Класс 5.
Тема: «Признаки делимости на 2, 5, 10»
Учитель: Кондратенко Наталья Дмитриевна
Тип и особенности: урок самостоятельного открытия и изучения новых знаний. Урок в форме эвристической беседы
Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика 5-6», проектор, компьютер, мобильный компьютерный класс, карточки с заданиями, заготовленными для каждой группы, «Ромашка» для рефлексии, индивидуальные тесты для компьютерного тестирования, презентация.
Цели урока:
образовательная – формулировать признаки делимости на 2, на 5, на 10. Приводить примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанные числа, давать развернутые объяснения. Конструировать математические утверждения с помощью связки «если…, то…». Объединять два утверждения в одно с помощью словосочетания «в том и только том случае». Применять признаки делимости и использовать их в рассуждениях. Проверять, верное утверждение или нет.
Направлять и регулировать самостоятельную деятельность обучающихся по поиску и применению знаний в различных жизненных ситуациях.
развивающая – обучать приемам и методам рассуждения; развивать логическое мышление учащихся; развивать математическую речь (устную и письменную); развивать внимание, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, познавательную активность, интерес к изучению математики.
воспитательная – создавать условия обучающимся для работы в группе, воспитывать потребность к сотрудничеству, умению слушать собеседника, уважать мнение оппонента, содействовать осознанию ценности совместной деятельности учащихся; создавать условия для развития у обучающихся стремления к познанию.
Этапы урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организация учащих-ся к уроку
Определить тему и цель урока
На доске дата. На столах учащихся учебники, на учительском столе — лепестки «Ромашки рефлексии» для психологической рефлексии в конце урока
Слайд
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на словосочетания, записанные на доске. (слайд1) С каким из этих словосочетаний вы встречаетесь впервые?
Учащиеся отвечают: «Признаки делимости на 2, 5, 10»
Регулятивные (Целеполагание, саморегуляция)
Познавательные (Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Сформулируем тему нашего урока Попытайтесь назвать цель урока.
Учитель пишет на доске тему урока. «Признаки делимости на 2, 5, 10».
Учащиеся озвучивают тему и цель урока
Откройте учебники на стр.106 и сравните цель урока, которую вы поставили перед собой, с той целью, которую поставил перед нами автор.
Учащиеся сравнивают
Актуализация знаний и умений по изученным темам
Продемонстрировать необходимость знаний определений простых и составных чисел; делителя, кратного, НОД и НОК
Презентация «Устный счет»
Фронтальный опрос учащихся
(Если ребенок отвечает на вопрос правильно – нажимаем на сам вопрос, откроется следующее поле. Если ребенок отвечает на вопрос неверно нажимаем мышкой на зеленое поле рядом с вопросом, появится слайд, где будет предложено подумать еще раз. Далее нажимаем на кнопку возврата и продолжаем устный счет.)
Учащиеся отвечают и обосновывают ответ
Познавательные (отработка алгоритмов разложения чисел на множители, нахождение НОД и НОК; отработка понятий делителя и кратного)
«Открытие нового знания»
(проблемная ситуация)
Самостоятельно вывести признаки делимости на «2», «5» и «10»
Карточки с заданиями:
1.Из данного набора чисел: 111, 370, 8, 12, 405, 784, 43, 850, 1645, 520, 3600, 725, 49 выберите числа, кратные
Для первой группы – «2»
Для второй группы – «5»
Для третьей группы – «10»
2.Найдите общее в записи чисел каждой группы.
3. Сформулируйте признаки делимости
Для первой группы – на «2»
Для второй группы – на «5»
Для третьей группы – на «10»
Давайте разделимся на группы. Для этого рассчитайтесь по числам: 1, 2, 3.
Те ребята, у которых номер «1», сядьте, пожалуйста, на первое рабочее место (2 сдвинутые парты), у кого номер «2» — на второе рабочее место и с номером «3» — на третье
Каждая группа получает карточку с рядом чисел и заданием
Коммуникативные УУД (Умение слушать, вести диалог, учитывать позицию другого учащегося; развитие публичной речи)
Познавательные (Речевое высказывание в устной форме)
Прочитайте задание и выполните его
Читают, выполняют и озвучивают полученные выводы
Слайд 23 «Признаки делимости на 2. 5 и 10»
Ребята, теперь запишите признаки делимости на «2», «5» и «10» в ваши блокноты — подсказки.
Что общего у этих признаков делимости?
Записывают
Это признаки делимости по последней цифре в записи чисел
Познавательные (Формирование необходимости теоретического обоснования утверждения.
выявление общего свойства в признаках делимости на 2, 5, 10)
Физминутка и предметная рефлексия по изучаемой теме
Показать достигнутые предметные результаты
Слайд 24 «Физминутка»
Если ваш ответ «ДА!» — поднимите обе руки вверх, если ваш ответ «Нет!» — присядьте
Отвечают на вопросы по указанному алгоритму
Познавательные (Отработка признаков делимости на 2. 5, 10)
Личностные (Формирование культуры здорового образа жизни)
Первичное закрепление
Понимать и действовать
Учебник стр.108 №372, 373,
Задачник № 233 (а, б)
Слайд 25 «Дополнительное задание»
Ребята! А теперь выполним задания № 372 и №373 стр.108 учебника и №233 (а, б) из задачника.
Учитель оценивает ответы учащихся и ставит отметки в дневник и журнал
Дополнительное задание.
Учитель оценивает ответы учащихся и ставит отметки в дневник и журнал
Вызванные учащиеся решают на доске, остальные – в тетрадях. Обосновывают свои ответы. Те учащиеся, которые решили задания раньше других, получают дополнительное задание
Регулятивные (Постановка цели, планирование и коррекция действий)
Познавательные (Формирование навыков применения признаков делимости на 2, 5, 10)
Включение нового знания в систему знаний
Уметь применять сформированные УУД при решении практических задач категории В1 в ЕГЭ
Слайд 26 В1
Маше надо прочитать книгу, в которой 77 страниц. Она решила, что в день будет читать по 10 страниц. За сколько дней она прочитает книгу?
Ну, вот, ребята, сейчас мы с вами решили задачу, подобную заданиям категории В1, которые решают 11-классники на ЕГЭ
Думают, рассуждают, дают обоснованный ответ
Регулятивные (Прогнозирование, оценивание результата)
Познавательные (Формирование навыков применения знаний в различных жизненных ситуациях)
Самоанализ и контроль (обучающий тест)
Показать личностные, предметные и метапредметные результаты, достигнутые на уроке.
Тест, выполняемый на ноутбуках мобильного компьютерного класса
После выполнения теста: отметку «5» получают учащиеся, выполнившие все 5 заданий теста. Остальные отметки выставляются по желанию.
Текущая коррекция процесса обучения учащихся, выполнивших не все задания теста
Работа с тестом
Личностные (Развитие морально-этического сознания на основе проверки)
Познавательные (Формирование ИКТ-компетентности)
Рефлексия
Инициировать психологическую рефлексию
На доске заготовка: сердцевина «Ромашки» прикреплена к доске двусторонним скотчем и вокруг – кусочки двустороннего скотча для прикрепления лепестков «Ромашки» по количеству учащихся в классе
Ребята! Вспомним, что красный цвет означает: «Я все понял, мне было интересно», зеленый – «Не все было понятно», белый – «Я ничего не понял» Возьмите, пожалуйста лепестки «Ромашки» того цвета, который соответствует вашему эмоциональному самочувствию на сегодняшнем уроке и прикрепите их к сердечку «Ромашки» на доске
Анализируют собственную учебную деятельность и эмоциональное состояние
Личностные (Умение давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач)
Постановка домашнего задания
Уметь находить нужные задания в УМК
Задачник №237 (а), 242, с.р. №1 вариант 1 №3 (а, б), тетрадь-тренажер №132 (а, б)
Домашнее задание будете выполнять из задачника: №237 (а), 242, с.р. №1 вариант 1 №3 (а, б) и №132 (а, б) из тетради – тренажера
Открывают задачники и тетради-тренажеры, знакомятся с домашним заданием и записывают его в дневники
Познавательные (умение работать с учебником) Регулятивные (Целеполагание)
Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организация учащих-ся к уроку
| Определить тему и цель урока | На доске дата. На столах учащихся учебники, на учительском столе — лепестки «Ромашки рефлексии» для психологической рефлексии в конце урока Слайд
| Ребята, посмотрите, пожалуйста, на словосочетания, записанные на доске. (слайд1) С каким из этих словосочетаний вы встречаетесь впервые? | Учащиеся отвечают: «Признаки делимости на 2, 5, 10» | Регулятивные (Целеполагание, саморегуляция)
Познавательные (Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
|
Сформулируем тему нашего урока Попытайтесь назвать цель урока. Учитель пишет на доске тему урока. «Признаки делимости на 2, 5, 10». | Учащиеся озвучивают тему и цель урока | ||||
Откройте учебники на стр.106 и сравните цель урока, которую вы поставили перед собой, с той целью, которую поставил перед нами автор. | Учащиеся сравнивают
| ||||
Актуализация знаний и умений по изученным темам
| Продемонстрировать необходимость знаний определений простых и составных чисел; делителя, кратного, НОД и НОК | Презентация «Устный счет»
| Фронтальный опрос учащихся (Если ребенок отвечает на вопрос правильно – нажимаем на сам вопрос, откроется следующее поле. Если ребенок отвечает на вопрос неверно нажимаем мышкой на зеленое поле рядом с вопросом, появится слайд, где будет предложено подумать еще раз. Далее нажимаем на кнопку возврата и продолжаем устный счет.)
| Учащиеся отвечают и обосновывают ответ
| Познавательные (отработка алгоритмов разложения чисел на множители, нахождение НОД и НОК; отработка понятий делителя и кратного)
|
«Открытие нового знания» (проблемная ситуация)
|
Самостоятельно вывести признаки делимости на «2», «5» и «10» | Карточки с заданиями: 1.Из данного набора чисел: 111, 370, 8, 12, 405, 784, 43, 850, 1645, 520, 3600, 725, 49 выберите числа, кратные Для первой группы – «2» Для второй группы – «5» Для третьей группы – «10» 2.Найдите общее в записи чисел каждой группы. 3. Сформулируйте признаки делимости Для первой группы – на «2» Для второй группы – на «5» Для третьей группы – на «10»
| Давайте разделимся на группы. Для этого рассчитайтесь по числам: 1, 2, 3. Те ребята, у которых номер «1», сядьте, пожалуйста, на первое рабочее место (2 сдвинутые парты), у кого номер «2» — на второе рабочее место и с номером «3» — на третье
| Каждая группа получает карточку с рядом чисел и заданием | Коммуникативные УУД (Умение слушать, вести диалог, учитывать позицию другого учащегося; развитие публичной речи)
Познавательные (Речевое высказывание в устной форме)
|
Прочитайте задание и выполните его
| Читают, выполняют и озвучивают полученные выводы | ||||
Слайд 23 «Признаки делимости на 2. 5 и 10»
| Ребята, теперь запишите признаки делимости на «2», «5» и «10» в ваши блокноты — подсказки.
Что общего у этих признаков делимости? | Записывают
Это признаки делимости по последней цифре в записи чисел | Познавательные (Формирование необходимости теоретического обоснования утверждения. выявление общего свойства в признаках делимости на 2, 5, 10)
| ||
Физминутка и предметная рефлексия по изучаемой теме | Показать достигнутые предметные результаты | Слайд 24 «Физминутка»
| Если ваш ответ «ДА!» — поднимите обе руки вверх, если ваш ответ «Нет!» — присядьте | Отвечают на вопросы по указанному алгоритму | Познавательные (Отработка признаков делимости на 2. 5, 10)
Личностные (Формирование культуры здорового образа жизни) |
Первичное закрепление | Понимать и действовать | Учебник стр.108 №372, 373, Задачник № 233 (а, б)
Слайд 25 «Дополнительное задание»
| Ребята! А теперь выполним задания № 372 и №373 стр.108 учебника и №233 (а, б) из задачника. Учитель оценивает ответы учащихся и ставит отметки в дневник и журнал
Дополнительное задание. Учитель оценивает ответы учащихся и ставит отметки в дневник и журнал
| Вызванные учащиеся решают на доске, остальные – в тетрадях. Обосновывают свои ответы. Те учащиеся, которые решили задания раньше других, получают дополнительное задание | Регулятивные (Постановка цели, планирование и коррекция действий)
Познавательные (Формирование навыков применения признаков делимости на 2, 5, 10)
|
Включение нового знания в систему знаний | Уметь применять сформированные УУД при решении практических задач категории В1 в ЕГЭ | Слайд 26 В1
| Маше надо прочитать книгу, в которой 77 страниц. Она решила, что в день будет читать по 10 страниц. За сколько дней она прочитает книгу?
Ну, вот, ребята, сейчас мы с вами решили задачу, подобную заданиям категории В1, которые решают 11-классники на ЕГЭ | Думают, рассуждают, дают обоснованный ответ
| Регулятивные (Прогнозирование, оценивание результата)
Познавательные (Формирование навыков применения знаний в различных жизненных ситуациях) |
Самоанализ и контроль (обучающий тест) | Показать личностные, предметные и метапредметные результаты, достигнутые на уроке. | Тест, выполняемый на ноутбуках мобильного компьютерного класса
| После выполнения теста: отметку «5» получают учащиеся, выполнившие все 5 заданий теста. Остальные отметки выставляются по желанию. Текущая коррекция процесса обучения учащихся, выполнивших не все задания теста | Работа с тестом | Личностные (Развитие морально-этического сознания на основе проверки)
Познавательные (Формирование ИКТ-компетентности)
|
Рефлексия | Инициировать психологическую рефлексию
| На доске заготовка: сердцевина «Ромашки» прикреплена к доске двусторонним скотчем и вокруг – кусочки двустороннего скотча для прикрепления лепестков «Ромашки» по количеству учащихся в классе
| Ребята! Вспомним, что красный цвет означает: «Я все понял, мне было интересно», зеленый – «Не все было понятно», белый – «Я ничего не понял» Возьмите, пожалуйста лепестки «Ромашки» того цвета, который соответствует вашему эмоциональному самочувствию на сегодняшнем уроке и прикрепите их к сердечку «Ромашки» на доске
| Анализируют собственную учебную деятельность и эмоциональное состояние | Личностные (Умение давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач)
|
Постановка домашнего задания | Уметь находить нужные задания в УМК | Задачник №237 (а), 242, с.р. №1 вариант 1 №3 (а, б), тетрадь-тренажер №132 (а, б) | Домашнее задание будете выполнять из задачника: №237 (а), 242, с.р. №1 вариант 1 №3 (а, б) и №132 (а, б) из тетради – тренажера | Открывают задачники и тетради-тренажеры, знакомятся с домашним заданием и записывают его в дневники | Познавательные (умение работать с учебником) Регулятивные (Целеполагание) |
Приложение: 1. Презентация к уроку.
2. Презентация «Физминутка»
3. Тестовая оболочка MyTestEditor http://anelya.rusedu.net/gallery/2789/ MyTestEditor.zip