Лукашова Маргарита Александровна, учитель математики МБОУ г. Мурманска лицей №4
Предмет: математика
Возраст детей: 7 класс
Место проведения: кабинет математики
Урок «Решение задачи исследовательского характера»
Цели:
-
создать установку на успешную необходимость рассматриваемого вопроса;
-
формирование логического и математического мышления;
-
формирование способности к умственному эксперименту;
-
приобщение учащихся к целенаправленной самостоятельной деятельности;
-
развитие познавательной и интеллектуальной способностей учащихся;
-
формирования умения проводить математические рассуждения;
-
формирование исследовательских умений учащихся.
Тип занятия: эвристическая беседа
План занятия:
Организационный момент.
Введение в занятие.
Проверка решения задач, предложенных учащимся в виде домашнего задания.
Демонстрация ситуации, описываемой в задаче.
Создание проблемной ситуации.
Разрешение проблемной ситуации.
Итог занятия.
Ученикам на дом были заданы 3 задачи. Класс был разбит на 3 группы, каждая из которых решала свою задачу.
Дома школьники решали задачи:
ЗАДАЧА 1: На столе стоят 2 стакана. В один налили 200 мл молока, а в другой 200 мл кофе. Петя зачерпнул одну ложку молока, перелил его в стакан с кофе и тщательно перемешал. Затем той же ложкой он зачерпнул смеси кофе с молоком, перелил её в стакан с молоком и тщательно перемешал. Чего оказалось больше: кофе в молоке или молока в кофе, если ложка вмещает 20 мл жидкости? (температуру, плотность кофе и молока считать одинаковой).
ЗАДАЧА 2: На столе стоят 2 стакана. В один налили 200 мл молока, а в другой 200 мл кофе. Аня зачерпнула одну ложку кофе, перелила его в стакан с молоком и тщательно перемешала. Затем той же ложкой она зачерпнула смеси молока с кофе, перелила её в стакан с кофе и тщательно перемешала. Чего оказалось больше: кофе в молоке или молока в кофе, если ложка вмещает 20 мл жидкости? (температуру, плотность кофе и молока считать одинаковой).
ЗАДАЧА 3: На столе стоят 2 стакана. В один налили 150 мл молока, а в другой 150 мл кофе. Оля зачерпнула одну ложку молока, перелила его в стакан с кофе и тщательно перемешала. Затем той же ложкой она зачерпнула смеси кофе с молоком, перелила её в стакан с молоком и тщательно перемешала. Чего оказалось больше: кофе в молоке или молока в кофе, если ложка вмещает 10 мл жидкости? (температуру, плотность кофе и молока считать одинаковой).
Ход занятия.
Вашим домашним заданием к сегодняшнему уроку были 3 задачи. Только каждый из вас решал одну из задач, так как класс был разделён на 3 группы, и каждая из групп решала свою задачу. Сегодня на уроке мы проверим ваши решения и постараемся сделать выводы из полученных вами результатов.
Напомним содержание задач с помощью демонстрации ситуации, описываемых в них.
Для демонстрации подготовлены поднос, 2 стакана с молоком и кофе, ложка. Далее идет демонстрация переливания жидкостей с одновременным проговариванием содержания 1 задачи и чем отличаются от неё задачи № 2 и №3.
Обсуждается решение 1-ой и 3-ей задач. На доске кратко записываются решения учеников.
Обсуждается способ записи решения для наилучшего её наглядного представления (решение задачи будет более наглядным и понятным, если его оформить в виде таблицы)
Сравнение полученных результатов в 1 и 3 задаче с результатом, полученным учениками при решении 2-ой задачи.
— Итак, на доске представлены решения всех задач, причём разными способами: арифметическим, с помощью процентов, алгебраическим. И вы можете сравнить и оценить каждый из них.
— Какой результат был получен в каждой из задач?
Полученный результат говорит о том, что во всех трёх задачах ответ один и тот же: Содержание кофе в молоке и молока в кофе будет одним и тем же.
— А как вы думаете, ребята, изменится ли результат, если объёмы молока и кофе взять другие? Например, по 100 мл или по 500 мл?
-А если взять другой объём переливаемой порции? Например, 5 мл или 25 мл?
-Какое предположение по данным фактам вы можете выдвинуть? Как называется такое предположение?
Итак, гипотеза (гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений) : «Если объёмы жидкостей и объёмы переливаемых порций будут одинаковы, то количество кофе в молоке и молока в кофе будет одинаковым». При этом температуру и плотность жидкостей считаем одинаковой, а после переливания одной жидкости в другую тщательно перемешиваем, чтобы проникновение частиц одной жидкости между частицами другой произошло равномерно. А почему это важно?
— Предполагаемый ответ: «Смешиваемые жидкости должны иметь одинаковую температуру и плотность для того, чтобы процесс смешивания произошёл, т.е. произошла диффузия (взаимное проникновение частиц одного вещества между частицами другого). А тщательное перемешивание необходимо, чтобы частицы одной жидкости равномерно распределились в другой».
— Что же нужно сделать, чтобы гипотеза стала неопровержимым фактом, т. е. теорией?
Ожидаемый ответ: Её нужно доказать или опровергнуть.
Учитель: «Как это сделать?»
Предполагаемый ответ: «Вместо чисел ввести буквенные обозначения объёмов кофе и молока и переливаемой порции».
Учитель: «Попробуйте доказать!»
К доске вызывается ученик, который проделывает доказательство в заранее заготовленной таблице (до этого момента таблица была скрыта). Учащимся раздаются такие же заготовленные таблицы, в которых они доказывают предположение.
Учитель: Итак, мы с вами сегодня на уроке смоделировали реальную ситуацию, описываемую в задаче, с помощью вычислений решили 3 частные задачи, сравнили их результаты. Обобщили их. На основе полученных данных сформулировали гипотезу. Истинность гипотезы проверили доказательством. Только доказанная истина становится теорией. А как бы вы назвали сегодняшнюю свою деятельность на уроке?
— Ребята, а вы не заметили, что тема урока на доске не записана?
— А как бы вы назвали сегодняшний урок? Придумайте тему урока, описав в 2-3 словах, то, чем мы сегодня занимались.
— А я назвала сегодняшний урок «Решение задачи исследовательского характера»
— Может ли пригодиться вам в жизни те умения, которые приобрели сегодня на уроке? Приведите примеры.
-Понравилась – не понравилась работа. Что больше всего понравилось?
Итог. Рефлексия. Оценка своей работы.
— Наш урок закончен. Всем спасибо.
1-й стакан – молоко
| 2-й стакан – кофе | ||
Молока — а
| Кофе – 0 | Молока – 0 | Кофе — а |
Перелили: →
| |||
| 0
| b | a
|
← Перелили
| |||
| x
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
7 класс
ЗАДАЧА 1: На столе стоят 2 стакана. В один налили 200 мл молока, а в другой 200 мл кофе. Петя зачерпнул одну ложку молока, перелил его в стакан с кофе и тщательно перемешал. Затем той же ложкой он зачерпнул смеси кофе с молоком, перелил её в стакан с молоком и тщательно перемешал. Чего оказалось больше: кофе в молоке или молока в кофе, если ложка вмещает 20 мл жидкости? (температуру, плотность кофе и молока считать одинаковой).
ЗАДАЧА 2: На столе стоят 2 стакана. В один налили 200 мл молока, а в другой 200 мл кофе. Аня зачерпнула одну ложку кофе, перелила его в стакан с молоком и тщательно перемешала. Затем той же ложкой она зачерпнула смеси молока с кофе, перелила её в стакан с кофе и тщательно перемешала. Чего оказалось больше: кофе в молоке или молока в кофе, если ложка вмещает 20 мл жидкости? (температуру, плотность кофе и молока считать одинаковой).
ЗАДАЧА 3: На столе стоят 2 стакана. В один налили 150 мл молока, а в другой 150 мл кофе. Оля зачерпнула одну ложку молока, перелила его в стакан с кофе и тщательно перемешала. Затем той же ложкой она зачерпнула смеси кофе с молоком, перелила её в стакан с молоком и тщательно перемешала. Чего оказалось больше: кофе в молоке или молока в кофе, если ложка вмещает 10 мл жидкости? (температуру, плотность кофе и молока считать одинаковой).