать, какая последовательность верная (Необходимо точно знать скорость каждой птицы)

Формируется цель исследования (слайд № 10): Определить скорость полета колибри, скворца, ласточки, галки, стрижа.

3. Работа в группах

(Слайд № 11– «Тайны знаний» и «Бери и пользуйся! – слайд №12, 13, 14» — помогают вспомнить необходимый материал для работы – формулы работают по гиперссылкам!!!)

Слайд № 15

Исследование в малых группах.

Помогает учащимся, по цветовым жетонам, выданным в начале урока учителем найти свою рабочую группу.

Каждой группе предлагаются конверты с текстами задач, решая которые, дети узнают необходимые для решения проблемы сведения.

С этого слайда по гиперссылке (на слайд № 16) учитель напоминает учащимся, как будет проходить обмен информацией. По гиперссылке из каждой группы имеется выход на проверку задания. После проверки задания группы учитель возвращается обратно к проверке следующей группы. Каждая группа представляет результаты вычисления скоростей. Учитель на листе бумаги с названиями птиц фиксирует их скорость. Теперь, используя данные своих вычислений, учащиеся выстраивают правильную последовательность. Пропедевтика – при выстраивании цепочки видят, что скорость у одной и той же птицы может быть разной. Делают вывод, что величина – число не постоянное, оно может меняться как в меньшую, так и в большую сторону.

В конце отчета всех групп, по гиперссылке находящейся внизу экрана, с права, переходим на (слайд № 22) , где выстраивается последовательность, о которой говорилось в начале урока.

Теперь, зная характеристики птиц, расположите их скорости в порядке возрастания.

Задачи, которые предлагает учитель для работы в группах.

1 группа.

Галка пролетела 240 км за 4 часа, а чиж пролетел 150 км за 3 часа. У кого из них скорость больше и насколько?

2 группа.

Маленькие перелетные птицы, такие как колибри, преодолевают без остановки до 2000км в течение 25 часов. С какой скоростью летят колибри?

3 группа.

Ласточка может пролететь 240 км за 3 часа. Сколько километров пролетит за это время скворец, если его скорость на 20 кмч меньше?

  • Скорость полета голубя около 96 кмч. Это на 8 кмч больше чем у колибри, но на 204 кмч меньше, чем у стрижей. Какова скорость у колибри и стрижей?

4 группа.

Ласточки зимуют в Южной Африке, но уже в марте огромные стаи этих птиц летят на север, в Европу преодолевая путь 9500км за 50 часов. Определите скорость полета ласточек.

5 группа.

Ворона летела 3 ч со скоростью 50кмчас. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 часа. С какой скоростью летит скворец?

Подведение итогов (слайд № 22)

Формируется заключение о необходимости точных вычислений основанных на количественных данных.

5. Рефлексия (Слайд №23)

Учащимся предлагается закончить высказывания

Я узнал …

Я научился…

Порадовался тому, что…

Постигаешь (улавливаешь) смысл…

Выражу свое мнение, свою позицию…

6. Домашнее задание (Слайд № 24)

Птичий полёт – это великий символ,

это символ творчества”

Мудрецы древности

Проявите творчество!

Составьте задачи на движение о птицах.

Литература

  1. Авдеева Н.И. Двадцать дифференцированных уроков для одаренных детей. – М.: 2001.

  2. Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике. -МВАКО, 2004.

  3. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер.-2-е изд.-М.: Мнемозина, 2004.

  4. www.catarrh.narod.ru/gallery/kaiser3.gif

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here