Тема: Деление с остатком. Закрепление.
Цель:
закрепление приема деления чисел в случаях, когда получается остаток.
Задачи:
1) Закреплять умения решать задачи изученных видов. Совершенствовать вычислительные навыки (табличное, внетабличное умножение и деление, деление с остатком).
2) Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
3) Воспитывать культуру поведения на уроке, взаимоотношений, самоконтроль, самооценку.
Форма организации:
1) Урок в игровой форме.
2) Индивидуальная, фронтальная работа детей, работа в парах.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование (Microsoft Power Point);
Карточки с заданием
Учебник «Математика» 3 кл. В 2 ч. Ч. 2. / М.И. Моро: Просвещение, 2007.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, у нас сегодня гости давайте поприветствуем их, улыбнёмся друг другу и тихонько сели.
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом! (слайд 1)
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
II. Устный счет.
– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку
“Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат” (слайд 2)
Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесёте их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку. ( Примеры записаны на доске)(слайд 3 примеры, щелчок ответ на каждый пример)
Ё 4 х 8 – 30 : 5 26
Ч 6 х (32 – 30) 12
Ы 6 х 7 +30 72
П 30 – 3х 9 3
Л 90 – (3х6 +30) 42
/пчёлы/ (слайд 3)(после результатов) Далее слайды не включать!!!!!
– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке. Нам придется выполнить задания, за каждый правильный ответ вы будете получать по цветочку, которые мы в конце урока подсчитаем. Справившись с ними, мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.
Давайте решим задачку.
В поле пчелки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30)
— Чтобы решить задачу какие знания вы применили? (таблицу умножения)
—Правильно ребята и за это пчёлка дарит нам цветочек.
– Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси 30 апреля, отмечали праздник пчелы.
Игра «Расскажи о числе»
— А теперь расскажите всё, что вы знаете об этом числе 30.
Из каких цифр состоит это число?(3 и 0)
На какие числа делится число 30 без остатка? (на5,6,10, 3)
Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.
Разделите число 30 на 7(в тетради).( один ребёнок у доски) Какой результат у вас получился? Как называются компоненты при делении? (делимое, делитель, частное)
Каким должен быть остаток? (при делении остаток всегда должен быть меньше делителя)
III. Сообщение темы урока.
Как вы думаете, над чем мы с вами будем сегодня работать?
-Сегодня мы продолжим работу над делением с остатком.(слайд 4 )и раньше не включать!!!!!!!
– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично.
IV. Работа над закреплением пройденного материала.
– Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. ( слайд5 )
Вот и мы у себя в классе построим ульи для пчёл, решив примеры на деление с остатком.
Будем работать парами. Каждой паре я даю одну «плашку» от улья. Вы решаете пример, записанный на ней. А затем на доске постройте ульи .
8:7 56:9 61:7 46:9 39:10 21:5
8:6 48:9 84:9 46:8 48:10 12:7
Проверка (слайд 6) Итак, давайте ещё раз повторим правило деления с остатком.
Молодцы! А чтобы получился настоящие домики, я к нашим домикам приделаю крышу.
– Молодцы, вы справились с заданием и получаете заветный цветочек.
Физкультминутка
( слайд 7)
«Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы.)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)
И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)
«Цветочные часы»
–– Пчеле пора на работу, да и нам тоже. Во сколько начинается наш рабочий день? (В 8 часов.)
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.
– Вот и мы поработаем группами с цветочными часами и решим примеры. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает”.( слайд 8)
-
“Шиповник” (4часа) 4 х 8 – 12 = (20 часов)
-
“Мак” (5часов) 5 + 18 – 8 = (15 часов)
-
“Одуванчик” (6 часов) 6 х 11 – 51 = (15 часов)
-
“Картофель” (7 часов) 7 + (87 – 80) = (14 часов)
-
“Кувшинка белая” (8 часов) 8 + 42 – 31 = (19 часов)
-
“Мать-и-мачеха” (10 часов) 10 + 38 – 30 = (18 часов)(приложение 3
Ребята ,а что вам помогло в выполнении этого задания?( таблица умножения, порядок выполнения действий).И за это пчёлка даёт нам цветочек.
5. Решение задачи на сравнение (текст задачи у каждого на столе).
( слайд 9)
“Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела?
Ребята,а что я прочитала?
Один ученик решает на доске.
– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?
Пчела- с 4 ч. до 20ч.
В ? раз больше.
Ученик- с 8ч. до 12ч.
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да.) Как? Записываем 1 действие.( 20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.) Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) – рабочий день ученика.)
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.) Решаем дальше. Во сколько раз пчела трудится больше ученика ?”
Упражнения на релаксацию
Гимнастика для глаз (слайд 10)
8. Решение уравнений.
– Молодцы, ребята. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете еще одну тайну пчелы. ( На доске работают по одному представителю от каждого ряда, остальные в тетради)
Х х 3 = 57
59 – у = 33
36 :а = 3 (приложение 4)
После решения уравнений учитель рассказывает о пчелах, выполняющие разные функции в улье.
От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.
Молодцы и с этим заданием вы справились и вот вам заветный цветочек.
9. Нахождение периметра шестиугольника.
– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Наша пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?
– Найдите периметр самостоятельно.(слайд 11)
Работа по учебнику(если останется время)
Стр 31 № 6
V. Подведение итога урока.
– Наш необычный урок подходит к концу.
Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
-А теперь ребята давайте посчитаем сколько цветочков мы получили от нашей пчёлки и составим из них прекрасный букет.
— что мы сегодня повторили на уроке?
— Какое правило должны помнить, решая примеры на деление с остатком?
— Какое задание понравилось особенно?