Технологическая карта урока

Учитель:

Шереметова Ольга Васильевна

Класс

1

Предмет:

Математика

Авторы учебника:

В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема урока.

Шар. Куб

Тип урока.

Урок открытия нового знания

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению геометрических фигур: шара, круга, куба, квадрата.

Планируемые

результаты:

Личностные.

  • Осознание ценности изучаемого материала.

  • Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур.

  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах, группах.

Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;

  • Умение определять и придерживаться цели.

  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умение работать с информацией;

  • Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать.

КУУД:

  • Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку;

  • Умение соблюдения позиции «понимающего»

  • Умение работать в парах.

Предметные:

  • Умение находить предметы, имеющие форму шара или круга, куба или квадрата.

  • Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.

  • Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Оборудование

  • Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г.

  • Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая

  • Набор геометрических фигур (2 разных комплекта для 2 групп, можно 4, 6)

  • Карточки для каждого учащегося (по вариантам)

  • Фишки (демонстрационные и индивидуальные)

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Организацион-ный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок.

— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке математики.(слайд1)

Скажите, у вас сегодня у всех одинаковое настроение?(слайд 2)

Выберите то настроение, с которым вы пришли на урок.

-Чтобы разогнать тучи сомнения, нам нужно решить несколько примеров игра «Разгони тучи»(слайд3)

-Итак, всё вы сделали правильно и под эту замечательную песню, улыбнитесь друг другу!

Осознанное вхождение учаще-гося в пространство учебной деятельности.

Самоопределе-ние учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу).

-самоопределение);

-смыслообразование

-внутренняя позиция школьника

-учебно-познаватель-ная мотивация

— планирование учебно-го сотрудничества

Актуализация знаний

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового спо-соба действия. Повторе-ние изученного материа-ла, необходимого для «открытия нового зна-ния» и выявление зат-руднений в индивиду-альной деятельности каждого учащегося.

— Ребята, к нам обратился мальчик Петя, который только собирается идти в школе с просьбой разобраться в одной ситуации.

( слайд 4)

-Петя, играя в детском саду решил построить пирамиду, но у него ничего не получилось.

-Посмотрите на экран и вспомните, и назовите знакомые уже вам фигуры.

(учитель вывешивает такие же фигуры на магнитную доску)

Скажите, по какому признаку можно разделить эти фигуры и на сколько групп?

И что вы уже знаете о свойствах этих фигур.

-Где вы использовали уже такие фигуры?

А знаете ли вы в каком разделе математики «живут» эти фигуры?

(можно составить кластер «Геометрические объекты»)

Геометрические объекты

Плоские фигуры объёмные тела

Круг многоугольник

Овал

Линии

(таблички подготовить заранее, а фигуры дети самостоятельно передвигают по магнитной доске)

-Но Петя использовал не только эти фигуры, в его пирамиде есть ещё фигуры.

«Я пользуюсь знаниями, полу-ченными на предыдущих уро-ках. Для усвоения нового зна-ния важно быть вниматель-ным, усидчивым,…»

— Прямоугольник (четырёху-гольник), овал, квадрат, треу-гольник, круг.

Варианты ответов: с углами и сторонами, без углов

Свойство квадрата, прямоугольника

На уроках технологии, выполняя аппликацию, на уроках рисования при изображении орнамента

Ученик зачитывает, что такое геометрия (раздел математики;

«гео»- Земля, «метрео» — измеряю)(слайд5)

Актуализация знаний, необходимых для по-нимания новой темы.

Первичный опыт. Постановка проблемы.

Выявление и фиксация места и причины затруд-нения. (Вызвать и обсу-дить затруднения: «По-чему возникли затруд-нения?», «Чего мы ещё не знаем?». Проговари-вание темы и цели уро-ка).

А как называются эти фигуры?

(демонстрация предметов, имеющих форму куба и шара)

— Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! Почему так получилось, как вы думаете?

— Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Кто сможет сформулировать тему?

— Сможем мы сразу назвать тему урока?

(слайд 6)

(Скорее всего, дети не смогут назвать тему)

—А что вы хотите узнать?

Обратите внимание на экран, вы сейчас просмотрите внимательно и прослушаете информацию, по которой каждая группа сделает синквейн

-Итак, на основании увиденного и услышанного вы сделали выводы.

Дети читают подготовленные загадки, отгадка которых(куб и шар) но предметы закрыты непрозрачной бумагой.

Варианты ответов: куб, квад-рат, круг, шар, мяч, кубик.

— Значит, мы чего-то не знаем об этих фигурах.

— Нет, так как мы не знаем точ-ное название этих геометри-ческих фигур.

— Узнать название данных фигур и их свойства; научиться различать фигуры круга и шара, квадрата и куба. – это и есть цель урока

Работа в группах

Демонстрация работы через документ камеру.

Выводы: шар и куб объёмные

Квадрат и круг — плоские

-волевая саморегуля-ция

— анализ, синтез, срав-нение, аналогия

-подведение под поня-тие

-постановка и форму-лирование проблемы

— формулирование и аргументация своего мнения;

-учёт разных мнений

Умение использовать научный метод позна-ния.

Самостоятельное опре-деление темы и цели урока «Шар.Куб».

Исследование. Открытие нового знания

На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По- шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму дей-ствий.

-А теперь, чтобы убедиться, что вы правы мы рассмотрим рисунки на стр. 9, задания 1.

— Какие предметы по форме похожи на шар?

— Есть ли в классе другие предметы, которые похожи на шар?

— Задание 2. На какую фигуру похожи: ци-ферблат будильника, стёкла очков, пуговица?

— Давайте возьмем мячик и круглую фишку. Попробуйте объяснить, чем шар отличается по форме от круга?

— А теперь рассмотрите квадрат (из картона) и кубик. Что можно о них сказать? В чем различие между кубом и квадратом?

— Какой вывод можно сделать? = (алгоритм)

-Вы совершенно правы.

(Ответы детей)

— На круг

Варианты ответов:

— мячик (шар) катится, а круг плоский;

— фишка (круг) полностью ле-жит на столе, а мячик (шар) выступает над столом;

-круг плоский, а шар объем-ный.

— Квадрат плоский, а куб объемный;

— куб состоит из 6 квадратов;

— Круг и квадрат — плоские фигуры; шар и куб – объемные (пространственные).

Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.

Осознание практичес-кой важности разли-чия изучаемых геомет-рических фигур

Коммуникативные уме-ния – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «кри-тик».

Осознание ценности совместной деятель-ности.

Физминутка

Слайд11

Проект (Реализация построенного проекта.)

Первичное закрепление

Построение и фиксация нового знания. Прогова-ривание нового знания. Применение нового зна-ния в типовых условиях.

Отслеживание результатов деятельности де-тей при работе по алгоритму. Работа в груп-пах.

Каждой группе раздать набор предметов:

1 группа. Набор предметов: вчетверо сложен-ный лист, при развороте имеет форму круга; кольцо из конструктора; мяч; овал из картона; шестиугольник.

Задание: найти и назватьпоказать предметы, имеющие форму круга. Доказать.

Набор предметов: тот же. Задание: найти и назватьпоказать предметы, имеющие форму шара. Доказать.

2 группа. Набор предметов: вчетверо сложен-ный лист, при развороте имеет форму квадрата; кубик; спичечный коробок; шестиугольник. Задание: найти и назватьпоказать предметы, имеющие форму квадрата. Доказать.

Набор предметов: тот же. Задание: найти и назватьпоказать предметы, имеющие форму куба. Доказать.

(дается 5 минут для выполнения задания)

— А теперь посмотрим, как вы смогли определить нужный предмет.

Покажите этот предмет, назовите: какую форму он имеет. Докажите, что это именно шар, а не круг (куб, а не квадрат), т.е. расскажите о его свойствах.

Работа в группах по алгорит-му, действуя по схеме «я на-училась и могу проверить се-бя».

Знакомятся с набором предме-тов, с заданием.

Группы выполняют задание, опираясь на новые знания.

Каждая группа учеников вы-ходит к доске со своим набо-ром предметов. Учащиеся оп-ределяют фигуру предмета, доказывают свое мнение.

При ошибочном ответе, уча-щиеся других групп помогают выбрать нужный предмет из набора, назвать данную фигу-ру, рассказать её свойства.

— умение определять и придерживаться цели (Р);

— умение сравнивать, классифицировать, де-лать выводы, доказы-вать (П).

— умение работать в парах (К).

Подтверждение своего открытия.

Положительная мотивация.

Самостоятель-ная работа

Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. При помощи внешней речи проверить новые знания ребенка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Работа в рабочей тетради.

— Стр.7 № 1. Отметить «галочкой»: какой предмет не похож на шар?

— Стр. 7 № 2. Найти и раскрасить куб.

— Итак. Как вы справились? В первом задании, какой предмет не похож на шар, какой он по счету?

— А во втором задании надо было раскрасить куб. Куб стоит на каком по счету месте?

— Какими знаниями вы пользовались при определении фигур шара, куба?

Самостоятельно выполняют за-дание.

(Ответы детей)

— Плоский предмет (круг, квад-рат); объемный предмет (шар, куб).

Успешно выполненные задания.

Сформированные пред-метные УУД

Итог

Закрепление изученного материала

-Какой же совет вы теперь можете дать Пете, чтобы у него получилась пирамида из геометрических фигур. (слайд 12)

-Чему вы научились на уроке?

-Работа учащихся с программой Power Point – утилиты Microsoft Mouse Mischief (несколько мышей)

Взять только объёмные фигуры, которые можно поставить, чтобы у них была опора.

Варианты ответов: мы научились различать плоские фигуры от объёмных, знаем свойства объёмных фигур

Работа в группах

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Соотнесение цели урока и его результатов, само-оценка работы на уроке.

— Какие новые фигуры мы сегодня изучили?

— Какую тему урока мы сегодня с вами разобрали? (слайд 13)

— Какую задачу ставили на урок?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Какие знания вам помогут теперь определить куб и шар?

— Оцените свою работу на уроке по шкале «успеха» по параметрам: быстро, правильно, красиво.

Б П К

— На этом урок окончен. Спасибо за урок!

— Шар, куб.

— Тема урока: «Шар.Куб»

Высказывания учащихся.

Осознание результатов каждого этапа урока.

Осознание ценности полученных знаний.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here