План — конспект
Тема урока: Арифметический способ отбора корней.
Продолжительность урока: 45 минут.
Место проведения: МКОУ Маломинусинская СОШ №7, 11 класс.
Количество учащихся в классе: 6.
Предмет: математика.
Учитель: Толстихина Ольга Викторовна, 12 разряд.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения использовать при решении арифметический способ отбора корней.
Задачи урока:
а) учебно-образовательные:
-
изучить способ арифметического отбора корней, непосредственно подставляя в уравнение и имеющиеся ограничения;
-
закрепить умение учащихся решать тригонометрические уравнения;
-
совершенствовать навыки решения простейших тригонометрических уравнений, вычислительные навыки;
б) учебно-развивающие:
-
развивать внимание, память, мышление, математическую речь;
-
развивать волю и настойчивость, умение преодолевать трудности для решения поставленных задач;
-
развивать умения действовать самостоятельно;
в) учебно-воспитательные:
-
воспитывать добросовестное отношение к учебному процессу;
-
воспитывать положительное отношение к знаниям;
-
воспитывать дисциплинированность;
Методические приемы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.
Тип урока: комбинированный – урок изучения нового материала и урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование урока:
-
Техническое обеспечение: демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
-
Программное обеспечение: Microsoft Power Point.
-
Плакат.
Литература:
1) А.Г. Корянов, А.А. Прокофьев Материалы курса «Готовим к ЕГЭ хорошистов и отличников»: лекции 1 -4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 104с.
2) Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Захаров П.И. ЕГЭ. Математика. Тематическая рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, Издательство «Экзамен», 2012. – 279, (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»)
3) Математика. Повышенный уровень ЕГЭ – 2011 (С1, С3). 10-11 классы. Тематические тесты. Уравнения, неравенства, системы/под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. – Ростов – на – Дону: Легион – М, 2011. – 128 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
План урока:
-
Повторение(10 мин.).
-
Изучение нового материала(8 мин.).
-
Закрепление материала(15 мин).
-
Индивидуальная работа(10 мин.).
-
Подведение итогов урока(2 мин.).
Ход урока:
-
Повторение.
Учитель. Здравствуйте! Садитесь. В прошлом учебном году мы с вами научились решать тригонометрические уравнения. Давайте вспомним, как решаются простейшие тригонометрические уравнения( sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a).
Ученик. sin x = a x = arcsin a + πn, n Z
Учитель. Как ещё можно записать решение этого уравнения?
Ученик. = arcsin a + 2πn, n Z; = π — arcsin a + 2πn, n Z
Учитель. А как записать частные решения уравнений sin x = -1, sin x = 0,
sin x = 1?
Ученик. sin x = -1, х = — + 2πn, n Z; sin x = 0, х = πn, n Z; sin x = 1,
х = + 2πn, n Z.
Учитель. Давайте вспомним решение уравнения cos x = a.
Ученик. соs x = a, x = arccos a + 2πn, n Z; = arccos a + 2πn, n Z; = — arccos a + 2πn, n Z; cos x = -1, х = + 2πn, n Z; cos x = 0, х = + 2πn, n Z; cos x = 1, x = 2πn, n Z.
Учитель. Теперь решение уравнений tg x = a и ctg x = a
Ученик. tg x = a, x = arctg a + πn, n Z; = arctg a + 2πn, n Z, = + arctg a + 2πn, n Z; сtg x = a, x = arсctg a + πn, n Z; = arcсtg a + 2πn, n Z, = + arсctg a + 2πn, n Z.
Учитель. А также повторим формулы приведения (плакат)
2. Изучение нового материала
Учитель. Молодцы! Все ответили правильно. Сегодня мы рассмотрим арифметический способ отбора корней, а именно непосредственную подстановку в уравнение и имеющиеся ограничения. Открываем тетради, записываем дату. Тема урока – Арифметический способ отбора корней (слайд 1).
Рассмотрим примеры (слайд 2). Разберём и запишем в тетради решение данных уравнений. Если по ходу разбора решения будут возникать вопросы, то их можно задавать сразу.
Пример №1 Решить уравнение + 2sinx = 0
Запишем уравнение в таком виде = — 2sinx. Это уравнение равносильно системе . Решим уравнение:
cos x = t
2+ 5t – 3 = 0
D = 25- 4
= = ;-3
; (нет корней)
= arccos + 2πn, n Z; = — arccos + 2πn, n Z
= + 2πn, n Z; = — + 2πn, n Z
sin() = sin = sin() = — sin = —
Условие, что выполняется только для .
Ответ: х = — + 2πn, n Z
Пример №2
Решить уравнение + ·cos х = 0
Рассмотрим два варианта:
sin x ≥ 0 sin x < 0
+ ·cos х = 0 + ·cos х = 0
= — ·cos х = ·cos х
tg x = — tg x =
x = — + πk, k Z x = + πk, k Z
Отберём х, для которых Отберём х для которых
sin x ≥ 0 sin x < 0
sin(- + 2= — , k = 2n, n Z sin( + 2= , k = 2m, m Z
sin( + 2= , k = 2n+1, n Z sin( + 2= — , k = 2m+1, m Z
х = + 2πn, n Z х = + 2πm, m Z
Ответ: + 2πn, + 2πn, n Z
Примет №3
Найти корни уравнения sin 3x = 1, удовлетворяющие неравенству cos x 0.
Решим уравнение: sin 3x = 1, х = + , n Z
Наименьший положительный период для функций sin 3x и cos x является 2, для проверки неравенства cos( + ≥ 0 достаточно рассмотреть значения 0,1,2.
cos ≥0 и cos ≥ 0, получаем х = + 2, х = + 2πn, n Z
Ответ: + 2 + 2πn, n Z
3. Закрепление материала
Учитель. Хорошо. Давайте продолжим, и вы попытаетесь выполнить подобные задания в парах. Учитель разбивает класс на и каждой паре дается задание.
1 пара.
Задание. Решить уравнение + sin x = 0
Предполагаемый ответ ученика из пары.
системе . Решим уравнение:
cos x( = 0
;
= arccos + 2πn, n Z; = — arccos + 2πn, n Z
= + 2πn, n Z; = — + 2πn, n Z
sin() = sin = sin() = — sin = —
sin() = sin =
Ответ: — + 2πn, n Z
Проверим ответ
2 пара.
Задание. Решить уравнение + cos х = 0
Предполагаемый ответ ученика из пары.
Рассмотрим два варианта:
sin x ≥ 0 sin x < 0
+ cos х = 0 + cos х = 0
= — cos х = cos х
tg x = — 1 tg x = 1
x = — + πk, k Z x = + πk, k Z
Отберём х, для которых Отберём х для которых
sin x ≥ 0 sin x < 0
sin(- + 2= — , k = 2n, n Z sin( + 2= , k = 2m, m Z
sin( + 2= , k = 2n+1, n Z sin( + 2= — , k = 2m+1, m Z
х = + 2πn, n Z х = + 2πm, m Z
Ответ: + 2πn; + 2πn, n Z
Проверим правильный ответ:
3 пара.
Задание. Найдите корни уравнения (, удовлетворяющие неравенству tg x 0
Предполагаемый ответ ученика из пары.
sin x = — sin x = (корней нет)
x= + 2πn, n Z
x= + 2πn, n Z
tg ( + 2πn) = 1 0
tg ( + 2πn) = — 1 0
Ответ: + 2πn, n Z
Проверим правильный ответ:
4.Индивидуальная работа.
Самостоятельно начать выполнять в тетради задание по карточке.
1) Решите уравнение: = 0;
2) Решите уравнение: + = 2;
3) Найдите все корни уравнения
5.Подведение итогов урока.
Учитель. Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, восстановили в памяти формулы для решения тригонометрических уравнений, познакомились с арифметическим способом отбора корней, применяли его на практике. Что нового и полезного для подготовки к ЕГЭ было сегодня на уроке? На следующих уроках мы продолжим знакомство с этим методом решения тригонометрических уравнений. Домашнее задание: закончить решение заданий по карточке и попытаться найти подобные задания.
Сегодняшний урок мне очень понравился, вы хорошо поработали. Спасибо за урок. Урок закончен. До свидания.