1001 идея интересного занятия с детьми

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ «ТУРНИР СМЕКАЛИСТЫХ»

Маеренкова Вера Васильевна, ГБОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер» г. о.Кинель, учитель математики, Самарская область

Предмет (направленность): математика.

Возраст детей: 9 класс.

Место проведения: класс.

Цели:

  • Развитие фантазии и творческих способностей, способствующих укреплению знаний учащихся.

  • Повышение познавательной активности учащихся, интереса к предмету.

  • Развитие культуры общения, оригинальности мышления, усвоение математической терминологии.

Задачи:

  • Создание условий для вовлечения учеников в изучение математики.

  • Создание благоприятной атмосферы, позволяющей объединить учащихся в коллектив.

План проведения турнира.

  1. Разминка для команд.

  2. 1 тур.

  3. Конкурс знатоков.

  4. 2 тур.

  5. Разминка для болельщиков.

  6. 3 тур.

  7. Головоломка.

  8. 4 тур.

  9. Подведение итогов.

Перед началом игры класс делится на команды. Каждому частнику команды прикрепляется игровой номер. Затем каждой команде дается 5 минут для того, чтобы придумать название. Учащимся предлагается сделать презентацию своей команды. Команде, которая лучше всех сможет представить себя, присваивается призовое очко.

Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Жюри формируется из учащихся старших классов.

  1. Разминка для команд.

1. Какой раздел математики изучает действия с числами? (Арифметика)

2. Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну)

3. Как называется равенство с переменными? (Уравнение)

4. Результат какого действия называется суммой? (Сложение)

5. Как называются две непересекающиеся прямые? (Параллельные)

6. Как называется график квадратичной функции? (Парабола)

7. Как называются числа при умножении? (Множители, произведение)

8. Какой раздел математики изучает свойства фигур? (Геометрия)

9. Какие три одинаковых числа нужно сложить, чтобы получить 18? (6)

10. Назовите сторону треугольника, лежащего против прямого угла. (Гипотенуза)

11. Запишите общий вид линейной функции. (у = kх + b)

12. Сколько градусов развёрнутый угол? (180o)

13. Натуральные числа, им противоположные и нуль образуют множество каких чисел? (Целых)

14. Какой угол образуют стрелки часов, показывающие три часа? (Прямой)

15. Как называется выражение, записанное с помощью знаков < и >? (Неравенство)

16. Какая теорема связывает стороны прямоугольного треугольника? (Пифагора)

17. Третья буква греческого алфавита. (Гамма)

18. Какой учёный установил связь между корнями квадратного уравнения? (Франсуа Виет)

19. Чему равна сумма углов треугольника? (180o)

20. Чему равна сумма чисел от –200 до 200? (Нулю)

II. 1 тур.

Учащимся предлагается посмотреть в течение 5 секунд на нарисованные фигуры, запомнить их порядок и воспроизвести у себя на листочке эти фигуры (за каждую правильно изображенную фигуру 1 балл)

III. Конкурс знатоков.

  1. Учащимся поручили обсадить кустарником дорожку с обеих сторон, длина которой 210 м. Сколько надо саженцев, если их сажают на расстоянии 70 см друг от друга и кусты должны быть в начале и конце дорожки? (602)

  2. Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати. А чему равен угол в квадрате? (900)

  3. При каком k многочлен 2 + 12ху + ky2 является полным квадратом? (9)

  4. Проволоку длиной 6,28 м согнули в окружность. Какова длина радиуса полученной окружности? (1 м)

  5. Дан квадрат со стороной 1. Диагональ этого квадрата служит стороной другого квадрата. Во сколько раз площадь второго квадрата больше площади данного? (В 2 раза)

  6. Металлический параллелепипед переплавили в куб. Найдите длину ребра куба, если размеры параллелепипеда 2 x 5 x 12,5 см. (5 см)

  7. Три последовательных натуральных числа дают в сумме 24. Найдите эти числа.( 7; 8; 9)

  8. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

  1. 2 тур.

Эдисон Т. говорил: «Гений состоит из 1 процента вдохновения и 90 процентов потения»

Вот мы сейчас и посмотрим, какие вы гении.

Часто знает и дошкольник, что такое треугольник
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных

Рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.

    1. Разминка для болельщиков.

1. Утверждение, принимаемое без доказательства.

1. Теорема.

2. Тождество.

3. Аксиома.

4. Высказывание.

2. Какое множество чисел самое большое?

1. Действительных.

2. Натуральных.

3. Рациональных.

4. Целых.

3. Как называется треугольный платок?

1.Треугольник.

2. Косынка.

3. Повязка.

4. Платок.

4. Какая английская мера длины используется для измерения небольшого расстояния, где нужна большая точность?

1.Миля.

2. Локоть.

3.Фут.

4.Сажень.

5. Кто ввёл прямоугольную систему координат?

1. Гаусс.

2. Декарт.

3. Нобель.

4. Брадис.

6. Как называется знак корня?

1. Радикал.

2. Символ.

3. Корень.

4. Галочка.

7. Монте-Карло – это:

1. Озеро.

2. Метод математики.

3. Рулетка для игры.

4. Страна.

8. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения?

1. Гаусс

2. Пифагор.

3. Евклид.

4. Виет.

9. Мажоранта – это:

1. Функция.

2. Инструмент для настройки пианино.

3. Род бактерий.

4. Геометрическая фигура.

10. Говорят, что математика- царица всех наук, а царица математики….

1. Арифметика.

2. Геометрия.

3. Алгебра.

4. Планиметрия.

VI. 3 тур.

«Математика есть такая наука, которая показывает, как из знаемых количеств находить другие, нам ещё не известные»,-  сказал математик Аничков Д.С.

Сейчас вам предстоит из известного слова ТРИГОНОМЕТРИЯ  составить новые слова.

VII. Головоломка.

Найдите имена трех ученых-математиков (буквы имен записаны подряд).

П

П

А

Л

И

Д

О

Т

К

Ф

А

Г

Н

Е

В

Р

О

Ответ: Пифагор, Евклид, Платон.

VIII. 4 тур.

  1. Чему равен внутренний угол правильного шестиугольника? (120o)

  2. Какой треугольник называется “египетским”? (Со сторонами 3, 4, 5)

  3. Один из углов параллелограмма 60?. Найдите другие три угла? (60o, 60o, 120o)

  4. Какую теорему нужно использовать, чтобы разделить отрезок на N равных частей? (Теорему Фалеса)

  5. Ученый, который нашел отношение длины окружности к диаметру. (Архимед)

  6. За книгу заплатили 100 рублей и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга? (200 руб.)

  7. Как выяснить когда и сколько корней имеет квадратное уравнение?

(D > 0 (2 корня), D< 0 (нет корней), D=0 (1 корень))

  1. Чему равна сумма и произведение корней приведённого квадратного уравнения по теореме Виета?
    (второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком,  свободному члену)

  2. Когда дробное выражение не имеет смысла? (если знаменатель равен нулю).

  3. Какая теорема называется обратной данной? (Дано и доказать меняются местами)

  4. Какие числа называются взаимно-обратными? (Произведение которых равно 1)

  5. В геометрии сначала формулируются аксиомы, а затем на их основе доказываются другие утверждения. Какой древнегреческий учёный впервые изложил такой подход в своих трудах? (Евклид)

IX. Подведение итогов

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Жюри объявляет результаты, называет команду — победителя. По итогам зрительского голосования определяется самый умный математик турнира «Знатоки математики». Проводится награждение победителей.

.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. «Сфера», Москва, 2006

  2. Гаврилова Т. Д. Занимательная математика. 5-11 классы. «Учитель», Волгоград, 20006

  3. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика. «Учитель», Волгоград, 2003

  4. Оникул П. Р. 19 игр по математике. «Союз», С-Петербург, 1999

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here