Российская Федерация
Чукотский автономный округ
АНАДЫРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Усть-Белая»
689540, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Усть-Белая, ул. Анадырская, тел./факс: 93 453, e-mail: [email protected]
Урок по предмету «Математика»
2 класс
«Прием вычислений для случаев вида 26+7»
учитель начальных классов
Колодиенко Оксана Леонтьевна
2013г.
Технологическая карта модели урока математики по теме «Прием вычислений для случаев вида 26+7» ( 2 класс)
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала по приемам вычислений для случаев вида 26 + 7 , постановки и конструктивного решения учебных проблем, развития внутренней мотивации учения школьников.
Цели урока по содержанию:
Обучающая: Познакомить детей с приемами вычислений для случаев вида 26+7;
Развивающая: Развивать познавательный интерес к предмету, сформировать умение решать примеры вида 26+7, а также умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.
Воспитательная: Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий; способствовать развитию познавательного интереса к предмету при организации игровых заданий на уроке.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, и частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технология обучения: игровая технология.
Средства обучения:
1. М. И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика, учебник для 2 класса начальной школы, электронное приложение к учебнику М.И. Моро Математика 2 класс, проектор, презентация, карточки с ответами, картинки елочных игрушек разных эпох, звезды красного, желтого, коричневого цвета.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | |
| Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовит к восприятию учебного материала Мы сегодня с вами дети проведем такой урок, Поработаем все вместе Уложиться должны в срок. Уменья, навыки и знанья — показать вы нам должны. Результаты всех ответов, очень для меня важны. Итак, я тему предлагаю И план урока открываю! (Слайд № 1) | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку
| Личностные: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника |
2.Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности | Предлагаю учащимся самим сформулировать цели урока, обобщаю ответы детей и ставлю перед ними задачу на урок. -Сегодня на уроке математики вас ожидает необычное турне. — Как вы понимаете смысл этого слова? (слайд № 2) — Какой праздник дети любят больше всего на свете? — Без чего не обходится новогодний праздник. — Мы отправимся с вами в Новогоднее турне «Как елка наряжалась». Да и путешествие, ребята, в которое мы отправимся, тоже необычное – математическое. Посмотрите на маршрутный лист (слайд № 3) и скажите, а чем мы будем заниматься в этом турне? Путешествуя по нему, вы покажете, как научились решать примеры, как умеете решать задачи, логически мыслить. А также научитесь решать примеры нового вида. Поэтому я вас попрошу, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие на уроке. | Учащиеся определяют цели урока Ответы детей | Регулятивные: целеполагание, формулируют и удерживают учебную задачу. Личностные: осознают свои возможности в учении. Коммуникативные: рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение.
|
3.Этап актуализации и пробного учебного действия
Логическая разминка.
Устный счет. | Предлагает задания для отработки устных вычислений, на знание состава чисел, на развитие логического мышления. — Наряжать елку стали при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, уроженка Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. (Слайд № 4) — На елочке 4 свечки, одна из них потухла. Сколько свечек на елочке? (4) — Огоньки на свечках мигали так: 1 между 2 и 3 в ряд, 1 впереди, а 2 позади, 1 позади, а 2 впереди. Сколько было огоньков? (3) — Свечки на елочке расположились в ряд. Ряд начинается с 4 числа, каждое следующее число в нем на 1 больше предыдущего. Назовите пятое число в этом ряду. (8) — Сосчитайте, только быстро: — Сколько пальцев на двух руках? (10) — Сколько пальцев на 10 руках? (50) — Если сегодня понедельник, то какой день будет через 14 дней? (Понедельник) — Обычай встречать Новый год ввел Петр I и повелел, чтобы ель стала «новогодним» деревом. В России обычай наряжать елку стал общепринятым с 1813 года. Чтобы узнать, как украшали елочку, решите примеры, записанные на доске: 13-5+6= 13-0+7= 16-8+3= 7+8-15=
□ + 5 = 13 9 + □ = 14 7 + □ = 14 4 + □ = 12
Игра «Укрась елочку»
— Чем же украшали елочку?(Слайд № 5) |
Ответы детей.
Дети решают пример, выбирают ответ на карточках и прикрепляют его к нужному примеру, перевернув обратной стороной. На обратной стороне картинки с изображением сладостей и фруктов.
Дети вспоминают состав числа 10. Вписывают нужную цифру в пустой кружок. Ответы детей. (Сладостями и фруктами) |
|
4. Этап выявления места и причины затруднения. Самоопределение к деятельности.
| Учитель предлагает решить примеры, записанные на доске с устным подробным комментированием. 24+5 38-20 27+3 26+7 — Какой пример у вас вызвал затруднения в решении? — Какую задачу мы поставим перед собой? — Как вы думаете, как можно его решить?
| Дети по очереди выходят к доске и решают примеры с подробным комментированием.
Ответы детей. Высказывания детей. Пытаются решить проблему, помогают в поиске способа решения числового выражения. | Познавательные: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта Коммуникативные: рассуждают, высказывают свое мнение. |
| Молодцы! Вы сами открыли секрет, о котором я и Математик хотели вам рассказать. А с этим секретом открывается путь елочной игрушки. Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п. (Слайд № 6) — А теперь послушайте и посмотрите объяснение Математика решения этого примера и сделайте выводы о том, совпадают ли ваши объяснения. |
Дети смотрят и слушают запись с электронного приложения к учебнику Математика 2 класс и делают выводы. |
|
| Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Учитель показывает картинку, называет действия, которые выполняют ученики: (Слайд № 7) — Наклоняйтесь столько раз, сколько елочек у нас. — Мы присядем столько раз, сколько шишек у нас. — Дружно попрыгаем столько раз, сколько шариков у нас. — Мы с вами отдохнули. Так вот было время, когда елочные игрушки выпускались в ограниченном количестве. | Дети выполняют движения в зависимости от задания. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ картинок и названия учителем действий. |
| После войны на елке появляются наборные игрушки-конструкторы из проволоки и стекляруса. (Слайд № 8) Показывает запись решения примера 26+ 7 на доске. Ход объяснения решения примера: 1. Дополняю слагаемое 26 до круглого числа. 2. Беру 4 у второго слагаемого. 3. Второе слагаемое 7 – это 4 и 3. 4. Решаю пример: к 26 + 4 = 30 и к 30 + 3 = 33 5. Значит к 26 + 7 = 33 Схема хода решения выносится на доску. (Слайд № 9) | Вместе с учителем оформляют запись решения примера в тетради, объясняют ход решения примера. | Регулятивные: моделируют пример и записывают его решение в тетрадь. |
| Следующий этап: игрушки ватные, пенопластовые и стеклянные. (Слайд № 10) Дает примеры для осмысления нового материала. 38 + 5 64 + 9 | Дети по схеме объяснят решение примеров. | Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий и действий партнера |
| Игрушки в виде автомобилей (Слайд № 11) № 1 с. 66
Игрушки в виде часов, которые показывали «двенадцать без пяти» (Слайд № 12) № 2 с. 66 Поднимите руки те, кто сумел справиться самостоятельно с этими примерами Игрушки в виде «царицы полей», кукурузы (Слайд № 13) № 3 с. 66. — Прочитайте задачу. Что вы заметили? — О чем говорится в условии? — Что еще сказано? — Объясните выражения, записанные после задачи. Игрушки в форме «летающей ракеты» (Слайд № 14) № 6 с. 66 Елочные шары с изображением символов текущего года (Слайд № 15) № 7 с. 66 — Прочитайте задание. — Как вы будете его выполнять? | Устное выполнение с подробным объяснением
1-й столбик выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные – самостоятельная работа. Коллективная проверка, самооценка.
Ответы детей
Составление задачи по выражению и ее решение
Ответы детей: — Измерим длины сторон прямоугольника и сложим их – это периметр. Измерим длину отрезков и найдем отрезок, длина которого равна периметру треугольника. | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнера, ориентируются в учебнике и и тетради, накапливают опыт в использовании элементов математической символики.
Личностные: решают житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов задачи и умения решать задачу. |
| Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево и вправо. Итак, начнём. Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | Дети выполняют движения глазами по кругу. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на учителя |
| — Ребята, а что нужно вам было знать и уметь, чтобы нарядить нашу елочку? — Что вы узнали и чему научились во время нашего путешествия? Мне было интересно работать с вами. Во время нашего путешествия вы показали, как справляетесь с решениями числовых выражений, решаете задачи и научились решать выражения нового для вас вида. Все были активны, внимательны. Всем спасибо! Выводит и комментирует оценки детей. — А вы заметили, что на нашей елочке чего-то не хватает? — У вас на парте есть смайлики трех цветов. Вы подойдите к елочке и украсите её смайликами, соответствующими вашему настроению на уроке: если урок вам был интересен и полезен, то шарик будет красный, если не очень интересным, то зеленый, а если вам было совсем не интересно и скучно на уроке, то шарик ваш будет жёлтым. Д/з с. 66 № 4, 5 (слайд № 16) Всем спасибо за урок! — Вы просмотрели историю елочных игрушек, может, у вас дома сохранились елочные игрушки разных эпох. Вы рассмотрите их и сохраните для следующего поколения (Слайд « 18) | Дети говорят, что надо знать и уметь, чтобы нарядить елочку. Дети говорят, чему научились на уроке
Ответы детей
| Коммуникативные: формулируют собственную позицию и мнение. Познавательные: определяют и называют структурные компоненты приема вычисления с переходом через десяток, записывают решение в тетрадь. Личностные: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта в решении задач и примеров.
Регулятивные: самооценка деятельности на уроке. |
Литература:
-
Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. (М.: Просвещение) 2 ;
-
Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» Под редакцией А.Г. Асмолова, Москва «Просвещение» 2011;
-
М. И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика, учебник для 2 класса начальной школы;
-
Журнал «Педсовет», № 10, 2012 г.
-
Картинки с yandex браузера.