Урок русского языка в 6 классе
Тема: Словообразование имен прилагательных. Сложные имена прилагательные.
Цели урока: повторить и закрепить умения учащихся определять способ словообразования имен прилагательных, повторить правописание сложных имен прилагательных; учить находить и правильно писать орфограмму, мотивировать свой выбор; формировать умения работать в группе; развивать речь, память, мышление, внимание; воспитывать самостоятельность учащихся в овладении знаниями, культуру грамотного письма. Воспитывать трудолюбивых, самостоятельных, внимательных друг к другу учеников.
Оборудование: учебник для 6 класса авторов Л.М.РыбченковойО.М.Александровой,О.В.Загоровской,А.Г.Нарушевича, рабочая тетрадь, дидактический и раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка целей урока.
11.Актуализация опорных знаний.
1.Цифровой диктант(с взаимопроверкой).
-Н- 1
-НН- 2
Телефонный аппарат, льняная скатерть, старинные книги, глиняные горшки, письменный стол, кожаное кресло, стенные часы, обеденный стол, пчелиный мед, оловянные солдатики, румяное лицо.
2.Что вы знает о правописании сложных имен прилагательных? (работа с раздаточным материалом)
111.Работа над темой урока.
1.Устная объяснительная работа.
Ярко-белый, черно-красный
Что обозначают эти прилагательные? Приведите свои примеры, сделайте вывод.
Машино-тракторный завод, литературно-музыкальный вечер,…
Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Сделайте вывод.
Юго-восточный, Санкт- Петербургский
Подумайте, от какой части речи образованы эти слова? Как они писались? Сделайте вывод.
Белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд
Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать?
Широкоэкранный фильм, кисломолочный продукт
Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).
Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно?
2.Самостоятельная работа (работа в группе)
Составление опорного плана-конспекта.
3.Словарная диктовка.
Бледно-лиловый кустарник, синие-пресиние глаза, изжелта-серое лицо, восточнославянские и западноевропейские языки, труднодоступная местность, трудолюбивый человек, крупнопанельный дом, северо-западное направление, документально-художественный фильм, длинноногие журавли, широкоплечий юноша, древнерусские летописи.
4.Выборочный диктант (с взаимопроверкой).
Выписать из предложений произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца» сложные прилагательные и объяснить их правописание(дидактический материал)
1. Еще не доходя до Звонкой борины, почти возле самой тропы, стали показываться отдельные кроваво-красные ягоды. 2. Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой. 3. Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. 4. И благоразумная Настя предупредила его. 5. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. 6. Захочешь – и можешь вытянуть себе из косточки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.
ІV.Итоги урока.
1.Распределительная работа (работа в малых группах)
Распределите слова на две группы:
1)Сложные имена прилагательные, которые пишутся слитно;
2)Имена прилагательные, которые пишутся через дефис.
Железно(дорожный), черно(белый), древне(греческий), лето(писный), фруктово(овощной),русско(украинский),мало(населенный), северо(западный), вагоно(ремонтный), пунцово(крассный).
2.Объяснительная работа по карточкам (работа в парах).
3. Анкета для учащихся.
активно / пассивно | |
2. Своей работой на уроке я | Доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | Понятен не понятен |
V.Домашнее задание: пар.48, словарные слова, опорный конспект.
Средний уровень («3»).Распределительный диктант.(разд.материал) Выпишите сложные прилагательные в две колонки. Объясните их написание. Плодово-ягодное мороженое, двадцатиградусный мороз, сталелитейный завод, химико-биологический комбинат, юго-западная часть, лесотехнические изобретения, древнерусский язык, белорусско-вьетнамский договор.
|
«4». Составить распределительный диктант на изученную тему «Правописание сложных прилагательных». |
«5». Составить сочинение-миниатюру «В зимнем лесу» с использованием сложных имен прилагательных. |