Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число
без перехода через разряд.
Учитель, одетый в мантию, академическую шапочку, в очках и с указкой в руках, входит в класс.
—Здравствуйте, дети! А почему вы такие грустные — печальные? А может быть, вам надоело учиться в школе?
— Да…
— Так, может быть, вы хотите отправиться в путешествие на пиратском корабле?!
— Да!
— Готовы ли вы тогда к трудному плаванью, где вас подстерегает множество тайн и опасностей?
— Да!!
— А не передумаете, не испугаетесь?
— Нет!!!
— Ну, смотрите! Потом будет поздно передумывать!…
Учитель быстро снимает с себя мантию, очки и шапочку, и предстаёт перед детьми в пиратском костюме.
Включается интерактивная доска ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1), и учащиеся записывают в тетрадь тему:
«Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»
—Для того, чтобы стать пиратом, вы должны пройти разные испытания. Посмотрим , как у вас обстоят дела со смекалкой?
( ПРИЛОЖЕНИЕ 2 )—«Математические ребусы».
Учитель читает текст, в нужных местах показывая карточку-ребус, а дети отгадывают, поднимая руку:
— Любой пират любит « про100р ». Чтобы лихо мчаться по волнам, нам нужна быстроходная шхуна , и называться она будет— «ка3н».Она будет лететь вперёд как «с3ж», и парить над волнами как «лас.».В её трюм—это такой «по 2 л»—мы погрузим «УГОЛь», он нам в плаванье всегда пригодится. Команда на шхуне — дружная «7я». В нашей кают-компании живут разные зверушки: ручная «ну3я» Фрося, говорящая «40а» Реча и зелёный «3тон» Гоша. На щеке капитана—большая «р1ка», на голове—пиратская «треУГОЛка», а на боку—старинный «пи100лет».
Вот такая «и100 рия»!…
Ну что ж—разгадывать ребусы вы умеете.. А вот разберётесь ли с логической задачкой?
( ПРИЛОЖЕНИЕ 3) –«Логическая задача».
( ПРИЛОЖЕНИЕ 4)—Текст задачи.
« Наш экипаж состоит из капитана, одноногого боцмана, щенка Марселя и матросов. Всего в команде 15 ног. Сколько на шхуне МАТРОСОВ ?»
(4 матроса)
( ПРИЛОЖЕНИЕ 5)—«Четыре пиратские рожи»
—Отлично! Вы прошли и это испытание! –Полный вперёд!
( ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ) — « Полный вперёд!»
—Не успели мы выйти в открытое море, как юнга Джим закричал : «Вижу в волнах бутылку!!!» Матросы выловили её, а внутри оказалась бумага. Но текст во многих местах из-за морской влаги был повреждён.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 7) – « Восстановление примера »
Вот, что там было написано:
« Сокровища спрятаны на острове, координаты которого зашифрованы в примере ».
Но от этого примера осталось только такая запись:
( ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ) –Текст задания
6 8 “
+ 2 “ 7
“ 0 9
—Кто, ребята, поможет пиратам справиться с заданием?
………………………
Молодцы, мои пираты! А теперь – разомнём свои мышцы!
( ПРИЛОЖЕНИЕ 9 )—« Физкультминутка»
У зелёного причала
Шхуну на волнах качало,
Чайки мчались над волной
И кричали нам с тобой!
А весёлые пираты—
Очень крепкие ребята—
Поднимали паруса
В голубые небеса.
Мыли палубу руками,
В пушки ядра забивали,
А дельфины тут и там
Всё резвились по волнам!
Молодцы, пираты! По местам стоять! Плаванье продолжается!
( ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ) – «Решение задач»
« Прямо по курсу — корабль!»,- закричал юнга Джим. Капитан взял подзорную трубу.
— Так держать, юнга! Это—рыбацкий корабль. Сейчас узнаем, что они там наловили?
( ПРИЛОЖЕНИЕ 11 )—«Задачи на нахождение части числа»
Откройте учебник.
№ 654 стр.149.
Читаем, разбираем, один выходит к доске решать, остальные—в тетрадях.
« Рыбаки выловили 840 ц рыбы. Четвёртую часть всей рыбы отправили в магазин, а остальную — засолили. Сколько центнеров рыбы засолили?»
( 630 ц)
( ПРИЛОЖЕНИЕ 12 ) «Увеличение и уменьшение чисел
в несколько раз».
( ПРИЛОЖЕНИЕ 13 ) – « Акула »
—Ой, смотрите, какая огромная акула около нашей шхуны. Она нас не пропустит дальше, если мы не решим примеры
№ 652, стр.149.
(Что значит : УВЕЛИЧИТЬ ЧИСЛО В 3 РАЗА?
УМЕНЬШИТЬ ЧИСЛО В 3 РАЗА? )
К доске идут 2 человека по очереди. Остальные решают в тетрадях.
—Молодцы, пираты! Акула уплыла, и дорога к сокровищам свободна!
( ПРИЛОЖЕНИЕ 14 )—«Примеры на порядок действий»
Ну вот мы и у цели. Перед нами лежит тот самый остров.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 15) – «Надпись на камне»
Высаживаемся на берег, а там лежит огромный камень, на котором что-то написано. А чтобы это расшифровать надпись, надо решить примеры.
№742 (3 столбик), стр.160.
(Текст есть на доске. Учащиеся по очереди выходят к доске и решают. А потом расшифровывают надпись с помощью КЛЮЧА )
КЛЮЧ к шифру:
-
189
781
356
169
400
0
Л
К
В
Д
И
А
( КЛАД )
Ура! Мы нашли клад! ( Из сундучка учитель достаёт пакет с разноцветными конфетами, которые потом на перемене разберут «пираты» и угостят своих гостей)
И теперь спокойно мы можем возвращаться домой. А чтобы вам не было скучно, откройте свои морские дневники и запишите домашнее задание.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 16) – «Домашнее задание»
Д / з : № 746 (1 столбик), стр.160
«Всем – спасибо!»
…………………………………………………………
Подведение итогов. Выставление оценок.