Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
1 класс, УМК «Школа России».
(Учебник «Математика в 2 частях» М.И. Моро, М.И. Бантова и др.)
Цель: создание условий для формирования приёма сложения чисел в пределах двадцати с переходом через разряд.
Планируемые метапредметные результаты.
Личностные: понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию;
понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательные: познакомить с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
закрепить знания состава чисел первого десятка;
учить решать простые задачи, выполнять геометрические построения, развивать воображение, навыки логического мышления.
Коммуникативные: оценивать сложившиеся отношения в классе;
выделять положительные ситуации, предлагать изменения негативных ситуаций;
взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в группах, парах.
Планируемые предметные результаты: знать компоненты сложения, использовать соответствующие термины; уметь решать задачи в несколько действий.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint 2007, карточки с примерами и тестами для каждого ученика.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I.Организационный момент.
Слайд 1.
Визитка презентации. Деревенский пейзаж настраивает детей на необычный урок.
Учитель: Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать.
Можем мы урок начать.
II. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.
Учитель: Дети, к нам на урок математики пришла девочка. Она горько плачет. Как вы думаете, кто её мог обидеть?
Дети: Это девочка из сказки. Её могла обидеть злая мачеха или Баба Яга.
Учитель: Предположите, чем мы можем ей помочь?
Дети: Найти обидчиков и наказать их, выручить девочку, решив математические задания.
(Клик мышью для перехода на следующий слайд).
III.Устный счёт.
Слайд 2
(Учитель знакомит учащихся с ситуацией, когда плачущей девочке необходима помощь. На слайде появляется плачущая девочка и её слёзы с примерами для устного счёта, а также ключ к решению. Постепенно решая примеры ( в произвольном порядке) на карточках, дети называют ответы.
На месте слезинок появляются буквы-отгадки. Дети читают название обидчиков девочки. Возникает желание «пойти вперёд и спасти» её братца. При каждом правильном ответе нужно кликнуть мышью-буквы сами станут на свои места.)
-
Решение примеров.
Учитель: Девочка пришла к нам из старой-старой сказки. Только мы можем ей помочь. Растворим капельки-слёзы и узнаем ключ. Решите на карточках примеры. С помощью ключа мы узнаем обидчиков девочки.
10 + 4 19 -1 9 + * =10 12 -2
17 +10 6 +10 10 + * =11
16 + 4 15 – 10 20 — * =10
(Ключ: 1 – Е, 5 – Д, 7 – У, 10 – И, 14 – Г, 16 – Б, 17 –С, 18 – Л.)
Учитель: Узнали обидчиков?
Дети: Это гуси-лебеди.
-
Воспроизведение состава числа 10.
Учитель: Что же сделали гуси-лебеди? Куда они унесли братца?
Дети: Гуси-лебеди забрали братца девочки и унесли егов лес к Бабе Яге.
Слайд 3.
(На экране появляется лес и гуси-лебеди. Дети вспоминают состав числа 10. Начинать надо с самого маленького значения. Дети должны назвать:10 – это 1 и 9; и т.д. Учитель кликает мышью на любом числе слева ( которое назовут учащиеся) – появляется вторая цифра состава числа).
Учитель: Вспомните состав числа 10.
Дети: 10 – это 1 и 9.
10 – это 2 и 8.
10 – это 3 и 7.
10 – это 4 и 6.
10 – это 5 и 5.
IV.Физминутка
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы – и вот
Стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
V.Повторение
Слайд 4
(Слайд – тест. Дети предварительно решают тесты у себя. При назывании ответа, учитель нажимает на него на слайде. Тут же дополнительный слайд (12 или 13) покажет, верно ли решён тест. Учитель кликнет по цифре, которую назвал ученик. Автоматически появится слайд с картинкой и словом «Правильно» или «Подумай ещё!». При щелчке на слове произойдёт автоматический переход назад на тест.
Вспомогательные 12 – 13 слайды со словами: «Правильно» или «Подумай ещё!» появляются по гиперссылке после 4 слайда. При щелчке курсора на слове – возврат на 4 слайд – тест.
Учитель: А теперь в путь. Но перед нами лес. Как найти дорожку? Дополните до 10 числа – узнаете.
VI.Изучение нового материала
Слайд 5
(Первый этап спасения братца. На пути девочки возникает печка с задачей. Дети по рисунку составляют условие и называют решение. После клика мышью появится печка. Ещё один клик – на печке появляются слова).
Учитель: Теперь можно отправиться в лес на выручку братца. Перед нами Печка. Она приготовила задачку. Составьте по рисунку и решите.
Дети: Было 9 пирожков. В печке испекли ещё 4 пирожка. Сколько всего пирожков?
Учитель: О чём говорится в задаче?
Дети: В задаче говорится о пирожках.
Учитель: Сколько было пирожков?
Дети: Было 9 пирожков.
Учитель: Сколько ещё пирожков испеклось?
Дети: Ещё 4 пирожка.
Учитель: Что надо узнать? Как? Каким действием?
Дети: Надо узнать, сколько всего пирожков. Чтобы узнать сколько всего, надо к 9 прибавить 4.
Слайд 6
(Дети видят, как нужно прибавлять пирожки, которые располагаются в таблице на 10 ячеек. Затем появляются примеры. 1 – клик – 9 пирожков располагаются в остальных ячейках. 3-й и 4-й клик – появляются примеры нового способа сложения. После этого рекомендуется прочитать объяснение правила прибавления в учебнике.
Учитель: Назовите первое слагаемое.
Дети: 9.
Учитель: Разложим пирожки в таблице с десятью ячейками в ряду. Назовите второе слагаемое.
Дети: 4
Учитель: Как к 9 прибавить 4? (Варианты детей.) Число 4 к числу 9 прибавим по частям. Сначала дополним 9 до 10, для этого прибавим к 9 число 1. Сколько ещё осталось прибавить?
Дети: 3.
Учитель: Записать это можно так: 9+4=13(п.)
VII.Осознание и запоминание.
1. Проговаривание алгоритма сложения.
Учитель: Скажите, как прибавили число 4 к числу 9? Прочитайте объяснение на с.58 и на слайде.
Слайд 7
( Правило прибавления числа по частям. Вначале медленно появится заголовок правила. 1 – й клик – шаг №1 прибавления по частям, 2 – й клик – шаг №2. Затем детям предлагается решить примеры на новую тему из учебника.)
2.Решение примеров из учебника, №1 с.58
Учитель: Вычислите с устным объяснением примеры:
8+4
6+5
7+4
Ученик: Надо к 8 прибавить 4. Чтобы 8 дополнить до 10, надо прибавить 2. 4 – это 2 и 2. Сначала прибавлю 2, получу 10, затем прибавлю остальные 2, получу 12. ( Аналогично ученик у доски объясняет следующие примеры.)
3.Работа в парах: №4 с.59
Дети первого ряда в паре объясняют решение первой строки примеров, 2 ряд – вторая строка, 3 ряд – третья строка. Рассуждают так, как показано ниже.
Дети: 9+1+3. Сначала к 9 прибавлю 1, получу 10, затем прибавлю 3, получу 13. 1 и 3 – это 4. Значит, всего к 9 прибавили 4, получили 13. 12-2-6. Сначала из 12 вычту 2, получу 10, затем вычту 6, получу 4. 2 и 6 – это 8. Значит, всего из 12 вычли8, получили 4.
Выборочно проводится проверка решений. Учитель просит отдельных учеников объяснить, как выполняли сложение или вычитание (последние примеры) и сколько всего прибавили или вычли.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два –согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
На – четыре руки шире……
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.
4.Сравнение чисел
Слайд 8
( Второй этап по спасению братца. На пути девочки яблонька. По сюжету сказки, необходимо стрясти яблочки. Дети решают примеры нового вида и сравнивают значения. Одно яблок ( спелое – с большим значением) падает. Сравнивать значения надо после того, как дети решат их на доске, начиная с любой пары яблок. После ответа – клик мышью на пример с яблоком, и яблоко или повернётся ( значит, неправильный ответ) или упадёт (ответ верный)).
Учитель: Перед нами Яблонька. Девочки нужно стрясти спелые яблочки. Запишем примеры и решим их.
7+4 7+6 8+4 8+3 9+2 9+3
Дети записывают примеры на доске и в тетрадях с устным объяснением.
Учитель: А теперь сравните получившиеся значения. У какого яблочка значение больше, то и упадёт.
Дети: 7+4=11, а 7+6=13. 11<13, значит, упадёт яблоко справа.
8+4=12, а 8+3=11. 12>11, значит, упадёт яблоко слева.
9+2=11, а 9+3=12. 11<12, значит, упадёт яблоко справа.
VIII.Закрепление
Слайд 9
( Третий этап спасения. Задание на развитие гибкости мышления. Через речку проложен мостик, но он сломан. Надо догадаться, какие знаки поставить, чтобы равенство стало верным. После решения всех равенств, пропавшие брёвнушки станут на свои места. Учитель выслушивает предложения детей. Когда ответ будет верным – кликает мышью, появятся знаки в первом равенстве, и т.д. Когда все 4 равенства будут решены – автоматически появятся недостающие брёвна в мостике.
1.Задание повышенной сложности. Выбор знаков действий
Учитель: Ещё одно препятствие – Молочная Река Кисельные берега. На ней мостик. Он сломан. Нужно починить: вставьте дощечки ( знаки + или — ) так, чтобы равенства оказались верными.
Дети: 8-5+4=7 9+2-3=8 7+4-3=8 7-2+4-9
2.Геометрическая задача
Слайд 10
( Задача на смекалку. Детям предлагается решить геометрическую задачу в учебнике и сравнить данное учителем значение. Появляются гуси-лебеди, длина их пути. Карандаш – сигнал начертить. Рисунок ломаной из учебника. Когда дети измеряют длину, кликнуть мышью – появятся подписи к отрезкам. Дети должны составить пример на нахождение длины ломаной. Клик – появится пример на слайде. Следующий клик – сравнение значений).
Учитель: Забрала девочка братца и побежала домой. Пока гуси-лебеди проснулись, её и след простыл. Баба Яга послала их в догонку. Но путь был неблизкий. Сил у гусей хватит только на 9 вёрст. Смогут ли они догнать девочку? Узнайте длину пути, измерив длину ломаной в учебнике №5 с.59, если считать 1 см = 1 версте.
Дети: 5+3+2=10, 9<10. Гуси – лебеди не догонятдетей.
IX.Итог урока
Слайд 11
( Наконец девочка и её братец у родного дома. Учеников благодарим за работу на уроке. Автоматически появляется девочка с братцем и слова благодарности за работу на уроке).
Учитель: Вот и закончилось наше математическое путешествие. Чему учились на уроке?
Дети: Учились прибавлять числа с переходом через десяток. Узнали, что прибавлять надо по частям: сначала дополнить число до 10, затем прибавить то, что осталось.
Учитель: Можем ли мы уже выполнять действия не только правильно, но и быстро, без помощи, самостоятельно?
Дети: Нет. Нужно ещё тренироваться. Давайте завтра ещё, поработаем с такими примерами.
Учитель: Отлично. Я подготовлю интересные задания на закрепление умения выполнять сложение с переходом через разряд.