ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Класс: 2
Предмет: Математика
Программа (УМК): «Школа 2100»
Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик
Тип урока: Открытие нового знания
Методы и формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная
Цели:
-
Образовательная:
-
Сформировать на уроке новое понятие;
-
Отработать навыки сложения и вычитания двухзначных чисел в столбик;
-
Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
-
Воспитательная:
-
Формирование ответственности;
-
Развитие требовательности к себе и другим;
-
Воспитание мотивов труда.
-
Развивающая:
-
Развитие аналитического мышления;
-
Развитие познавательных умений;
-
Развитие умений учебного труда.
Материалы и оборудование: презентация, ПК, мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, изображение Мудрой Черепахи, карточки с заданием, конверт с выражениями в столбик, алгоритм сложения и вычитания в столбик, конверты с выражениями
Ход урока | Примечания | |||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
1.Оргмомент | — Прозвенел звонок и смолк – начинается урок, мы за парты тихо сели и соседа не задели.
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок Математики. | — Дети приветствуют учителя. | — СЛАЙД 1 | |||||||
2.Актуализация знаний (Устный счёт) | — Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Как выдумаете, почему?
— Дело в том, что у нас сегодня гостья — к нам на урок приехала Мудрая Черепаха. Черепаха приехала к нам с необыкновенно красивого, тропического острова. Вы хотите узнать, как же называется этот необычный остров? Тогда вам нужно будет поработать в парах и выполнить задание: соотнести каждое число с порядковым номером буквы алфавита.
— Итак, что же это за необыкновенно красивый, тропический остров такой? Совершенно верно, это остров Куба. Посмотрите, какой он действительно красивый.
— Ну а мы продолжаем работу дальше. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «Классная работа».
— Итак, следующее задание: посчитайте, чему будет равна сумма всех чисел? 12 + 21 + 2 + 1 = 36 Итак, чему равна сумма? Молодцы!
— Может быть, кто-нибудь знает более рациональный способ сложения? Таня, выйди к доске и покажи нам свой способ: (12 + 21) + (2 + 1) = 36
Молодец! Спасибо, садись!
— Ребята, а что вы можете сказать про число 36? Хорошо! Сколько в этом числе десятков? А сколько единиц?
— Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых: 30 + 6 = 36
— Итак, давайте проверим, что же у вас получилось. Оксана, запиши на доске, что у тебя получилось. Молодец! Если у вас также, похлопайте в ладоши.
— Ребята, а какие равенства можно составить с этими числами? По цепочке запишите их на доске. 30 + 6 = 36 6 + 30 = 36 36 – 30 = 6 36 – 6 = 30 Молодцы!
— А какие два одинаковых числа дают в сумме 36? Верно!
— Посмотрите на экран, Мудрая Черепаха выполнила сложение, скажите, как она его выполнила? 23 + (20 + 3) = 46
— Ребята, а Черепаха без ошибок выполнила сложение? Как это проверить? Маша, покажи проверку на доске. 46 – (20 + 3) = 23 Молодец, Маша! Садись! Посмотрите, Черепаха действительно всё выполнила без ошибок?
— Продолжаем работу дальше. Ребята, Мудрая Черепаха просила передать вам конверт. Вы хотите узнать, что в нём? Катя, выйди и открой нам конверт. Что за секрет нам передала Черепаха?
— Итак, секрет мы узнали. Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься? Чему будем учиться? Хорошо!
— Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Совершенно верно! А какие цели вы поставите себе на урок? Молодцы! Спасибо!
| — Ответы детей.
— Да.
— Дети в парах выполняют задание на карточках.
— КУБА.
— Дети оформляют тетради.
— Дети письменно выполняют задание.
— 36.
— Да.
— Ребёнок выходит к доске и показывает более рациональный способ записи.
— Это двузначное число.
— 3. 6.
— Дети письменно выполняют задание.
— Оксана записывает на доске свой результат.
— Дети по цепочке выходят к доске и записывают равенства.
— 18 + 18 = 36
— Ответы детей.
— Да.
— Да.
— Карточки с выражениями.
— Ответы детей.
— Ответы детей (будем учиться решать выражения такого вида – в столбик).
— Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. — Ответы детей (научиться решать выражения такого виды и т.д.)
| — СЛАЙД 2
— Карточки с заданием.
— СЛАЙД 3
— СЛАЙД 4 — Работа в тетрадях.
— Работа у доски.
— Работа в тетради.
— Работа у доски.
— Работа у доски.
— СЛАЙД 5
— Работа у доски.
— СЛАЙД 6
— Конверт с выражениями.
| |||||||
3.Работа над новой темой
| — Итак, начинаем работу.
— Ребята, посмотрите внимательно на первое выражение — сложение, знакома ли вам такая запись?
— Что нового вы увидели в такой записи?
— Как записаны числа?
— Как вы думаете, почему?
— Как нашли сумму?
— Итак, давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами всё предположили. А для этого откройте учебник на стр.76, задание №1. Прочитайте в рамочке правило, как записывают двузначные числа, складывая их в столбик. Оксана, прочитай для всех правило в рамочке. Спасибо!
— Итак, какие в этом тексте можно выделить главные слова, которые помогут составить нам алгоритм сложения в «столбик»? Совершенно верно!
— Мудрая Черепаха решила нам помочь и принесла нам алгоритм сложения в «столбик», чтобы нам было легче работать.
— Итак, с алгоритмом сложения мы с вами познакомились. Посмотрите, Мудрая Черепаха ещё принесла нам конверт. Давайте скорей узнаем, что же там лежит. Маша, выйди и открой нам конверт. Итак, что на этот раз отправила нам Черепаха? А что нужно сделать с этим выражением?
— Давайте выполним задние Черепахи. Я буду работать у доски, а вы будьте внимательны. Итак, выражение 43 + 55. Записываю в столбик. Пишу первое слагаемое 43, под ним пишу второе слагаемое 55 так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками. Между ними ставлю знак «+». Черта под вторым слагаемым означает знак «=». Начинаю складывать единицы: 3 + 5 = 8. Записываю 8 под единицами. Складываю десятки: 4 + 5 = 9. Записываю 9 под десятками. Читаю: сумма чисел 43 и 55 равна 98.
— Итак, мы выполнили задние Мудрой Черепахи?
— Тогда продолжаем работу дальше.
— Ребята, посмотрите внимательно на второе выражение – вычитание. Такая запись вам уже знакома. Скажите, как нашли разность?
— Итак, давайте с вами снова проверим, правильно ли мы всё предположили. А что нам для того нужно сделать? Совершенно верно! Стр.76, задание №2. Прочитайте в рамочке правило, как записывают двузначные числа, вычитая их в столбик. Катя, прочитай для всех правило в рамочке. Спасибо!
— Итак, а какие в этом тексте можно выделить главные слова, которые помогут составить нам алгоритм вычитания в «столбик»? Совершенно верно!
— Мудрая Черепаха решила нам снова помочь и принесла нам алгоритм вычитания в «столбик», чтобы нам было легче работать.
— Итак, с алгоритмом вычитания мы с вами познакомились. Посмотрите, Мудрая Черепаха ещё принесла нам конверт. Давайте скорей узнаем, что же там лежит. Таня, выйди и открой нам конверт. Итак, что отправила нам Черепаха? А что нужно сделать с этим выражением?
— Давайте выполним задание Мудрой Черепахи. Я буду работать у доски, а вы будьте внимательны. Итак, выражение 98 — 55. Записываю в столбик. Пишу первое число 98, под ним пишу второе число 55 так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками. Между ними ставлю знак «-». Черта под вторым числом означает знак «=». Начинаю вычитать единицы: 8 — 5 = 3. Записываю 3 под единицами. Вычитаю десятки: 9 — 5 = 4. Записываю 4 под десятками. Читаю: разность чисел 98 и 55 равна 43.
— Итак, мы выполнили задние Мудрой Черепахи? |
— Ответы детей.
— Ответы детей.
— Ответы детей (друг под другом, дес. под дес., ед. под ед.)
— Ответы детей.
— Ответы детей.
— Дети читают правило.
— Ребёнок читает правило в рамочке вслух.
— Записываю… Складываю единицы… Складываю десятки… Читаю ответ…
— Какое-то выражение. — Решить выражение в столбик.
— Да.
— Ответы детей.
— Обратиться к учебнику. — Дети читают правило.
— Ребёнок читает правило в рамочке вслух.
— Записываю… Вычитаю единицы… Вычитаю десятки… Читаю ответ…
— Какое-то выражение. — Решить выражение в столбик.
— Да. | — Карточка со сложением.
— Работа в учебнике.
— Алгоритм сложения в «столбик».
— Конверт с выражением 43 + 55.
— Работа у доски (учитель показывает сложение в столбик с объяснением)
— Карточка с вычитанием.
— Работа в учебнике.
— Алгоритм вычитания в «столбик».
— Конверт с выражением 98 — 55.
— Работа у доски (учитель показывает сложение в столбик с объяснением)
| |||||||
Физкультминутка | А теперь отдохнём. Встали. Мы писали и решали. Глазки наши подустали. Мы зажмурим глазки крепко. Раз! Открывает глазки класс. Вверх посмотрим дружно мы Посчитаем: раз, два, три! Вниз посмотрим на четыре. Глазки к полу опустили. Мы на пять посмотрим влево. Будем делать мы умело. Вправо смотрим. Это шесть. А теперь прошу всех сесть. Отдохнули и теперь Будем все решать смелей. |
|
| |||||||
4.Работа над пройденным материалом
ЕСЛИ УСПЕЕМ
| — Итак, продолжаем работу. Мудрая Черепаха предлагает выполнить нам следующее задание — поработать с учебником. Стр. 77 в учебнике, задание №3: вычислите с объяснением. Посмотрите, два выражения мы отсюда уже научились решать, значит, их мы рассматривать не будем. Работать будем по цепочке. Итак, 43 + 5, 43 + 50, 48 – 5, 93 – 50. Молодцы!
— Следующее задание — №4: сравните (больше, меньше или равно). Оксана, пойдём к доске. Записываем 1 выражение: а + (54 + 42) * 97 + а Можем ли мы сразу же сравнить? Что сначала нужно сделать? Правильно! Считаем. Сколько получится? Итак, тогда какое выражение у нас сейчас получится: а + 96 * 97 + а Записываем. А сейчас мы можем сравнить? Сравниваем. Читаем результат. Верно!
— Следующее задание — №5 под буквой Б: решите задачу.
— Прочитайте текст задачи. Маша, прочитай нам задачу ещё раз вслух — Прочитайте условие задачи. О чём говорится в задаче? Сколько в коробку сложили катушек с красными нитками? Сколько катушек с синими нитками? Сколько катушек с зелёными нитками? А сколько катушек с белыми нитками?
— Давайте схематически изобразим катушки ниток кругами. Таня, изобрази нам красные нитки. Катя, изобрази нам синие нитки. Оксана, изобрази нам зелёные нитки. А что сказано про белые нитки? К.Н. к к к С.Н. с с с с З.Н. з з з з з Б.Н. ?
— Что требуется найти в задаче?
— Какое нам ещё дополнительное условие открылось?
— Значит, чем ещё мы должны дополнить нашу схему? Дополняем. К.Н. к к к С.Н. с с с с З.Н. з з з з з 28 Б.Н. бббббббббббббббб
— Вот такая получилась у нас краткая запись.
— Итак, что узнаем 1 действием?
Каким действием? Записываем 1 действие. Таня, запиши 1 действие на доске: 1)3 + 4 = 7 (к.)
— Что узнаем 2 действием?
Каким действием? Записываем 2 действие. Маша, запиши 2 действие на доске: 2)7 + 5 = 12 (к.)
— Что узнаем 3 действием?
Каким действием? Записываем 3 действие. Катя, запиши 3 действие на доске: 3)28 – 12 = 16 (к.)
— Итак, мы с вами нашли, сколько катушек с белыми нитками положили в коробку? Оксана, дополни нашу схему, дорисуй белые нитки.
— Итак, мы с вами ответили на вопрос задачи? Запишите ответ самостоятельно: Ответ: 16 катушек с белыми нитками положили в коробку.
— Следующее задание — №6. Выполняем устно.
— Как называются такие математические записи?
— Назовите всевозможные значения переменной: 9 – а 18 – (6 + с) (d — 7) + 10 |
— Дети устно по цепочке выполняют задние.
— Дети письменно выполняют задание, один ребёнок у доски.
— Нет. — Посчитать в скобках. — 96.
— Да. — а + 96 меньше 97 + а.
— Дети читают задачу.
— В задаче говорится о катушках ниток. — 3.
— 4. — 5. — Несколько.
— Дети выходят к доске и изображают катушки ниток.
— Неизвестно.
— Сколько катушек белых ниток положили в коробку, если в ней стало 28 катушек с нитками?
— Что всего катушек с нитками стало 28.
— Фигурной скобкой.
— Сколько всего катушек с красными и синими нитками. — Сложением.
— Сколько было всего катушек с красными, синими и зелёными нитками. — Сложением.
— Сколько было катушек с белыми нитками. — Вычитанием.
— Да.
— Да.
— Дети устно выполняют задание. — Выражения с переменной.
— Ответы детей. |
— Работа в учебнике.
— Работа в учебнике. — Работа в тетради и у доски.
— Работа в учебнике.
— Работа у доски.
— Работа в тетради. — Работа у доски.
— Работа в учебнике.
| |||||||
5.Итог | — К сожалению, нашей сегодняшней гостье уже пора возвращаться обратно на свой остров. Давайте скажем ей большое спасибо за работу и попрощаемся с ней.
— Наш урок тоже подходит к концу. Пора подводить итог.
— Ребята, скажите, достигли ли вы целей, которые ставили себе на урок?
— А чем сегодня на уроке мы с вами занимались?
— Что нового на уроке вы узнали?
— Какие вычисления мы с вами сегодня учились делать?
|
— Ответы детей.
— Решали выражения, задачу и т.д. — Ответы детей.
— Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. |
| |||||||
6.Домашнее задание | — Итак, дома обязательно стр. 77, №5 под буквой А и по желанию стр. 77, №4 сравнить оставшиеся выражения. | — Дети записывают Д/З. | — СЛАЙД 7 | |||||||
7.Рефлексия | — Итак, оцените себя и свою работу на уроке:
— Похлопайте в ладоши те, кто научился складывать и вычитать двузначные числа в столбик и может научить этому другого. Спасибо! — Потопайте ногами те, кто не понял, не научился складывать и вычитать двузначные числа в столбик.
— Спасибо за работу, урок окончен. Отдыхайте!
| — Дети оценивают себя. | — СЛАЙД 8 |