Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Талачево

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми

знаменателями

(Урок в 5 классе)

(имеется презентация к уроку, раздаточные материалы )

Разработала: Габидуллина

Гульназ Хадисовна,

учитель математики

МОБУ СОШ с.Талачево

e-mail: от 700г, (200г), во втором — то 800г (600г).Молодцы!

Винни – Пух съел весь мёд за 7 минут. Какую часть часа он затратил?

(ч)

(Слайд 6)

— Кролик приглашает друзей пить чай с тортом.

Пятачок съел торта, Винни – Пух — , а сам Кролик съел торта.

— Ребята, ещё один гость! Кролик у нас воспитанный, он заботится о друзьях, волнуется, сможет ли он угостить ослика тортом? (Слайд 7)

— Как узнать? (надо посчитать сколько кусочков торта осталось)

— Что для этого нужно сделать?(сложить дроби, вычесть)

— Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

— Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)

Запишите число и тему урока. (Слайд 8)

(На доске учитель записывает тему урока)

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала(Слайд 9)

-Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей Вспомним что показывает числитель? Значит Пятачок съел 2 кусочка торта, Винни-Пух – 5, а Кролик – 1. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.

— Ну что, ребята, Кролик сможет угостить Ослика? (да)

— А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).

— Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания) (Слайд 10)

— Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).

(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).

5. Первичная проверка понимания

— Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья. (Слайд 11)

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу «да» соответствует «+», ответу «нет» — «-».

(Два ученика у доски на обратной стороне)

1) Я думаю, что сумма одной пятой и трёх пятых равна четырём пятым.

2) Я думаю, что разность одиннадцати тринадцатых и двух тринадцатых равна девяти тринадцатым.

3) Я думаю, что сумма пятнадцати двадцать вторых и пяти двадцать вторых больше единицы.

4) Верно ли, что = .

5) Верно ли, что > .

6) Я думаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь < 1.

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого.

Ключ: ++ -++-++ (Слайд 12)

Проверяют правильность выполнения, самооценка. Открываем доски. (Выставить оценки работавшим у доски)

Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).

6. Первичное закрепление(Слайд 13)

Работа по вариантам.

Два обучающихся работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.

1.Стр. 156, №1005 – 1 вариант

Прочитайте ответ. (Масса салата кг.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

2. Стр. 156, №1009 – 2 вариант

Прочитайте ответ. (Во второй день засеяли поля.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

-Закончили? Проверяем. Открываем доски и сравниваем.

— Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

— Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

— Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.

(Заслушать решения, прокомментировать действия, проговорить провила сложения и вычитания дробей. Выставить оценки).

7. Электронная физкульминутка для глаз. (Слайд 14-23)

Работа в парах 5 мин (Одна пара у доски)

1014, стр.158.

Рассмотреть оба способа.

1 способ:

занято елью и сосной вместе.

300:10*7=210 (га)

Ответ: 210 га занято елью и занято вместе.

2 способ:

300:10*3=90 (га) занято елью

300:10*4=120 (га) занято сосной

120+90=210 (га)

Ответ: 210 га занято елью и занято вместе.

Проверка и коррекция. (Оценки за работу у доски)

8. Контроль и самопроверка знаний (Слайд 24)

Работа в группах.

-Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним одну очень интересную работу. Составим кластер. (Слайд 25)

В переводе с английского языка кластер – грозди винограда. Вот мы с вами и составим эти грозди.

Работаем в группах (по 4 человека). Как мы будем работать? (слушать друг друга, прислушиваться и уважать мнение друг друга)

Карточки с заданиями. Нужно вставить в окна всё, что мы знаем о дробях (составление кластера). А затем выполните предложенные к кластеру задания. Тест. Обведите кружочком номер верного ответа.

Сигнал об окончании работы – возьмитесь за руки и поднимите вверх.

(Выполнить задания к готовому кластеру)

  1. Найдите сумму дробей и

а) б) в)

  1. Найдите разность дробей и

а) б) в)

  1. Вычислите — (+)

а) б) в)

4. Расположите в порядке возрастания дроби: ; ; ;

а) ;; ;

б) ; ; ;

в) ;; ;

5. Бельчонок заготовил на зиму кг грибов, а ежонок на кг больше. Сколько грибов заготовили ежонок и бельчонок вместе?

а) б) в)

6. Поставьте вместо * знак >, < , = * 1

а) > 1 б) < 1 в) =

7.Какую дробь надо поставить вместо *, чтобы получилось верное равенство:

* — = ?

а) б) в)

-Какая группа справилась первой? Молодцы! Давайте проверим. Заслушиваем одну группу. Используем перекрёстное оценивание, другая группа оценивает.

— А вы согласны? Выскажите своё мнение. (высвечиваем слайд)

— Проверяем тест, слово третьей группе, и т.д.

Сравниваем с эталоном. (Производим коррекцию)

9. Домашнее задание

Стр. 155 – 156 (выучить правила), № 1039, 1041,

написать сказку про приключения дробей – по желанию.

10. Рефлексия (Слайд 26)

Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

— А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

Наши задачи выполнены? (да)

Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок

— Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение. (Слайд 27)

Листок рефлексии:

Понял! Уроком доволен! Ничего не понял! Не совсем понял. Хочу понять!

Учитель:

Урок окончен. Прошу всех встать. Все, что изучено не забывать! (Слайд 28)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here