Учитель математики — Юшина Раиса Алексеевна
МБОУ СОШ № 18
Тема:
9КЛ
2010 год
Тема: Понятие вектора
Цели:
— дать понятие вектора, направления векторов, абсолютная величина вектора, равные вектора;
— активизировать мыслительную деятельность учащихся через самостоятельное изучение темы;
— воспитывать внимательность и аккуратность при обозначении и построении векторов, взаимопомощь при изучении темы;
— развивать интерес к урокам геометрии.
Оборудование и ТСО:
учебник «Геометрия7-11 кл.» под ред. Атанасян Л.С., компьютер, презентация, карточки с домашним заданием.
Методы и приемы:
самостоятельное изучение материала, работа с книгой, презентацией.
Тип урока: получение новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Структура урока
-
Организационный момент.
-
Мотивационное начало урока.
-
Изучение новой темы.
-
Практическая работа.
-
Домашнее задание.
-
Итог урока.
-
Рефлексия.
Ход урока:
-
Орг. момент:
Урок начинается со вступительного слова учителя, проверки готовности кабинета и учащихся к уроку.
2.Мотивационное начало урока:
— Ребята геологическая экспедиция прислала нам письмо, где просят нас составить точную карту местонахождения угольного разрез (слайд 1).
Для того чтобы нам составить карту маршрута экспедиции, какие отрезки мы будем с вами использовать?
— Отрезки с направлением.
— Такие отрезки с направлением называются векторами.
3. Изучение новой темы:
— Сегодня на уроке мы и познакомимся с векторами. Открываем тетради и записываем тему урока (слайд 2).
Учитель предлагает открыть учебники на стр.155 прочитать п.91(I) и ответить на вопросы (слайд 3).
Далее выполняется задание указанное на 4 слайде (один ученик записывает на доске).
Производится проверка: если задание выполнено верно, то на полях учащиеся ставят (+), если не верно, то (-).
Далее учитель предлагает продолжить изучение п.91 и ответить на следующие вопросы (слайд 5).
Учитель предлагает выполнить задание 6 слайда в тетрадях, затем учащиеся проверяют, выставляя (+) или (-) на полях.
— Давайте с вами рассмотрим движение колес у автомобиля, который начал свое движение из пункта А и, проехав 5 км, остановился. Изобразите траекторию колес автомобиля на доске.
На доске изображается рисунок, с помощью которого учащиеся отвечают на вопросы учителя.
— Что мы можем сказать о длинах этих отрезков?
— Равны.
— Имеют ли они направление?
— Да.
— Как они направлены?
— Они одинаково направлены.
— Можем ли мы эти отрезки обозначить как вектора?
— Да.
— Значит, какие это векторы между собой?
— Равные.
Учащиеся дают определение равных векторов, а затем на стр.156 п.92 читают определение, которое дается в учебнике.
— А теперь запишите формулу равных векторов (слайд 7)
Далее учащимся выполняют задание со слайдов 8,9 и 10.
После выполнения идет проверка, если задание выполнено верно, то (+), если нет, то (-).
Далее учащиеся читают в п.92 задачу 2 и с помощью этой задачи и слайда11 делают вывод о том, как отложить вектор равный данному от данной точки.
— Сколько таких векторов можно отложить от точки А?
— Только один, равный данному и в заданном направлении.
4.Практическая работа
Практическая работа дается на два варианта. Первый вариант задания обязательного уровня, второй вариант более сложного уровня.
1. Проверка усвоения обозначения и записи векторов.
Оценка-3балла (слайд12,13)
2.Проверка знания масштаба и правильности изображения векторов.
Оценка 4балла (слайд14,15)
3.Дополнительное задание
Оценка 2балла (слайд 16)
Подводится итог проверки практической работы.
Самооценка по баллам:
9 баллов-«5»
8-6 баллов-«4»
4 балла-«3»
5.Домашнее задание:
— Прочитать п.91,92 выучить основные правила.
— Контрольные вопросы 1-7 и задание на карточке.
Учащимся предлагаются карточки двух цветов красные и зеленые. На красных карточках предлагаются задания обязательного уровня, на зеленых — задания обязательного уровня и задания повышенной сложности.
Красная карточка: задачи из учебника: 1,2,3.
Зеленая карточка:
1) задание из учебника: 1,2;
2) DE-средняя линия равностороннего треугольника ABC со стороной 4см.
а) Докажите, что векторы DE и AC одинаково направленны, векторы ED и AC противоположно направлены, AD=DB.
б) Найдите AC , CA , LD , DE.
3)Дан треугольник ABC .От точки В отложите векторы, равные соответственно векторам AB , AC , CA , CB.
6. Итог урока:
Проводится графический диктант. Условные обозначения -да, нет (слайд 17).
Происходит взаимопроверка.
Собираются тетради для итоговой оценки.
Ребята , скажите, теперь мы можем правильно составить для геологов карту их маршрута?
Учащиеся составляют карту, а затем проверяют ее (слайд 18).
7.Рефлексия:
— Ребята, перед вами вектор AB, у точки А(0), у точки В(5). У каждого из вас находится флажок, поставьте его на тот уровень, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.
Урок закончен. Спасибо за урок.
Самоанализ урока геометрии.
Урок по теме: «Понятие вектора» проводился в 9 классе.
Класс неоднороден по своему составу, есть сильные и слабые учащиеся. Все это учитывалось при составлении заданий и при планировании урока. Задания на уроке, и в домашней работе даются дифференцируемые, что позволяет учащимся оценить свой уровень знаний и правильно выбрать задание, которое соответствует его уровню.
На данную тему «Векторы» отводится 9 часов, это первый урок по этой теме. Знания основных понятий, которые даются на этом уроке, очень важны для дальнейшего изучения материала не только в геометрии, но и в физике.
Урок преследовал следующие цели:
-
Дать понятие вектора, направление векторов, абсолютная величина вектора, равные вектора;
-
Активизировать мыслительную деятельность учащихся через самостоятельное изучение темы;
-
Воспитывать внимательность и аккуратность при построении и обозначении векторов, взаимопомощь при изучении темы:
-
Развивать интерес к урокам геометрии.
Для решения этих целей был выбран урок в форме самостоятельного изучения материала с использованием презентации.
На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми понятиями и закрепляют свои знания при выполнении практических заданий. Для того, чтобы развивать «сильных» детей и поддержать интерес к уроку «слабых» детей задания были подобраны с учетом индивидуальных способностей. Заранее был приготовлен раздаточный материал. Во время урока были организованы самоконтроль и взаимопроверка.
План урока содержит все основные этапы: орг. момент, мотивационное начало урока , изучение новой темы, итог урока, рефлексия.
На протяжении всего урока была высокая работоспособность, доброжелательная обстановка. Работали все, стараясь выполнить все задания.
В конце урока рефлексия показала, что учащимся урок понравился, все были удовлетворены своей работой. Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты.