Учитель математики — Юшина Раиса Алексеевна

МБОУ СОШ № 18

Тема:

9КЛ

2010 год

Тема: Понятие вектора

Цели:

дать понятие вектора, направления векторов, абсолютная величина вектора, равные вектора;

активизировать мыслительную деятельность учащихся через самостоятельное изучение темы;

воспитывать внимательность и аккуратность при обозначении и построении векторов, взаимопомощь при изучении темы;

— развивать интерес к урокам геометрии.

Оборудование и ТСО:

учебник «Геометрия7-11 кл.» под ред. Атанасян Л.С., компьютер, презентация, карточки с домашним заданием.

Методы и приемы:

самостоятельное изучение материала, работа с книгой, презентацией.

Тип урока: получение новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационное начало урока.

  3. Изучение новой темы.

  4. Практическая работа.

  5. Домашнее задание.

  6. Итог урока.

  7. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Орг. момент:

Урок начинается со вступительного слова учителя, проверки готовности кабинета и учащихся к уроку.

2.Мотивационное начало урока:

— Ребята геологическая экспедиция прислала нам письмо, где просят нас составить точную карту местонахождения угольного разрез (слайд 1).

Для того чтобы нам составить карту маршрута экспедиции, какие отрезки мы будем с вами использовать?

— Отрезки с направлением.

— Такие отрезки с направлением называются векторами.

3. Изучение новой темы:

— Сегодня на уроке мы и познакомимся с векторами. Открываем тетради и записываем тему урока (слайд 2).

Учитель предлагает открыть учебники на стр.155 прочитать п.91(I) и ответить на вопросы (слайд 3).

Далее выполняется задание указанное на 4 слайде (один ученик записывает на доске).

Производится проверка: если задание выполнено верно, то на полях учащиеся ставят (+), если не верно, то (-).

Далее учитель предлагает продолжить изучение п.91 и ответить на следующие вопросы (слайд 5).

Учитель предлагает выполнить задание 6 слайда в тетрадях, затем учащиеся проверяют, выставляя (+) или (-) на полях.

— Давайте с вами рассмотрим движение колес у автомобиля, который начал свое движение из пункта А и, проехав 5 км, остановился. Изобразите траекторию колес автомобиля на доске.

На доске изображается рисунок, с помощью которого учащиеся отвечают на вопросы учителя.

— Что мы можем сказать о длинах этих отрезков?

— Равны.

— Имеют ли они направление?

— Да.

— Как они направлены?

— Они одинаково направлены.

— Можем ли мы эти отрезки обозначить как вектора?

— Да.

— Значит, какие это векторы между собой?

— Равные.

Учащиеся дают определение равных векторов, а затем на стр.156 п.92 читают определение, которое дается в учебнике.

— А теперь запишите формулу равных векторов (слайд 7)

Далее учащимся выполняют задание со слайдов 8,9 и 10.

После выполнения идет проверка, если задание выполнено верно, то (+), если нет, то (-).

Далее учащиеся читают в п.92 задачу 2 и с помощью этой задачи и слайда11 делают вывод о том, как отложить вектор равный данному от данной точки.

Сколько таких векторов можно отложить от точки А?

— Только один, равный данному и в заданном направлении.

4.Практическая работа

Практическая работа дается на два варианта. Первый вариант задания обязательного уровня, второй вариант более сложного уровня.

1. Проверка усвоения обозначения и записи векторов.

Оценка-3балла (слайд12,13)

2.Проверка знания масштаба и правильности изображения векторов.

Оценка 4балла (слайд14,15)

3.Дополнительное задание

Оценка 2балла (слайд 16)

Подводится итог проверки практической работы.

Самооценка по баллам:

9 баллов-«5»

8-6 баллов-«4»

4 балла-«3»

5.Домашнее задание:

— Прочитать п.91,92 выучить основные правила.

— Контрольные вопросы 1-7 и задание на карточке.

Учащимся предлагаются карточки двух цветов красные и зеленые. На красных карточках предлагаются задания обязательного уровня, на зеленых — задания обязательного уровня и задания повышенной сложности.

Красная карточка: задачи из учебника: 1,2,3.

Зеленая карточка:

1) задание из учебника: 1,2;

2) DE-средняя линия равностороннего треугольника ABC со стороной 4см.

а) Докажите, что векторы DE и AC одинаково направленны, векторы ED и AC противоположно направлены, AD=DB.

б) Найдите AC , CA , LD , DE.

3)Дан треугольник ABC .От точки В отложите векторы, равные соответственно векторам AB , AC , CA , CB.

6. Итог урока:

Проводится графический диктант. Условные обозначения -да, нет (слайд 17).

Происходит взаимопроверка.

Собираются тетради для итоговой оценки.

Ребята , скажите, теперь мы можем правильно составить для геологов карту их маршрута?

Учащиеся составляют карту, а затем проверяют ее (слайд 18).

7.Рефлексия:

— Ребята, перед вами вектор AB, у точки А(0), у точки В(5). У каждого из вас находится флажок, поставьте его на тот уровень, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.

Урок закончен. Спасибо за урок.

Самоанализ урока геометрии.

Урок по теме: «Понятие вектора» проводился в 9 классе.

Класс неоднороден по своему составу, есть сильные и слабые учащиеся. Все это учитывалось при составлении заданий и при планировании урока. Задания на уроке, и в домашней работе даются дифференцируемые, что позволяет учащимся оценить свой уровень знаний и правильно выбрать задание, которое соответствует его уровню.

На данную тему «Векторы» отводится 9 часов, это первый урок по этой теме. Знания основных понятий, которые даются на этом уроке, очень важны для дальнейшего изучения материала не только в геометрии, но и в физике.

Урок преследовал следующие цели:

  • Дать понятие вектора, направление векторов, абсолютная величина вектора, равные вектора;

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся через самостоятельное изучение темы;

  • Воспитывать внимательность и аккуратность при построении и обозначении векторов, взаимопомощь при изучении темы:

  • Развивать интерес к урокам геометрии.

Для решения этих целей был выбран урок в форме самостоятельного изучения материала с использованием презентации.

На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми понятиями и закрепляют свои знания при выполнении практических заданий. Для того, чтобы развивать «сильных» детей и поддержать интерес к уроку «слабых» детей задания были подобраны с учетом индивидуальных способностей. Заранее был приготовлен раздаточный материал. Во время урока были организованы самоконтроль и взаимопроверка.

План урока содержит все основные этапы: орг. момент, мотивационное начало урока , изучение новой темы, итог урока, рефлексия.

На протяжении всего урока была высокая работоспособность, доброжелательная обстановка. Работали все, стараясь выполнить все задания.

В конце урока рефлексия показала, что учащимся урок понравился, все были удовлетворены своей работой. Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here