Математика 7 класс.
Тема: Письменное деление многозначных чисел на двузначное.
Цель: закреплять навык деления многозначных чисел на двузначное с использованием алгоритма деления.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память, речь учащихся, интерес к математике.
2. Воспитывающие (коммуникативные):
воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно; самоконтроль.
3. Образовательные (учебно-познавательные):
учить делить многозначные числа на двузначное с помощью алгоритма; закреплять умения решать задачи изученных видов.
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с цифрами, таблица планет, алгоритм деления, таблица (задача).
Ход урока.
-
Оргмомент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И научитесь решать.
2. Вызов.
игра «Умею – не умею»
На доске находится таблица:
-
УМЕЮ
НЕ УМЕЮ
Рядом расположен стол с 12 карточками. На половине из них находится по одному примеру на умножение многозначных чисел на двузначное, на другой половине карточек – незнакомые учащимся примеры на деление многозначных чисел на двузначное число.
Инструкция:
Шаг 1: «Найдите среди карточек одну с примером, который вы уже умеете решать»
Шаг 2: «Выберите одну карточку с примером, который вам ещё пока не знаком»
Шаг 3: «Прикрепите свои карточки в нужный столбик таблицы»
Затем проверяется правильность распределения карточек. Каждый учащийся объясняет, почему он именно так расположил свои карточки.
II. Устный счет.
1) На доске цифры:
4 9 2 1 6 0
-Используя все эти цифры, составьте самое большое число; (964.210)
-самое маленькое число; (102. 469)
-Какие это числа?
-Какие числа ещё знаете?
-Какие действия мы умеем выполнять с этими числами?
-Чему сегодня на уроке мы будем учиться?
-Определите тему урока.
(Тема нашего урока – деление многозначных чисел на двузначное).
-Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие. Во время этого путешествия
мы будем учиться делить многозначные числа на двузначные, тренироваться в решении задач.
-Сейчас мы определим транспорт, на котором совершим путешествие.
(у детей индивидуальные карточки, см. приложение 1)
— У вас на партах лежат карточки с числами. Я буду читать текст, а вы соединяйте числа, которые услышите между собой линией.
*Самая близкая к Солнцу планета-Меркурий. Её диаметр-4878 км.
*Расстояние от Земли до Луны 384600 км.
*Диаметр Венеры -12103 км.
*Бывает, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла – он называется метеоритом. За 7 дней на поверхность нашей планеты выпадает 35500 кг метеоритного вещества.
*Планета Юпитер -такая большая, что могла бы вместить 1300 планет, величиной с нашу Землю.
*В состав Солнечной системы входят 9 планет.
* Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км/сек.
*«Луноход-1» обследовал лунную поверхность на площади 80 000 кв. м.
* Продолжительность вращения Марса вокруг Солнца -687 дней.
-Что у вас получилось? (ракета)
-На этой ракете мы и отправимся в путешествие.
Первая остановка – планета Меркурий.
Мерку́рий — самая близкая к Солнцу планета, поэтому Солнце на него светит и греет в 7 раз сильнее, чем на Землю. Эта планета вращается вокруг Солнца быстрее остальных планет. Год составляет 88 земных суток.
— Чтобы выполнить деление, что нужно хорошо знать? (таблицу умножения, алгоритм деления)
2. Работа по карточкам (индивидуально) – разно уровневые.
-Найдите значение выражений, ответы расположите в порядке возрастания, прочитайте, какое слово у вас получилось.
(ответы записывают в специальный бланк, см приложение 2)
1 уровень 2 уровень
(76-40):18х8 | 16 | |
е | (27х3)-34 | 47 |
у | 100-72:9х11 | 12 |
а | 75:3х2-18 | 32 |
а | 800:100х9:3 | 24 |
б | 15х(14-9):3 | 25 |
м в | (80-50):15 (100-60)х2 | 2 80
|
3х8 | 24 | |
а | 4х9 | 36 |
л | 6х9 | 54 |
в | 9х10 | 90 |
и | 18:18 | 1 |
о | 9х7 | 63 |
у в | 5х8 10х10 | 40 100
|
1 24 36 40 54 63 90 100 2 12 16 24 25 32 47 80
М У С А Б А Е В М У С А Б А Е В
Талгат Мусабаев – летчик-космонавт Казахстана, полетел в космос 29 января 1998г.Пробыл 208 суток, 30 часов в открытом космосе.
— Какое число «лишнее»?
— Если поставить рядом эти две цифры, какое число получится?
-Что оно обозначает?
— 12 апреля 1961 года впервые наш космонавт Юрий Гагарин полетел в космос.
3) Решение задач.
*Юрий Гагарин на корабле «Восток» облетел земной шар за 108 минут. Сколько часов и минут он был в полете? ( 1 ч 48 мин)
* Продолжительность вращения Юпитера вокруг Солнца 12 лет, а Урана 84 года. Во сколько раз Юпитер меньше Вращается вокруг Солнца, чем Уран? (в 7 раз)
* Два одинаковых спутника Земли делают один оборот. Первый за 1ч.40 минут, а второй за 100 минут. Как вы думаете, а какой из спутников вращается быстрее? Почему?
* 3 космонавта находились в открытом космосе 30 минут. Сколько минут был в открытом космосе 1 космонавт? (30 мин)
Планета Юпитер.
Юпитер – самая большая из планет. Вращается он настолько быстро, что сутки на Юпитере не превышают десяти часов. Зато год почти в 12 раз длиннее нашего. У Юпитера имеется 1 кольцо и 16 спутников.
III. Постановка проблемы.
На доске запись:
-Чтобы разделить многозначное на двузначное, что нам нужно знать? (алгоритм деления)
Алгоритм деления (на доске)
Алгоритм:
1.Подобрать число, которое при умножении на делитель может дать делимое
2. Сделать проверку, умножив делитель на это число
3. Полученное произведение равно делимому
4. Если нет, подберите другое число, сделайте проверку.
5.Если да, запишите ответ
684: 36 8190:45
578:17 54180:35
— Какой столбик вызвал затруднения?
— Почему?
YI. «Открытие» нового знания.
— Каким способом предлагаете делить многозначные числа на двузначное?
( с использованием алгоритма)
Планета Нептун
Y.Физминутка.
Не зевай по сторонам, (Повороты в стороны.)
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед.)
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета (Приседают.)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс. (Кружатся.)
Звезды в гости ждите нас.
Планета Марс
Марс – четвертая по удаленности от Солнца планета красного цвета. Он вдвое меньше Земли. На поверхности Марса есть образования, напоминающие русла пересохших рек. У Марса есть два крохотных спутника..
YI. Первичное закрепление.
1). Чтение текста учебника с. 54 №308 (задача).
2). Выполнение тренировочных упражнений с проговариванием вслух.
С.54 № 311
YII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
26814:82 (327) 65664 :19 (3456)
64524:76 (849) 141525:37 (3825)
16170 :35 (462) 158050 :58 (2725)
-Найдите ответ на доске.
Планета Сатурн
Через каждые 15 лет кольца исчезают и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольца снова появляются в виде тоненькой ниточки. Увеличиваются и через 7-8 лет принимают наибольший размер.
YIII. Решение задач. Повторение.
-Как найти расстояние, зная скорость и время?
-Как найти время?
-Как найти скорость?
*Первый корабль летел со скоростью 28 000 км/час, второй – 26 000 км/час. Какое расстояние они пролетят за пять часов?
-Решите задачу разными способами.
Планета Земля
Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
IX. Итог урока. Рефлексия.
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
— Чему учились на уроке?
— Кто испытывал затруднения в новой теме?
— Как оцениваете свою работу?
— А сейчас каждый выберет себе солнышко и отправит на небо. (солнышки веселые, солнышки обычные)
И закончить мне хотелось такими словами:
Нет планеты другой Но беззащитна сама
В яркой зелени трав Перед громом войны
С чистой водой ключевой Так неужели дадим
И прохладой дубрав Мы в обиду с тобой
Нет планеты теплей, Маленький шар голубой
Чтобы хлебу расти Что зовётся Землёй?
Здесь, только здесь, на Земле
Счастье можно найти!
Силы даёт нам Земля
Дарит мирные сны
X.Домашнее задание с.54№312 (1,2 столбик)
1360
384600
687
30
12103
9
3760
509743
7
35500
1300
31505
40
29056
540
439702
6031
398
4878
80000
Приложение 1.
2406