Статья. DOC

Урок русского языка в 5 классе. Федорюк Лидия Владимировна, учитель МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре.

Тема урока.

Сочинение – описание по картине И.И.Левитана

Цели урока:

— научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине;

— активизировать лексику учащихся по теме «Осень»;

— совершенствовать умение использовать средства выразительности в речи;

— подготовить учащихся к сочинению-описанию;

— формировать умение работать с учебными программами на CD— дисках;

продолжить обучение с Интернет-ресурсами;

— вызвать интерес у школьников к произведениям живописи; пробудить у них желание высказать свое отношение к картине.

Оборудование урока:

компьютер,

мультимедиа,

Интернет-ресурсы ( http ://www .rusculture .into /details )

Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы вновь отправляемся с вами в путешествие в мир природы. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вон дерево, склонившееся к воде. Спокойно журчит ручей. А в небе облака, похожие на каких-то зверей.

Смена времен года, смена дня и ночи, закат, час рассвета, когда восходящее солнце неожиданно озарит природу, — вот яркие и короткие мгновения, которые дали жизнь лучшим русским пейзажам.

А давайте вспомним, что же такое пейзаж в литературе?

(Запись на доске. Пейзаж – это картины природы в художественном произведении.)

Вспомним художников-пейзажистов, которые подарили миру великолепные полотна.

Викторина. Презентация (составил Романов Михаил) Приложение 1

Пейзажи каких художников – комсомольчан находятся в нашей маленькой классной галерее? ( Мащенко, Семченко)

Учитель. Мы уже знакомы с вами с творчеством И.И. Шишкина. А сегодня на уроке мы побываем в мастерской еще одного великого русского художника. Имя его Исаак Ильич Левитан. Мы будем и экскурсантами, и мастерами слова. Ведь главная цель нашего урока – научиться писать сочинение по картине. Но прежде отправимся в Виртуальную художественную галерею. Нашим экскурсоводом будет Банникова Екатерина.

2. Виртуальная картинная галерея. И.К.Айвазовский – о жизни и творчестве художника-мариниста.

(Интернет- ресурс. http ://www .rusculture .into /details )

Виртуальные галереи – Пейзажи – Айвазовский – краткая биография (имеются ссылки на «Галерею» — просмотр картин художника)

Задание классу перед экскурсией:

Чему отдает предпочтение художник?

Что вас поражает в его пейзажах?

Учитель. Морские пейзажи, верно. Он писал море и в штиль, и в бурю, писал корабли и прибрежные скалы – и в жаркий полдень, и ночью при таинственном лунном свете. Вы увидели, как на его пейзажах морские волны брызжут, пенятся, налетают друг на друга – то грозные, то ласковые, н6о всегда в движении.

Художник часами следил за морем, следил и запоминал, а потом, в мастерской, с поразительной точностью уверенно воспроизводил на холсте схваченную глазом картину.

А если вы на самом деле придете в картинную галерею, — не торопитесь, не перебегайте от одной картины к другой. Если вас взволновал, растрогал художник, — посидите спокойно перед понравившимся вам полотном, побудьте наедине с художником. Пусть чувства, пробужденные в вашем сердце волшебством его кисти, запомнятся надолго.

3. В творческой мастерской И.И. Левитана.

CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.

Рассказ учителя о творчестве художника с демонстрацией его пейзажей.

Задание учащимся.

Почему, как вы думаете, художник отдает предпочтение пейзажам?

— Запишите название картин, определите передний и задний планы (учащиеся с этим знакомы)

«Над вечным покоем»

«Март»

«Озеро»

«Золотая осень»

— Что особенное вы заметили на картинах И.И.Левитана? Что привлекает ваше внимание?

Учитель.

А вот меня поражают краски, которые гениально подбирает художник. Многоцветье живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Очень важно правильно выбрать цвета.

Важно и для художника, важно и для нас с вами, ведь мы должны будем описать картину словесно, причем так, чтобы, закрыв глаза, перед нами предстало полотно великого мастера.

Вот почему следующим заданием станет «Творческий практикум». Главная задача – подобрать цветовую палитру соответственно времени года.

4. «Творческий практикум. Роль цвета ».

Работа по группам.

1 задание: подберите цветовые эпитеты (определения) к каждому времени года и запишите их в тетради (не забудьте записать работу других групп)

Дополнительное задание: из предложенных отрывков стихотворений выберите свой; вспомните названия картин, соответствующие временам года

1 группа – «Осень» (Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет: красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, бордовый, бурый, лимонный)

2 группа – «Зима» (Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синеватые тона льда, белые, черные)

3 группа – «Весна» (Весной природа одевается в нежные и слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, цвет молодой зелени, маково-красный)

4 группа – «Лето» (Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый, оранжевый)

На доске отрывки из стихотворений.

А.С.Пушкин.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

И.А.Бунин.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Ф.И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

А.А.Фет

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца…

Учитель. Как вы думаете, что создает художник с помощью цвета?

2 задание : запишите предложение в тетрадь.

С помощью цвета художник создает ( образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение).

Учитель. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, печали.

3 задание: подберите определения к слову цвет и запишите.

Цвет тусклый, контрастный, яркий, насыщенный, ослепительный, приглушенный

5. Работа над описанием картины.

1. Повторение теоретических сведений по типу речи (материалы в папках).

Задание: вспомните, что такое описание и как строится текст – описание.

Если забыли, обратитесь к справочному материалу в папках.

Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Обычно в описании говорится одновременно о нескольких признаках.

Текст-описание строится так:

1. Общее впечатление о предмете, явлении, картине.

2. Раскрытие признаков этого предмета, явления, картины в определенной последовательности.

3. Оценка предмета, явления, картины: выражение своего отношения к нему (к ней).

2.Послушайте стихотворение и попробуйте назвать картину или время года.

К.Д.Бальмонт.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро ОСЕНЬ проснется

И заплачет спросонья.

На экране картина И.И. Левитана «Золотая осень».

CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.

«Золотая осень».

3. Представьте себе, что вы в картинной галерее. Не торопитесь, подумайте, рассмотрите внимательно

Что изображено на переднем плане? на заднем плане? (березки, лес, трава, кусты, река, небо)

Составьте по теме картины словосочетания и предложения и запишите.

Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Осенью все деревья становятся разноцветными. Ворохи желтых листьев. Стояла осень в своем желтом наряде. Вдалеке видны белые, бело-розовые облака. Золотые деревья отражаются в чистой синей воде. В лесу тишина, ни один листик не шелохнется. Какое многоцветье! Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. В пурпурный и золотистый цвет окрашена листва.

4. Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?

Река – голубая, синяя, прозрачная, видны отражения берегов и берез.

Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.

Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.

Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.

Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.

5. Каким настроением проникнута картина? Понял ли ты замысел художника? Что же главное хотел показать нам И.И.Левитан?

(Грустным, печальным, светлым. Левитан хотел показать красоту родной природы, свою любовь к ней. )

Учитель. Картина радует нас красотой и гармонией красок и в то же время пробуждает чувство легкой грусти: торжественна, безмятежна природа в этот тихий осенний день, но она уже отцветает – скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный золотой наряд.

6. Составление плана.

1. Вступление.

Уголок русской природы в погожий день ранней осени

2. Основная часть.

Пейзаж на картине.

А. Березки и лес.

Б. Трава и кусты.

В. Река и небо.

Г. Настроение картины. Замысел художника.

3. Заключение.

Какие мысли и чувства вызвала у меня картина.

7. Письмо сочинения (работаем на черновике)

Дома: написать сочинение в тетради по развитию речи.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1888 год. П.И. Чайковский – биография (гиперссылка «Времена года» — 3 – «Баркарола»)

Учитель. Вы остановились перед пейзажем Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Передайте словами то, что показал красками замечательный художник. Не забывайте, сколько чувства, сколько искреннего волнения и глубокой любви к природе вложил художник в свои поэтические полотна! Отцветает золотая осень. Осыпаются одетые в багряный убор березки, недвижна речка, недвижно застыли в небе тучки. Невольно охватывает вас настроение щемящей грусти…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here