МБОУ Аржановская СОШ
Алексеевского района Волгоградской области
Общественный смотр знаний
по теме:
«РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
Учитель математики: Зрянина Татьяна Ивановна
2013
Цели урока
-
закрепление, повторение теоретического материала при решении упражнений, задач; знакомство и историческим материалом по теме;
-
развитие логического мышления, фантазии, памяти и внимания, интереса к предмету;
-
воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы, расширение кругозора учащихся.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
Урок проводится в виде соревнования. Класс делится на команды по 5 человек. В жюри входит учитель, один из родителей и старшеклассник. Из числа наиболее подготовленных учеников выбираются судьи. Их обязанности – фиксирование времени и правильности выполнения заданий членами команд; они стоят у столов и сообщают жюри о результатах соревнования.
Результаты работы на каждом этапе оцениваются по трехбалльной шкале: за правильное решение ученик получает 3 балла, за работу, сделанную на 50% — 2 балла; если ученик не справился с заданием, но шёл по верному пути – 1 балл.
Каждая команда получает баллы и за скорость работы: первая справившаяся с заданием – 2 балла, вторая – 1 балл. Самая дисциплинированная команда получает ещё три поощрительных балла.
Затем жюри подводит итоги и определяет команду победительницу.
II Содержание соревнования
1 этап «Знаешь ли ты определения?»
Какие слагаемые называются подобными?
Как сравнить два числа с разными знаками
Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+»
Правило деления чисел с разными знаками
Правило сложения отрицательных чисел
Какие числа называются противоположными?
Участники команд поочерёдно бросают вверх игровые кубики, на гранях которых записаны вопросы по пройденному материалу. Выпавшему вопросу ученики дают определение.
Что называется модулем числа?
Правило сложения чисел с разными знаками
Как умножить числа с разными знаками?
Как сравнить два отрицательных числа?
Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-«
Правило деления и умножения чисел одного знака
2 этап «Математический диктант»
Записать с помощью рациональных чисел
-
Самая низкая температура на Земле 89,20С мороза была зафиксирована на станции «Восток» в Антарктиде ( -89,2)
-
Самое высокое дерево – секвойя. Его высота 115,24 м (+115,24)
-
Самое глубокое озеро в мире Байкал -1637 м (-1637)
-
Вася потерял 100 рублей (-100)
-
В 2005 году в Ливии зафиксирована самая высокая температура – 700С (+70)
-
Папа получил премию 5000 рублей (+5000)
-
Гора Эверест- 8848 м над уровнем моря. (+8848)
-
Самая большая и высокая статуя в мире – Будда Весеннего Храма. – 153 м (+153 м)
-
Самая глубокая шахта в ЮАР – 3778 м (-3778)
10) Самая низкая температура в России зафиксирована в Якутии в 1926 году – 71,20С(-71,2)
11) Самая большая змея в мире была поймана в Индонезии, её длина – 14,85 м (14,85)
12) Глубина Марианской впадины – 11022 м (-11022)
13) Рост Маши 147 см (+147)
3 этап «Конкурс смекалистых»
На этом этапе учащиеся решают задачи, позволяющие проверить умения применять знания на практике. Каждый ученик в команде должен решить по две задачи. Задачи написаны на карточках.
Задачи для решения
-
Отметьте на координатной прямой точки: -4; 3; 8,5; 2; -3; -1,5; -6; ½; -8; -1/2. Выписать противоположные числа.
-
Начертите треугольник АВС. Через вершину С проведите прямую а параллельную стороне АВ и прямую с, перпендикулярную стороне АВ.
-
Поставьте вместо * знаки «+» или «-«так, чтобы получилось верное равенство.
*10 + (*8) =-2; *8 + (*10) =-2; *10 + (*10) =-20 ;
*30 + (*10) =40 *9 + (*9) =0 *10 + (*10)=20
-
Вычислить: а) | -8| — |-4,5| : |0,7|; б) | -1/4|* |-0,1| + |-0,125|;
в) |-5| : |-8|* |-0,4| — |-0,25|; г) |- 1/3|* |-9| — 9,5*|0| -
Найдите значение выражения:
а) (2,3-3,2)(5,4-4,5); б)(-1,9)∙42:3,8
6) Упростите выражение и найдите его значение:
(-2,7)а+3,6а-(-4,9)а при а=1,2
7) Найдите расстояние между точками А(а) и В(в), если а=-2,7,в=-5,3.
8) Сравните значения выражений:
3,87+(-2,63) и 5,29+(-3,59); б) -3,15∙2,04 и -18,6∙0,35.
9) Приведите подобные слагаемые: 5ас+3ху-6ас+8ху; -0,43х+4у-1,7х.
10) В холодильной установке первоначальная температура камеры 00. Через 1 ч она стала -20 и продолжает понижаться с той же скоростью. Какой будет температура через 2 часа; 5 часов, а часов?
4этап « Исторический»
Решите примеры, замените ответы соответствующими буквами, и вы узнаете имя индийского математика, который жил в VII веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».
-
-3/7+2/21; 2) 5/6+(-5/7); 3)-17/21+9/14; 4)3,9+(-3,9); 5)2,77+(-1/4); 6) 1/3+(-1/2); 7) 8) -29+; 9) 17+(-1,25); 10) 11) +(-4
-
-
А
Б
Г
М
Р
П
Т
У
Х
-1/6
-1/3
-14
2,52
5/42
15,75
-9,9
-11
0
5 этап «Эстафета»
На доске записаны по 5 уравнений. Они закрыты шторками. По сигналу первые игроки команд подбегают к доске, открывают шторку и решают своё уравнение, затем передают эстафету следующему игроку. Учитывается скорость и правильность решения.
х∙2,1=-15,33 -9,8∙х=490,98
-0,312:=-2,6 х:3,9=-6,08
х∙3,7-(-2,9)=-6,72 х:2,4+3,7=2,3
3,2х+(-1,2)х+2,7=-4,9 -5,6у+2,9у-3,86=-9,8
3,5х-(-3,1)х-1,9=-1,73 2,5х+(-3,4)х-5,2=3,94
6 этап «Занимательная математика»
Пока жюри подсчитывает баллы, прочитайте полезный совет, воспользовавшись таблицами. Команда, первой справившаяся с заданием, получает дополнительный балл.
-
9
20
13
2
17
5
16
22
10
8
12
1
3
25
18
19
7
15
6
21
4
23
11
24
14
-
Е
Д
Д
И
Й
Г
А
У
П
Н
Е
Н
К
Й
Т
Е
А
В
Д
Р
О
З
Р
Е
А
III Итог урока
Слово жюри. Объявляется команда- победительница. Награждение.