Урок математики в 1 классе
Тема: «Число 9. Цифра 9»
Цели и задачи урока:
1.Обучающие
-
познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9;
-
закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым;
-
уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию в речи;
-
дать сведения о факторах здоровья: положительные эмоции, режим дня, закаливание, движение, правильное питание, выполнение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек;
2. Развивающие
-
развивать мыслительные операции, математическую речь, творческие способности учащихся
-
формировать умение делить на группы, обобщать, делать выводы;
3. Воспитывающие
-
способствовать формированию умений работать в паре, развивать чувства взаимопомощи;
-
способствовать формированию положительной учебной мотивации;
-
формировать у учащихся ценности здоровья и здорового образа жизни
Оборудование: презентация Power Point; проектор с экраном, компьютер, карточки для работы в паре, два набора математических карточек с цифрами, учебники Л.Г.Петерсон Математика. 1 класс. Часть 2.
Ход урока
-
Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко-легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять – топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять – хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире — раз, два, три, четыре, пять –
Наклониться – три четыре – и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку – все мы делаем зарядку!
II. Создание необходимой психологической атмосферы.
1.- Для чего мы выполняем в начале урока зарядку?
Основная проблема 21 века – сохранение здоровья.
— Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем математический урок здоровья.
(слайд № 1)
Вместе с «открытием» математических знаний мы познакомимся с секретами здоровья, узнаем что может сделать каждый человек для сохранения своего здоровья и заселим «домик здоровья».
(слайд № 2)
2. — Начинаем урок …(математики).
— Какой урок? (очень важный).
— Что возьмем с собой? (внимание).
— Что пожелаем друг другу? (удачи).
— Какое возьмем настроение? (хорошее, отличное).
Вывод: любую работу нужно выполнять в хорошем настроении.
— А вот и первый секрет здоровья!
(слайд № 3)
Хорошее настроение
Эмоции – это не только наше отношение к происходящему, они выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными сложными ситуациями. Положительные эмоции полезны для нашего здоровья.
3.- Как вы думаете, кто хозяин домика здоровья?
Отгадайте загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит). (слайд № 4)
— Из какой сказки этот герой?
— Кто автор этой сказки?
— Какие еще сказки К.И.Чуковского вы читали? (слайд № 5)
Айболит объявляет соревнование между рядами, за правильный ответ вы будете получать витамины-жетоны. Кто больше наберет жетонов, тот и выиграл.
II. Актуализация знаний.
1. Открываем тетради
2. Математический диктант
— Первое слагаемое 6, второе 2. Чему равна сумма?
— Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найти разность.
— Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала?
— Я задумала число, вычла из него 2 и получила 5. Какое это число?
— Уменьши 7 на 1.
(8, 5, 4, 7, 6) Аплодисменты отвечавшим!
Самопроверка.
Самооценка на линеечке знаний.
— Чтобы открыть второй секрет здоровья
3. Поставьте числа в порядке убывания (8 7 6 5 4)
перевернем карточки с ответами, прочитаем слово: РЕЖИМ
— Второй секрет здоровья!
(слайд № 6)
Режим дня
Режим дня – это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха. Соблюдение режима дня – это тоже защита от болезней.
(слайд № 7)
4. Повторение состава числа 6,7,8 (работа по рядам)
На доске даны карточки с математическими выражениями: (Приложение 1)
2+4 8+1 3+5 3+3 5+4 1+6 4+4 1+5 6+2 7+2 3+4 1+7 5+2 3+6
1 ряд – находит выражения со значением 6
2 ряд – находит выражения со значением 7
3 ряд — находит выражения с ответом 8
— Что мы сейчас повторили?
Проверка, чтение стихов о цифре.
Вывод; повторение состава числа.
Для чего мы это делаем каждый день? (слайд № 8)
Знания становятся более прочными, запоминаются навсегда — закаляются
-Третий секрет здоровья:
(слайд № 9)
Закаливание
III. Определение темы урока.
1.(Остались выражения со значением 9.)
— Какие выражения остались?
— Кто сможет найти значение этих выражений? ( Не все).
— А почему? (Не изучали состав числа 9)
(слайд № 10)
— Кто может определить тему нашего урока?
— Что мы будем изучать сегодня на уроке математики?
Вывод: число 9, его состав, написание цифры 9.
IV. «Открытие» нового знания.
-
Наблюдение за получением числа 9 (слайд № 11)
— Сколько животных пришли к Айболиту на прием (8)
— Обозначим количество животных на отрезке
— 8 животных да 1 Айболит, сколько всех (9)
— Каким действием нашли сколько всех? Что находили целое или часть?
— Как найти целое?
— Как получили число 9? (8+1)
2. Работа по натуральному ряду чисел
— За каким числом идет число 9
— Что о нем можем сказать
Вывод: число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1 или из 10 вычесть 1.
3. Знакомство с цифрой 9
— На что похожа цифра 9?
4. Чтение стихотворения (слайд № 12)
5. Показ написания цифры (объяснение учителя) (слайды № 13,14,15)
6. Письмо цифры в тетради
V. Физкультминутка. (слайд № 16)
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся.
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
Четвертый секрет здоровья:
Движение
Вывод: Лучшего средства от хвори нет: (слайд № 17)
Делай зарядку до старости лет
VI. Знакомство с полным составом числа 9. (слайд № 18)
1.Деление группы геометрических фигур на части в парах
-Айболит принес нам витамины. Эти витамины нужно разделить по разным признакам. (Приложение 2)
-
ряд — по цвету форме
-
ряд – по цвету
-
ряд – по размеру
( проверка на доске)
—Как получить число 9? (слайд № 19)
VII. Первичное закрепление. (слайд № 20)
-
Игра «Доктор Айболит» с. 19, № 3
( 2 ученика у доски)
— Кому из зверюшек нужна помощь?
Девочки – 1 столбик (проверка: по 1 девочке от каждого ряда)
Мальчики – 2 столбик
Самопроверка.
Пятый секрет здоровья:
Личная гигиена (слайд № 21)
-
Пословица:
«Чистота – залог здоровья»
VIII. Закрепление учебного материала (работа в парах) Слайд № 22
1. Самостоятельная работа по карточкам в паре
— Чтобы узнать последний секрет здоровья, нужно ответить на три вопроса в карточках на ваших партах.
Проверка: 1ряд – 1 вопрос (слайды №23,24,25)
2ряд — 2 вопрос
3ряд — 3 вопрос
Шестой секрет здоровья:
Правильное питание (слайд № 26)
IX. Рефлексия
Мы с вами познакомились с новыми знаниями, а так же узнали секреты сохранения своего здоровья. Айболит дарит вам «математическую корзинку здоровья» (на одной стороне корзинки записаны секреты здоровья, на другой стороне картинки фруктов и овощей с выражениями на состав числа 9). (Приложение 3)
(слайд №27)
Вывод: Здоровье своё береги с малых лет.
Оно вас избавит от болей и бед!
(слайд № 28)
X. Итог урока:
— Кто считает, что он хорошо потрудился? Встаньте.
— Кого вам хочется похвалить?
— Что было самым трудным? Интересным?
— А мне очень важно с каким настроением вы пойдете домой?
— Что полезного вы узнали?