Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Талачево
муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями
(Урок в 5 классе)
(имеется презентация к уроку, раздаточные материалы )
Разработала: Габидуллина
Гульназ Хадисовна,
учитель математики
МОБУ СОШ с.Талачево
e-mail: от 700г, (200г), во втором — то 800г (600г).Молодцы!
— Винни – Пух съел весь мёд за 7 минут. Какую часть часа он затратил?
(ч)
(Слайд 6)
— Кролик приглашает друзей пить чай с тортом.
Пятачок съел торта, Винни – Пух — , а сам Кролик съел торта.
— Ребята, ещё один гость! Кролик у нас воспитанный, он заботится о друзьях, волнуется, сможет ли он угостить ослика тортом? (Слайд 7)
— Как узнать? (надо посчитать сколько кусочков торта осталось)
— Что для этого нужно сделать?(сложить дроби, вычесть)
— Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
— Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)
– Запишите число и тему урока. (Слайд 8)
(На доске учитель записывает тему урока)
4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала(Слайд 9)
-Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей Вспомним что показывает числитель? Значит Пятачок съел 2 кусочка торта, Винни-Пух – 5, а Кролик – 1. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.
— Ну что, ребята, Кролик сможет угостить Ослика? (да)
— А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).
— Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!
(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания) (Слайд 10)
— Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.
А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).
(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).
5. Первичная проверка понимания
— Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья. (Слайд 11)
Запишите в тетради в строчку свои ответы.
Ответу «да» соответствует «+», ответу «нет» — «-».
(Два ученика у доски на обратной стороне)
1) Я думаю, что сумма одной пятой и трёх пятых равна четырём пятым.
2) Я думаю, что разность одиннадцати тринадцатых и двух тринадцатых равна девяти тринадцатым.
3) Я думаю, что сумма пятнадцати двадцать вторых и пяти двадцать вторых больше единицы.
4) Верно ли, что = .
5) Верно ли, что > .
6) Я думаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.
7) Верно ли, что дробь < 1.
8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого.
Ключ: ++ -++-++ (Слайд 12)
Проверяют правильность выполнения, самооценка. Открываем доски. (Выставить оценки работавшим у доски)
Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).
6. Первичное закрепление(Слайд 13)
Работа по вариантам.
Два обучающихся работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.
1.Стр. 156, №1005 – 1 вариант
— Прочитайте ответ. (Масса салата кг.)
(вопросы задаются учителем в случае затруднения)
2. Стр. 156, №1009 – 2 вариант
— Прочитайте ответ. (Во второй день засеяли поля.)
(вопросы задаются учителем в случае затруднения)
-Закончили? Проверяем. Открываем доски и сравниваем.
— Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?
— Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?
— Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.
(Заслушать решения, прокомментировать действия, проговорить провила сложения и вычитания дробей. Выставить оценки).
7. Электронная физкульминутка для глаз. (Слайд 14-23)
Работа в парах 5 мин (Одна пара у доски)
№ 1014, стр.158.
Рассмотреть оба способа.
1 способ:
занято елью и сосной вместе.
300:10*7=210 (га)
Ответ: 210 га занято елью и занято вместе.
2 способ:
300:10*3=90 (га) занято елью
300:10*4=120 (га) занято сосной
120+90=210 (га)
Ответ: 210 га занято елью и занято вместе.
Проверка и коррекция. (Оценки за работу у доски)
8. Контроль и самопроверка знаний (Слайд 24)
Работа в группах.
-Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним одну очень интересную работу. Составим кластер. (Слайд 25)
В переводе с английского языка кластер – грозди винограда. Вот мы с вами и составим эти грозди.
Работаем в группах (по 4 человека). Как мы будем работать? (слушать друг друга, прислушиваться и уважать мнение друг друга)
Карточки с заданиями. Нужно вставить в окна всё, что мы знаем о дробях (составление кластера). А затем выполните предложенные к кластеру задания. Тест. Обведите кружочком номер верного ответа.
Сигнал об окончании работы – возьмитесь за руки и поднимите вверх.
(Выполнить задания к готовому кластеру)
-
Найдите сумму дробей и
а) б) в)
-
Найдите разность дробей и
а) б) в)
-
Вычислите — (+)
а) б) в)
4. Расположите в порядке возрастания дроби: ; ; ;
а) ;; ;
б) ; ; ;
в) ;; ;
5. Бельчонок заготовил на зиму кг грибов, а ежонок на кг больше. Сколько грибов заготовили ежонок и бельчонок вместе?
а) б) в)
6. Поставьте вместо * знак >, < , = * 1
а) > 1 б) < 1 в) =
7.Какую дробь надо поставить вместо *, чтобы получилось верное равенство:
* — = ?
а) б) в)
-Какая группа справилась первой? Молодцы! Давайте проверим. Заслушиваем одну группу. Используем перекрёстное оценивание, другая группа оценивает.
— А вы согласны? Выскажите своё мнение. (высвечиваем слайд)
— Проверяем тест, слово третьей группе, и т.д.
Сравниваем с эталоном. (Производим коррекцию)
9. Домашнее задание
Стр. 155 – 156 (выучить правила), № 1039, 1041,
написать сказку про приключения дробей – по желанию.
10. Рефлексия (Слайд 26)
– Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)
— А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
– Наши задачи выполнены? (да)
–Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок
— Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение. (Слайд 27)
Листок рефлексии:
Понял! Уроком доволен! Ничего не понял! Не совсем понял. Хочу понять!
Учитель:
Урок окончен. Прошу всех встать. Все, что изучено не забывать! (Слайд 28)