Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока – практикума с презентацией по теме

«Методы решения иррациональных уравнений»

Аннотация:

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного экзамена имеется довольно много уравнений, при решении которых необходимо выбрать такой способ решения, который позволяет решить уравнения проще, быстрее. На уроке учащиеся анализируют различные методы решения иррациональных уравнений. Этот материал можно использовать при обобщении темы «Решение иррациональных уравнений» в 10 классе, а также при повторении в 11 классе — обучение, закрепление и фактические проверки навыков в данной теме, чтобы в короткие сроки и в полном объеме повторить тему «Решение иррациональных уравнений». Это особенно ценно при подготовке к ЕГЭ.

Автор: Макарова Татьяна Павловна, учитель математики ГБОУ СОШ №618 г. Москвы

Контингент: 10 класс физико-математического профиля.

Цель урока:

  1. Обобщение и систематизация способов решения иррациональных уравнений.

  2. Решение более сложных типов иррациональных уравнений .

  3. Развивать умение обобщать, правильно отбирать способы решения иррациональных уравнений.

  4. Развивать самостоятельность, воспитывать грамотность речи.


Задачи урока:

1. Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения иррациональных уравнений.

2. Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.

3. Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.

Тип урока: практикум.

Форма урока: мастерская (групповая работа)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Продолжительность: 2 часа

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Устная работа. Ставится вопрос — проблема.

Можно ли, не решая уравнений, сделать вывод о неразрешимости предложенных уравнений:

а) Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

б) Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

в) Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

г) Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс+2=0

  1. Актуализация знаний. Презентация

1 способ. Введение новой переменной

Метод замены переменной или метод подстановки очень часто используется при решении иррациональных уравнений и неравенств. Он позволяет значительно упростить решение, разбить его на самостоятельные этапы. Решить уравнение. Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс.

Решение.

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Проверка:

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Выполняем обратную подстановку

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Ответ: -5; 2.

2 способ. Исследование ОДЗ.

Решить уравнение. Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Решение. Замечаем, что ОДЗ уравнения состоит из одной точки х=1. Проверкой убеждаемся, что х=1решение уравнения.

Ответ: 1.

3 способ. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель.

Решить уравнение Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Решение. Умножим обе части уравнения на Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс.

Получим, Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс.

Имеем, Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Отсюда, Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Проверкой убеждаемся, что х = 1 является корнем данного уравнения.

Ответ: 1.

4 способ. Сведение уравнения к системе рациональных уравнений с помощью введения переменной.

Решить уравнение Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Решение. Положим Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс Тогда u+v=3. Так как u3=x-2, v2=x+1, то v2u3 =3. Итак, в новых переменных имеем

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Значит, х=3.

Ответ: 3.

5 способ. Выделение полного квадрата

Решить уравнение Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Решение. Заметим, что

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс=Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс2,

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс.

Следовательно, имеем уравнение

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классили Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Решением первой системы будет х=0, решением второй системы – все числа, удовлетворяющие неравенству Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Ответ: [- 1: 0].

6 способ. Использование ограниченности выражений, входящих в уравнение

Решить уравнение Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Решение.

Так как Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс для Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс то левая часть уравнения не меньше двух для Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс, а правая часть Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс для Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс Поэтому уравнение может иметь корнями только те значения х, при которых Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Решая второе уравнение системы, найдем х=0. Это значение удовлетворяет и первому уравнению системы. Итак, х=0 – корень уравнения.

Ответ: 0.

7 способ: Использование свойств монотонности функций.

Решить уравнение Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс.

y

Решение. Если функция u(x) монотонная, то уравнение и(х) = А либо не имеет решений, либо имеет единственное решение. Отсюда следует, что уравнение и(х) = v(x), где и(х) — возрастающая, a v(x) – убывающая функции, либо не имеет решений, либо имеет единственное решение.

v(x)

v(x)

у

u(x)

u(x)

x

x

Функции Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс, их сумма возрастающая функция на области определения уравнения. Функция Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс убывает на ОДЗ уравнения. Подбором находим, что х=2 и оно единственно.

Ответ: 2.

8 способ. Использование векторов.

Решить уравнение Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Решение. ОДЗ: Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс Пусть вектор Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс, Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс. Скалярное произведение векторов Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс — есть левая часть. Найдем произведение их длин

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс. Это есть правая часть. Получили Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классвекторы Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс — коллинеарны.

Отсюда Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс .

Возведем обе части в квадрат. Решив уравнение, получим х = 1 и Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс.

Ответ: х = 1 и Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс.

  1. Работа в группах

Класс делится на группы. С первой решаем вместе типичные уравнения у доски. Вторая, третья и четвертая группы выбирают себе серию уравнений по уровню сложности. При необходимости учитель отвечает на вопросы учащихся.

Первая группа:

Задание

Ответ

1

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x=18

2

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

х=5

3

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x = 3

4

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x = 64

5

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x =Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

6

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x = 9

7

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x=16

Вторая группа:

Задание

Ответ

1

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

2

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x1=1; x2= — 1.

3

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x1=-4,5; x2=3

4

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x1=1; x2=0,75

5

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x = 2

6

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Третья группа:

Задание

Ответ

1

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x = — 5

2

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x1=21; x2=-21

3

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x1=0; x2=1

4

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x1=13; x2=-15

5

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x = 7

6

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

  1. Письменная самостоятельная работа с последующей проверкой

1 вариант (повышенный уровень)

2 вариант

Решите уравнение

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Ответ: -5, -6, -8, -9.

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Ответ: 1; 2; 10

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Ответ: 1.

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Ответ: 2

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Ответ: Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс-25Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Ответ: 6561.

  1. Итог урока

Решение иррациональных уравнений требует от учащихся хороших теоретических знаний, умений применять их на практике, требует внимания, трудолюбия, сообразительности.

Вопросы учащимся:

Какие методы использовали при решении уравнений?

Какой из методов вам понравился больше всего и почему?

Какие еще методы решения иррациональных уравнений вы знаете?

(Функционально графический метод, метод равносильных преобразований, метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с последующей проверкой)

  1. Рефлексия

Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 классКонспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

  1. Домашнее задание

Решите уравнения:

Задание

Ответы

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x=1

Конспект урока по Математике "Методы решения иррациональных уравнений" 10 класс

x=2

  1. Литература

  1. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.

  2. Кальней С.Г., Олейник Т.А., Прокофьев А.А. Сборник задач по математике для подготовительных курсов. Часть 1. Алгебра и начала анализа. – 4-е изд. – М.: МИЭТ, 2009.

  3. КИМы ЕГЭ 2010 – 2012 г. г.

  4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-18133.html

  5. http://dist-tutor.info/mod/lesson/view.php

  6. http://ru.wikibooks.org/wiki/

Макарова Т.П., ГБОУ СОШ№618 г. Москвы Страница 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here