Конспект урока по математике.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 7
Учитель: Колесникова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов
Предмет и УМК: Математика. 1 класс. «Школа России».
Тема урока: «Задача»
Место урока в теме: № 1
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели :
Образовательные:
Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя часть целого и частей.
Развивающие:
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному
плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать
речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Готовимся к уроку -Прочитайте правило
-С чего обычно мы начинаем урок математики? | Проговаривают стихотворение – правило: Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки — на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
-С устного счета | Коммуникативные УУД. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке | |
2. Актуализация знаний | а)Логическая разминка (слайд 3) -Прочитайте задание. На какой вопрос надо ответить?
б) Ребусы (слайд 4)
в)Устный счет. 1) Примеры: (слайд 5) 8+2 и 7+2 -Чем похожи выражения? -Разным будет ответ или одинаковым? -В каком выражении ответ будет больше? -Как проверить? -Посчитайте. -Прочитайте примеры по разному: используя слова («плюс», «слагаемое», «увеличить»)
2)Реши: (слайд 6) |
-Как зовут каждого мальчика-рыболова
-знаком действия, вторым числом -разным
— в первом
-посчитать
8 «плюс»2 =10, 8 увеличить на 2 получится 10, первое слагаемое 8, второе слагаемое 2, сумма 10 и т.д.
| Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД Анализ с целью выделения признаков |
3.Мотивация учебной деятельности. Создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
А)-Разгадайте ребус ( на доске картинка: ЗА рисунок загородного дома) -А что такое задача? -Хотите узнать?
-Откройте учебник на с.88 -определите тему урока -Чему будете учиться? -Какие цели вы поставили? (Учитель вывешивает табличку «Задача».) Б)Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай» — на доске. -Значит чему будет посвящен наш урок?
|
-задача
-? -да
-задача -узнаем, как построена задача, будем учиться решать задачи, записывать решение и ответ.
Читают девиз.
-открытию нового знания
| Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать речь других |
4.Самоопределение к деятельности.
Организация выполнения пробного учебного действия.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Теперь переходим к следующему этапу -Что будем делать? -Составьте рассказ по рисунку (рисунок на доске) -Выберите схему к рисунку -Составьте равенство. -Что мы повторили?
-Представьте, что мы сегодня с вами маленькие исследователи. -Прочитайте тексты -Какой текст является задачей (слайд 7)
-У нас получились разные варианты -А почему некоторые не предложили свои варианты? Что будем делать дальше? | -повторять -составление рассказов
-умение составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство
Чтение текстов — 2-? -1-?
-мы не знаем
— будем выполнять задание
| Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей.
Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УДД Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
5.Выявление места и причины затруднения. | -В каком месте возникло затруднение ? -Почему? | -при выборе задачи
-не знаем, что такое задача | Коммуникативные УДД Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
6.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели урока и составление совместного плана действий. |
-Какую цель ставим?
-Следующее действие? -Наметим наш план действий: 1.сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача 2.сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя 3.устраним затруднение 4.применим новое знание. -Что нам поможет? Физкультминутка . |
-узнать, что такое задача
-свой опыт, учебник, учитель
| Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
7.Реализация построенного проекта. Уточнение темы урока. |
А) Знакомство со структурой задачи Подводящий диалог. -Чем отличается 1 текст от второго? -Вы можете на него ответить? -Значит в задаче должен быть …? -Что такое вопрос задачи? (Учитель вывешивает табличку Вопрос)
-Прочитайте.(слайд8)
-Это задача? -Почему? Ведь вопрос есть? -Значит в задаче, кроме вопроса должно быть …? -Что такое условие задачи? (Учитель вывешивает табличку Условие)
-Прочитайте текст.(слайд9) В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2 карандаша. Сколько всего ручек?
-Это задача? -Почему? Есть условие и вопрос? -Значит в задаче вопрос связан с условием. -Что нужно изменить, чтобы получилась задача?
-Прочитайте текст.(слайд 10)
— Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
— Сосчитайте сколько карандашей всего. (Учитель вывешивает табличку Решение)
— Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. Это ответ задачи. (Учитель вывешивает табличку Ответ)
-Какая тема урока сегодня? -Как же узнать задачу? -Из каких частей она состоит?
|
в 1тексте есть вопрос -да -вопрос -это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать.
-нет -нет данных
-условие -это то, что нам известно
-нет -вопрос не подходит к условию
Вопрос
В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2 карандаша.
Сколько всего карандашей?
6 + 2 = 8(к.)
Всего 8 карандашей.
-задача
-задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию. | Познавательные УУД Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану.
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. |
8.Первичное закрепление. Усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи. | 1.Работа в парах. -Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей.
-Что вы решили? Назовите задачу. Расскажите, как вы рассуждали? -Решите задачу, запишите решение и ответ. -Почему первый и второй рассказы не будут задачей?
2. Рабата по учебнику. -стр.88№ 2 -Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи? -Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи? -Прочитайте задачу, нарисуйте схему в тетради, запишите решение и ответ. — Объясните, почему задачу решили вычитанием.
|
Чтение задания.
-задача под № 3: есть условие, вопрос
-в 1 рассказе нет вопроса, во 2 – нет условия.
— Это то, что нам известно.
-Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать.
Чтобы узнать, сколько всего карандашей осталось, их нужно вычесть. | Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; умение договариваться (работа в парах).
|
9.Самостоятельная работа . | -стр. 88 № 3 -Запишите решение задачи, ответ.
| самостоятельная работа.
Выполняют проверку. Называют место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.
| Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Регулятивные УУД Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные УУД Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
10. Закрепление изученного материала. | -стр. 89 № 4 _ Решите примеры с помощью числового ряда .
стр. 89 № 5 — Что нужно сделать?
— Какой знак поставили в первом выражении? | Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.
Поставить знаки >,< или =. Самостоятельное выполнение. Проверка. Показывают карточку. Если есть ошибки, неравенство объясняется. По аналогии разбираются остальные выражения. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний,находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт Регулятивные УУД Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных
ошибок
|
11.Рефлексия учебной деятельности. | -Какую цель ставили?
-Достигли цели? -Какая тема урока была? -Какие математические термины вы сегодня узнали? -Для чего нужно уметь решать задачи? -Расскажите по схеме, чему научились на уроке. (слайд11)
Организовать самооценку учебной деятельности. -Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый. -Спасибо за урок. | -узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. -да -задача -задача, условие задачи, решение задачи, ответ задачи.
-рассказывают по схеме, что узнали, знают, смогли.
| Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |