Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Греково-Степановская средняя общеобразовательная школа
Урок
по математике
в 5 классе
«Доли. Обыкновенные дроби»
Учитель
математики и информатики
Киселева Л. А.
2011 – 2012 у. г.
Цели урока:
-
Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби;
-
Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.
Задачи:
Обучающие:
-
ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой;
-
развивать творческие способности через использование загадок и занимательных задач.
Развивающие:
-
развивать у учащихся познавательный интерес посредством использования наглядных пособий; развитие вычислительных навыков, устной и письменной математической речи, логического мышления;
Воспитательные:
-
воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы); взаимоуважения друг к другу; любовь к предмету.
Оборудование урока: презентация, карточки с кроссвордами
Ход урока
-
Организационный момент.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять.
-
Устная работа. Разгадывание кроссворда по вариантам.
По вертикали зашифрованы новые математические термины. (учащиеся записывают ответы самостоятельно)
1
2
3
4
I вариант
-
Прямоугольник, у которого все стороны равны?
-
Как называется величина, полученная от умножения длины прямоугольника на его ширину?
-
Часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца?
-
Единица измерения времени?
1
I I вариант
5
4
3
2
-
Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности?
-
Сумма длин всех сторон геометрической фигуры?
-
Линия, соединяющая две точки?
-
Величина, измеряемая в кубических единицах?
-
Инструмент, с помощью которого чертят окружность?
Самопроверка по слайду.
-
Сообщение темы урока и цели.
Доли и дроби — это два основных понятия, которые входят в изучение нашей темы.
Тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Из начальной школы вы знаете, что, кроме натуральных чисел, есть и другие числа – доли, дроби. Сегодня на уроке вы будете учиться читать и записывать доли, обыкновенные дроби и узнаете, что показывает обыкновенная дробь.
-
Вводная беседа.
— Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Назовите еще несколько слов с этой приставкой. (Полкниги, полбанки, полурока и т.д.)
— Когда образуются доли? Когда надо один предмет (буханку хлеба, лист бумаги) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.
-
Изучение нового материала.
— Итак, как вы думаете, что такое доли? Доли – это равные части, на которые разделили целый предмет. Запишите в тетради это определение.
— Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу (целое).
1) Понятие и определение доли.
У меня есть яблоко, как мне его разделить на 5 равных частей? (разрезать на 5 частей).
Эти равные части называют ДОЛЯМИ. Так как яблоко разделили на 5 равных частей, то каждая часть является «одной шестой долей яблока» или «одной шестой яблока».
Записывают это так: .
Практическое задание: Начертить отрезок длиной 10 см. Разделить его на 10 равных частей. Выделить другим цветом 1 см. Какую часть отрезка вы выделили? (1/10)
Чтение учащимися первого абзаца на стр.139.
2) Запись обыкновенной дроби.
Записи вида называют обыкновенными дробями. В дроби число 5 называют числителем дроби, а число 6 – знаменателем дроби. Знаменатель показывает на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. Черта разделяет числитель и знаменатель.
Учащиеся записывают опорный конспект.
А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и поможем животным справиться с задачами.
Загадка № 1
Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадай загадку?
Тогда скорей ответь
Название этой сказки … (Маша и медведь)
А дорога – нелегка,
А корзина – тяжела,
Сяду на пенек
Съем я пирожок.
Задача №1: Как пирожок разделить между Машей и медведем поровну?
Какую долю получит каждый? (слайд 8)
— Долю в математике принято еще называть половиной
— Запись в тетрадь : — половина.
Загадка № 2
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Три медведя)
— Загадки, задачки, реши и все в порядке!
— Задачек легких нет, еще задачка есть!
Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она подарила им мёд. На сколько частей надо разделить мед в сотах ? Какую долю получил каждый медведь? (слайд 10)
— Долю в математике принято называть треть
— Запись в тетрадь: – это треть
— Загадки, задачки, реши и все в порядке!
Загадка № 3
Столяр Джузеппе – сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал, что-то мастерить, Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
— Загадки, задачки, реши и все в порядке!
Задача №3: Рано утром Мальвина, Перо, Буратино и Артемон завтракали.
На столе стоял кувшин с какао. Мальвина разлила каждому равное количество какао в чашку. Какую долю от всего какао получил каждый? (долю )
— Долю в математике принято называть четверть
— Запись в тетрадь — это четверть.
— Скажите, когда мы говорим четверть? (учебная четверть, четверть часа)
— А сейчас поучимся читать дроби и в этом нам поможет памятка
— На слайде 14 чтение дробей.
— Все эти дроби обыкновенные.
VI. Танцевальная физкультминутка.
VII. Закрепление нового материала.
— Итак, как записывается доля? (Над чертой пишется единица, под чертой – число равных частей, на которое единица делится).
— Как записывается дробь? (Над чертой – количество взятых частей, а под чертой – число равных частей, на которой разделено целое).
А) Запишите в тетради под диктовку следующие доли и дроби:
Две седьмых. Четыре девятых. Одна сотая. Шесть восьмых. Три двадцать пятых. Половина. Проверьте, правильно вы записали дроби или нет (взаимопроверка по слайду , , ,, , ).
Б) Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.
() |
| (). | |
(). |
| (). | |
() |
| (). |
(самопроверка по слайду)
В) В тетради начертите квадрат со стороной 4см. Разделите его на четыре равные части. Раскрасьте этого квадрата. Поменяйтесь тетрадями после выполнения задания. Проверьте, правильно ли сосед выполнил задание. Если вы считаете, что да, то нарисуйте красный кружок, если нет, то — синий. Сколько способов есть, чтобы разделить на 4 равные части этот квадрат? (Проверить у доски, выявить неправильные способы, обсудить почему).
VIII. Домашнее задание.
П 23 № 925 № 927. Выучить понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
IX. Подведение итогов.
1. Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)
2. От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)
3. Какие дроби называют обыкновенными? Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида , называют обыкновенными дробями)
3. Как называется число, которое пишут над дробной чертой? Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой — знаменатель)
4. Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
Оценивание работы учащихся на уроке.
— Урок закончим стихотворением (автор О.Севастьянова)
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача
— Спасибо за урок. Урок окончен.