Учитель: Тюркина Е.А.
Предмет: математика
Класс: 6
Тема урока. «Нахождение числа по значению его части».
Способ нахождения числа по значению его части.
Цель урока.
Обучающий аспект. Повторить операции перевода обыкновенных и десятичных дробей в проценты (и наоборот); закрепить операцию нахождения части от числа; научиться находить число по значению его части; уметь различать типы задач на части (выделять ключевые задачи на части).
Развивающий аспект. Развивать умения сравнивать, анализировать, проводить аналогии (при работе с текстом задач на части), прогнозировать (при самостоятельном выборе целей урока и при выборе действия для решения задач на нахождение числа по значению его части), делать выводы ( как при работе с текстом, так и при выводе правила нахождения числа по значению его части, при подведении итогов самостоятельной работы на уроке), развивать грамотную математическую речь учащихся (при ответах с места и при презентации своей работы у доски); развивать владения умениями самооценки и рефлексии.
Воспитывающий аспект. Воспитывать культуру интеллектуального математического труда во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества; воспитывать терпеливое отношение к учебному процессу, умение переживать неудачи и изыскивать резервы для исправления ситуации.
Тип урока: урок комплексного применения знаний;
Этапы урока:
1. Подготовка к активной учебно – познавательной деятельности;
2. Применение знаний,
3. Подведение итогов урока на рефлексивной основе.
Учащиеся не знают | |
Выполнять операции перевода дробей в проценты (и наоборот). Решать задачи на нахождение части от числа. Различать типы задач на части.
| Решать задачи на нахождение числа по его части с точки
зрения шестиклассника (изучив операцию
умножения и деления обыкновенных дробей). |
Содержание учебного материала | Формы организации обучения | Методы обучения | Время | |
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. Самостоятельная формулировка учащимися темы и целей урока. | 1.Определение темы урока, постановка целей занятия, выявление подсказки для работы из заранее выполненного домашнего задания ребят ( см. Приложение 1, 2, 3) 2. Работа с текстами задач. Разделить задачи по основным типам, определив, по каким признакам это можно легко сделать. Из каждого типа, используя подсказку из Д/З, Выбрать ключевые. (см. Приложение 4)
| Фронтальная
Фронтальная | Репродуктивн.
Репродуктивн. | 3 мин.
7 мин. |
Применение знаний. Организация деятельности учащихся по определению и применению способа нахождения числа по значению его части
| 1. Решение ключевые задачи известными способами. Выяснение, какое возникло затруднение при решении задачи на нахождение числа по части (см. Приложение 5) 2. Определение способа нахождения числа по части с точки зрения шестиклассника (см. Приложение 6) 3. Запись правило в индивидуальную опорную таблицу. Сопоставить его правилу нахождения части от числа (см Приложение 7) 4. Применение полученных знаний в комплексе с изученным ранее материалом при решении заданий индивидуализированной карты учащегося (см Приложение 8) | Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуализированная | Частично-поисковый
Продуктивный
Репродуктивн.
Репродуктивн. | 10 мин.
5 мин.
3 мин.
10 мин. |
Итог урока на рефлексивной основе мобилизация учащихся на рефлексию своей работы по достижению цели урока (мотивации, способов деятельности, эмоционального состояния)
| 1. Выполнение самопроверки выполненной работы (см Приложение 9). Самостоятельное выставление оценки. 2. Осмысление проделанной работы. Оценить количество индивидуализированного домашнего задания. Рефлексия в форме письменных ответов на вопросы (располагаются в конце карты). Постановка учебной и личностной цели на следующее занятие.
| Индивидуальная
Индивидуальная | Продуктивный
Продуктивный | 2 мин.
5 мин. |
Приложение 1
Домашняя работа.
Задание: ответить на вопросы, обратить внимание на взаимозависимость результатов и выяснить, какого вопроса не хватает по логике рассуждений, поставить учебные цели на следующее занятие
-
Как перевести в %?
-
Как перевести 0,4 в %?
-
Как перевести 40% в десятичную дробь?
-
Как перевести 40% в обыкновенную дробь?
-
Как узнать, какую часть составляет 2 от 5?
-
Как узнать, сколько % составляет 2 от 5?
-
Как найти от 250 с точки зрения пятиклассника?
-
Как найти число, которого равно 100 с точки зрения пятиклассника?
-
Как найти от 250 с точки зрения шестиклассника?
Приложение 2
Цели урока:
-
Вспомнить как переводить дробь в % (и обратно)
-
Повторить нахождение части от числа
-
Понять как находится число по его части
-
Учиться различать типы задач на части
Приложение 3
Подсказка. Из домашней работы выяснили, что: 2/5=0,4=40%
Приложение 4
Тексты задач
-
100 страниц книги равно 40%. Их мальчик прочитал. Сколько страниц содержит книга?
-
Сколько % всей книги прочитал мальчик, если в книге 250 страниц, а он прочитал 100 из них?
-
Мальчик прочитал части книги. Сколько страниц он прочитал, если всего в книге 250 страниц?
-
В книге мальчиком почитано 100 страниц. Сколько страниц в книге, если это 0,4 части книги?
-
40% книги, в которой 250 страниц, уже прочитал мальчик. Сколько страниц он прочитал?
-
Мальчик прочитал 100 страниц книги, что составляет ее части. Сколько страниц в книге?
-
В книге 250 страниц. Мальчик прочитал 100 страниц. Какую часть книги прочитал мальчик?
-
В книге 250 страниц. Мальчик прочитал 0,4 части книги. Сколько страниц он прочитал?
Приложение 5
Типы задач | Варианты решений | ||
1. | Определение части от числа
|
| |
2. | Нахождение части от числа
|
|
|
3. | Нахождение числа по его части
|
|
|
Приложение 6
число | часть | значение части | действие | |
часть от числа |
250 |
|
___ |
250·
|
число по его части |
___
|
|
100 |
?? |
Приложение 7
число | часть | значение части | действие | Правило нахождения | опора ( по смыслу) | |
часть от числа |
250 |
|
? |
250 ·
|
|
от |
число по его части |
?
|
|
100 |
100 : |
| Это Что составляет Дробь равна |
Приложение 8
Д/З
| ||||
№ | Задания | Решения и ответы | Верно(+) Нет(-) | Дидактика (Чесноков) |
1. | В классе 6 из 12 человек получили «5» за контрольную. Сколько % учащихся написала работу на «5»? |
|
| 5 класс стр 40, №182, 186 стр 51, №351,353
|
2. | В книге 30 страниц. Девочка прочитала книги. Сколько страниц она прочитала? |
|
| 6 класс стр 94, №113,114 |
3. | В концерте школы приняли участие 62 учащихся, что составляет 0,1 всех учащихся школы. Сколько в школе учащихся? |
|
| 6 класс стр 97, №150,151, 152 |
4. | Турист прошел 20 % пути. Каков путь туриста, если он уже прошел 16 км? |
|
| 6 класс стр 97, №150,151, 152
|
5. | Число 22 это некоторого числа. Найдите другое число.
|
|
| 6 класс стр 97, №150,151, 152 |
-
Оценка за работу:
-
Выводы из практической работы:
-
Учебная цель следующего занятия:
Приложение 9
№ | Задания | Решения и ответы
|
1. | В классе 6 из 12 человек получили «5» за контрольную. Сколько % учащихся написала работу на «5»?
|
= = 0,5 = 50%
|
2. | В книге 30 страниц. Девочка прочитала книги. Сколько страниц она прочитала?
|
30 · = = 20 (страниц) |
3. | В концерте школы приняли участие 62 учащихся, что составляет 0,1 всех учащихся школы. Сколько в школе учащихся?
|
62 : 0,1 = 62 : = 62 · = 620 (учащихся) |
4. | Турист прошел 20 % пути. Каков путь туриста, если он уже прошел 16 км?
|
20% = 0,2 ; 16 : 0,2 = 16 : = 16 · 5 = 80 (км)
|
5. | Число 22 это некоторого числа. Найдите другое число.
|
22 : = 22 · = = 77
|