Статья. DOC
Урок русского языка в 5 классе. Федорюк Лидия Владимировна, учитель МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре.
Тема урока.
Сочинение – описание по картине И.И.Левитана
Цели урока:
— научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине;
— активизировать лексику учащихся по теме «Осень»;
— совершенствовать умение использовать средства выразительности в речи;
— подготовить учащихся к сочинению-описанию;
— формировать умение работать с учебными программами на CD— дисках;
продолжить обучение с Интернет-ресурсами;
— вызвать интерес у школьников к произведениям живописи; пробудить у них желание высказать свое отношение к картине.
Оборудование урока:
компьютер,
мультимедиа,
Интернет-ресурсы ( http ://www .rusculture .into /details )
Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы вновь отправляемся с вами в путешествие в мир природы. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вон дерево, склонившееся к воде. Спокойно журчит ручей. А в небе облака, похожие на каких-то зверей.
Смена времен года, смена дня и ночи, закат, час рассвета, когда восходящее солнце неожиданно озарит природу, — вот яркие и короткие мгновения, которые дали жизнь лучшим русским пейзажам.
— А давайте вспомним, что же такое пейзаж в литературе?
(Запись на доске. Пейзаж – это картины природы в художественном произведении.)
— Вспомним художников-пейзажистов, которые подарили миру великолепные полотна.
Викторина. Презентация (составил Романов Михаил) Приложение 1
— Пейзажи каких художников – комсомольчан находятся в нашей маленькой классной галерее? ( Мащенко, Семченко)
Учитель. Мы уже знакомы с вами с творчеством И.И. Шишкина. А сегодня на уроке мы побываем в мастерской еще одного великого русского художника. Имя его Исаак Ильич Левитан. Мы будем и экскурсантами, и мастерами слова. Ведь главная цель нашего урока – научиться писать сочинение по картине. Но прежде отправимся в Виртуальную художественную галерею. Нашим экскурсоводом будет Банникова Екатерина.
2. Виртуальная картинная галерея. И.К.Айвазовский – о жизни и творчестве художника-мариниста.
(Интернет- ресурс. http ://www .rusculture .into /details )
Виртуальные галереи – Пейзажи – Айвазовский – краткая биография (имеются ссылки на «Галерею» — просмотр картин художника)
Задание классу перед экскурсией:
Чему отдает предпочтение художник?
Что вас поражает в его пейзажах?
Учитель. Морские пейзажи, верно. Он писал море и в штиль, и в бурю, писал корабли и прибрежные скалы – и в жаркий полдень, и ночью при таинственном лунном свете. Вы увидели, как на его пейзажах морские волны брызжут, пенятся, налетают друг на друга – то грозные, то ласковые, н6о всегда в движении.
Художник часами следил за морем, следил и запоминал, а потом, в мастерской, с поразительной точностью уверенно воспроизводил на холсте схваченную глазом картину.
А если вы на самом деле придете в картинную галерею, — не торопитесь, не перебегайте от одной картины к другой. Если вас взволновал, растрогал художник, — посидите спокойно перед понравившимся вам полотном, побудьте наедине с художником. Пусть чувства, пробужденные в вашем сердце волшебством его кисти, запомнятся надолго.
3. В творческой мастерской И.И. Левитана.
CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.
Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.
Рассказ учителя о творчестве художника с демонстрацией его пейзажей.
Задание учащимся.
— Почему, как вы думаете, художник отдает предпочтение пейзажам?
— Запишите название картин, определите передний и задний планы (учащиеся с этим знакомы)
«Над вечным покоем»
«Март»
«Озеро»
«Золотая осень»
— Что особенное вы заметили на картинах И.И.Левитана? Что привлекает ваше внимание?
Учитель.
А вот меня поражают краски, которые гениально подбирает художник. Многоцветье живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Очень важно правильно выбрать цвета.
Важно и для художника, важно и для нас с вами, ведь мы должны будем описать картину словесно, причем так, чтобы, закрыв глаза, перед нами предстало полотно великого мастера.
Вот почему следующим заданием станет «Творческий практикум». Главная задача – подобрать цветовую палитру соответственно времени года.
4. «Творческий практикум. Роль цвета ».
Работа по группам.
1 задание: подберите цветовые эпитеты (определения) к каждому времени года и запишите их в тетради (не забудьте записать работу других групп)
Дополнительное задание: из предложенных отрывков стихотворений выберите свой; вспомните названия картин, соответствующие временам года
1 группа – «Осень» (Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет: красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, бордовый, бурый, лимонный)
2 группа – «Зима» (Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синеватые тона льда, белые, черные)
3 группа – «Весна» (Весной природа одевается в нежные и слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, цвет молодой зелени, маково-красный)
4 группа – «Лето» (Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый, оранжевый)
На доске отрывки из стихотворений.
А.С.Пушкин.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
И.А.Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Ф.И. Тютчев
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
А.А.Фет
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца…
Учитель. Как вы думаете, что создает художник с помощью цвета?
2 задание : запишите предложение в тетрадь.
С помощью цвета художник создает ( образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение).
Учитель. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, печали.
3 задание: подберите определения к слову цвет и запишите.
Цвет тусклый, контрастный, яркий, насыщенный, ослепительный, приглушенный
5. Работа над описанием картины.
1. Повторение теоретических сведений по типу речи (материалы в папках).
Задание: вспомните, что такое описание и как строится текст – описание.
Если забыли, обратитесь к справочному материалу в папках.
Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Обычно в описании говорится одновременно о нескольких признаках.
Текст-описание строится так:
1. Общее впечатление о предмете, явлении, картине.
2. Раскрытие признаков этого предмета, явления, картины в определенной последовательности.
3. Оценка предмета, явления, картины: выражение своего отношения к нему (к ней).
2.Послушайте стихотворение и попробуйте назвать картину или время года.
К.Д.Бальмонт.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро ОСЕНЬ проснется
И заплачет спросонья.
На экране картина И.И. Левитана «Золотая осень».
CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.
Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.
«Золотая осень».
3. Представьте себе, что вы в картинной галерее. Не торопитесь, подумайте, рассмотрите внимательно
Что изображено на переднем плане? на заднем плане? (березки, лес, трава, кусты, река, небо)
Составьте по теме картины словосочетания и предложения и запишите.
Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Осенью все деревья становятся разноцветными. Ворохи желтых листьев. Стояла осень в своем желтом наряде. Вдалеке видны белые, бело-розовые облака. Золотые деревья отражаются в чистой синей воде. В лесу тишина, ни один листик не шелохнется. Какое многоцветье! Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. В пурпурный и золотистый цвет окрашена листва.
4. Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?
Река – голубая, синяя, прозрачная, видны отражения берегов и берез.
Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.
Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.
Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.
Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.
5. Каким настроением проникнута картина? Понял ли ты замысел художника? Что же главное хотел показать нам И.И.Левитан?
(Грустным, печальным, светлым. Левитан хотел показать красоту родной природы, свою любовь к ней. )
Учитель. Картина радует нас красотой и гармонией красок и в то же время пробуждает чувство легкой грусти: торжественна, безмятежна природа в этот тихий осенний день, но она уже отцветает – скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный золотой наряд.
6. Составление плана.
1. Вступление.
Уголок русской природы в погожий день ранней осени
2. Основная часть.
Пейзаж на картине.
А. Березки и лес.
Б. Трава и кусты.
В. Река и небо.
Г. Настроение картины. Замысел художника.
3. Заключение.
Какие мысли и чувства вызвала у меня картина.
7. Письмо сочинения (работаем на черновике)
Дома: написать сочинение в тетради по развитию речи.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»
CD Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.
Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1888 год. П.И. Чайковский – биография (гиперссылка «Времена года» — 3 – «Баркарола»)
Учитель. Вы остановились перед пейзажем Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Передайте словами то, что показал красками замечательный художник. Не забывайте, сколько чувства, сколько искреннего волнения и глубокой любви к природе вложил художник в свои поэтические полотна! Отцветает золотая осень. Осыпаются одетые в багряный убор березки, недвижна речка, недвижно застыли в небе тучки. Невольно охватывает вас настроение щемящей грусти…