Конспект урока по математике для 5 класса
«Все действия с десятичными дробями»
Работу выполнила:
учитель математики II категории
Кисленко Галина Александровна
МБОУ Верхнеобливская ООШ
Тацинского района
Ростовской области
Тема урока: «Все действия с десятичными дробями». /5 класс /
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Форма проведения: урок – игра
Задача урока:
Проверка практических навыков и умений при работе с десятичными числами.
Цели урока:
-
Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, доказывать и опровергать.
-
Знакомство с историческим материалом по теме
-
Развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.
-
Воспитывать культуру и дисциплину труда, уважение друг к другу, ответственность, организованность, дисциплинированность…
-
Активизация работы учащихся на уроке за счет вовлечения их в игру.
Ход урока:
Учитель объявляет тему, цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске:
Без знания дробей никто не может
признаваться знающим математику!
-
Разминка (устный счет).
Правило игры: класс делится на 3 команды (по рядам), отвечает тот ученик – член команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде очко.
-
Сравни числа
1,62 и 1,52 7,50 и 7,5 14,73 и 14,74
0,088 и 1 0,5 и 0,05 0,79 и 0,7900
-
Поставь в нужные места запятые, чтобы получилось верное равенство:
32+18=5 3+ 108=408 42+17=212
736-336=4 63-27=603 57-4=17
-
Установите правильную последовательность действий:
Чтобы сложить (вычесть) две десятичные дроби, нужно:
1. Поставь запятую под запятой.
2. Записать их друг под другом так, чтобы была запятая под запятой.
3. Выполните сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую.
4.Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой.
4. Продолжи цепочку:
8,1 – 0,9 б) 0,62- 0,4 в) 4,8 : 6
: 8 : 0,2 * 5
* 0,2 + 3,4 * 0,4
+ 0,22 * 2 : 0,8
___________ __________ _________
-
История возникновения дробей (небольшие сообщения трех учащихся от каждой команды по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на Руси», «Дроби в Древнем Египте»).
-
Игра «Ромашка» на повторение теоретического материала.
Правило игры: на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно открыть лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ – очко команде.
Вопросы на лепестках ромашки:
-
Правило умножения десятичных дробей.
-
Правило сложения десятичных дробей.
-
Правило вычитания десятичных дробей.
-
Правило деления десятичной дроби на натуральное число.
-
Правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
-
Правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
-
Правило умножения десятичной дроби на 10,100,1000 и т. д.
-
Правило нахождения среднего арифметического.
-
Правило нахождения средней скорости движения.
-
Кто быстрее
Учащимся раздаются ленты Мёбиуса, на которых написаны примеры на действия с десятичными дробями (сложение, вычитание и умножение). В процессе решения учащиеся обнаруживают интересный факт, что, начиная с числа 1,2, они опять к нему приходят, но уже в качестве ответа.
Задания на ленте Мёбиуса:
1,2 · 2 = 2,4 + 1,1 = 3,5 · 3 = 10,5 — 9,5 = 1 — 0,3 = 0,7 · 6 = 4,2 + 3,07 =
7,27 · 10 = 72,7 — 72 = 0,7 + 1,3 = 2 · 3,14 = 6,28 · 100 = 628 — 627,1 = 0,9
+ 0,2 = 1,1 + 0,01 = 1,11 · 3 = 3,33 · 100 = 333 : 333 = 1 — 0,4 = 0,6 · 2 = 1,2
-
Числовые ребусы
Замените звездочки цифрами, чтобы равенства были верным.
6*7,5* 3,**5 *,**1
3*,*6 *,62* 0,125
729,47 7,004 0,876
-
Задание со сменой установки. (Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание)
На доске записываем числа, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем числа закрываем (шторкой), а дети должны постараться ответить на вопросы учителя
3,5 10 1,7 0,1 2,3
-
Сколько всего чисел?
-
На каком месте стоит число, которое является целым?
-
На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятых?
-
Сложите 3-е и 5-е числа.
-
Какое число стоит после 10?
-
Умножьте первое число на второе.
-
Назовите самое маленькое число среди записанных.
-
Рефлексия
Посредине листа запишите слово десятичная дробь, вокруг этого слова запишите все слова, которые, по- вашему мнению, связаны с записанным словом. Можете работать в паре, индивидуально, можете объединиться в группы. Если сможете, установите связи в виде стрелок между записанными словами.
Что у вас получилось
Составление кластера
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание: составить кроссворд по теме6 «Десятичная дробь»
Используемая литература:
-
Учебник «Математика» 5 класс.
-
«Дидактические материалы по математике» 5 класс.
Авт. А. С. Чесноков
-
Занимательная математика 1-5 кл. Е. Арутюнян, Г.Левитас