Подготовила учитель математики
МОУ СОШ №93 Набадникова А.Ю.
Тема: Прямая и отрезок
Вид урока: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок
Учебник: Атанасян 7-9, 2010
Цели урока:
-
Систематизация знаний о взаимном расположении точек и прямых
-
Ознакомить учащихся со свойством прямой
-
Рассмотреть прием практического проведения прямых на плоскости
Оборудование: Учебник, альбом, линейки, карандаши, ручки, интерактивная доска, компьютер
Структура урока:
-
Организационный момент – 2 мин
-
Мотивация —
-
Актуализация —
-
Изучение нового материала —
-
Закрепление изученного материала —
-
Домашнее задание – 3 мин
-
Итоги урока – 2 мин
Ход урока:
Действие обучающегося | Слайд | |
Организационный момент | ||
Откроем тетради, запишем дату: 6.11.12. и тему урока . Тема нашего урока: «Прямая и отрезок». Цели нашего урока:
То, что нам сегодня на уроке пригодится: Учебник, альбом, линейки, карандаши, ручки, интерактивная доска, компьютер. |
| Слайд 1- 4 |
Мотивация | ||
Геометрия – одна из наиболее древних наук. Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до нашей эры), а также в других источниках. Название науки геометрия древнегреческого происхождения, оно составлено из двух древнегреческих слов: «ge» — земля и «metreo» — измеряю (землю измеряю). Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей. Это отразилось и в названиях некоторых геометрических фигур. Например, название фигуры «Трапеция» происходит от греческого слова «Trapezion» — «столик», от которого также произошло слово трапеза. Термин Линия возник от латинского Linium – лен, льняная нить. Практические потребности людей (сооружение жилищ, храмов, желание украсить одежду, рисовать картины) способствовали приобретению и накоплению геометрических сведений, которые изначально передавались в устной форме и поколение в поколение. Новые сведения и факты добывались опытным путем, выводились некоторые правила (например, правило вычисления площадей) и данная наука не являлась точной. И только в VI веке до нашей эры древнегреческий ученый Фалес начал получать новые геометрические сведения с помощью доказательств. В III веке до нашей эры древнегреческий ученый Евклид написал сочинение «Начала» и почти два тысячелетия геометрия изучалась по этой книге, а наука в честь ученого была названа евклидовой геометрией. В настоящее время геометрия – это целая наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. |
| Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
|
Актуализация | ||
Какие геометрические фигуры вам известны?
Вот я поделила их на две группы. По какому принципу?
Часть геометрии, в которой рассматриваются фигуры на плоскости, называется планиметрией, а та часть, в которой рассматриваются фигуры в пространстве, называется стереометрией. Мы начнем изучение геометрии с планиметрии. | Перечисление фигур. В первой группе записаны фигуры, существующие на плоскости, а во второй, фигуры, существующие в пространстве |
Слайд 10
Слайд 11 |
Изучение нового материала | ||
Понятие прямая и отрезок нам уже известны из курса математики, поэтому мы сразу приступим к выполнению упражнений.
В математике существуют специальные символы, позволяющие кратко записать какое-либо утверждение. Символы означают соответственно «принадлежит» и «не принадлежит» и называются символами принадлежности.
— Сколько прямых можно провести через заданную точку А?
— Сколько прямых можно провести через две точки? — Через любые две точки можно провести прямую? Итак, через любые две точки можно провести прямую и притом единственную. Это утверждение назовем свойством прямой.
— Сколько общих точек может быть у двух прямых?
— Являются ли прямые MN и прямая а различными прямыми?
— Может ли прямая b проходить через точку N?
| Выполнение заданий, работа по плану. Прямая а или АВ.
D ϵ AB, С ϵ а
Через заданную точку А можно провести множество прямых Одну прямую Да
Две прямые могут иметь либо одну общую точку, либо не одной общей точки. АВ, ВС, СD, АС, АD, BD.
Прямая MN и прямая а совпадают, то есть это одна и та же прямая. Прямая b не может проходить через точку N, т.к. она уже проходит через точку М, а через точки М и N можно провести прямую и при том только одну (это прямая а) |
Слайд 12 Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19 |
Закрепление изученного материала | ||
Самостоятельное решение задач по уровням сложности с последующим разбором. 1 уровень: из учебника решить задачи №2, 5, 6 2 уровень:
Решение 1 уровня: №2. Отметьте три точки А, В, С, не лежащие на одной прямой и проведите прямые АВ, ВС, СА. №5. Проведите прямую а и отметьте на ней точки А и В. Отметьте: а) точки М и N, лежащие на отрезке АВ; б) точки Р и Q, лежащие на прямой а, но не лежащие на отрезке АВ; в) точки R и S, не лежащие на прямой а. №6. Проведите прямую и отметьте на ней три точки. Сколько отрезков получилось на прямой? Решение второго уровня:
|
Чертеж
Чертеж
АВ, АС, ВС
А) три точки пересечения Б) 1 точка пересечения В)2 точки пересечения Г) ни одной точки пересечения А) 1 прямая Б) 3 прямые |
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25 |
Домашнее задание | ||
1. §1, 2 , вопросы 1-3. 2. № 1, 3, 4, 7. 3. Дополнительная задача: сколько различных прямых можно провести через четыре различные точки. Рассмотрите все случаи и сделайте соответствующие рисунки. Внимательно прочитать пункты учебника 1 и 2. Пункт 2 на уроке не рассматривался, самостоятельно нужно его дома изучить. Домашние задачи решить в альбомах всем, а дополнительная – желающим, но за верное решение дополнительной задачи можно получить хорошую оценку. | Запись домашнего задания | Слайд 26 |
Итоги урока | ||
| Через две токи можно провести одну единственную прямую. Наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. | Слайд 27 |