Методическая разработка урока математики
ФИО учителя: Краснова Татьяна Сергеевна
Класс: 3 Б
Дата: 02. 02. 2012 г.
Тип урока: повторение и закрепление изученного
Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. Закрепление»
Цель: повторить и закрепить навыки сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик
Задачи урока:
образовательные:
-
совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000, умения решать задачи;
развивающие:
-
активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, память, математическую речь; скорость вычислительных действий;
воспитательные:
-
воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике; дружелюбное отношение друг к другу; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости.
Основная мысль урока: известный со 2-го класса алгоритм письменного сложения и вычитания в столбик с «одним переходом через разряд» переносится на новый числовой концентр.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы:
Основные: учебник «Моя математика» 3 класс. (2 часть). Демидова Т.Е. и др. – М.: Баласс, 2011
Дополнительные: компьютер, проектор, презентация «Острова», экран, лепестки ромашки, карты путешествия.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные УД | Метапредметные УУД | |||
I. Вхождение в урок | — Приветствие детей, гостей. Создание положительной атмосферы в классе. АМО: С каким настроением мы начинаем урок? Предлагаю вам взять лепесток от ромашки со словами МОИ ОЖИДАНИЯ, написать чего вы ожидаете от своей работы на уроке и прикрепить этот лепесток на нашу общую ромашку. | Приветствие учителя, гостей. Проверка рабочего места. Запись на листах своих ожиданий и опасений. Вывеска на доску. Проговаривание. |
предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения
| Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, гостями, друг с другом
Личностные УУД: самоопределение мотивация учения
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
II. Сообщение темы урока | Предлагает отгадать название корабля, на котором отправятся в путешествие. Дает первое задание: расставить числа в порядке возрастания. — Почему так корабль назван?
Предлагает вспомнить, что изучали на прошлых уроках. Называет тему урока. | Записывают числа в тетрадь. Проверяют.
Мы должны справится со всеми заданиями и пройти весь путь удачно. — Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. |
| Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
III. Устный счет | Посмотрите, перед вами карта нашего путешествия. Такие же карты у вас у каждого на парте. В процессе путешествия вы сможете оценить свою работу на каждом острове и сделать вывод, все ли у вас получилось. Вы готовы? Тогда отдать швартовые! Первый остров на пути Бамбуковый
— Мы будем считать и при этом узнавать, что такое бамбук.
Задание — Посмотрите на слайд, как вы думаете, что такое бамбук? На слайде: К какой группе растений принадлежит бамбук? — дерево – 95 — трава – 0 — куст – 50 — Наши мнения разделились, чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание: цепочка примеров на слайде. Спрашиваю ответ. — Проверим (ответы на доске с комментированием) — Значит, что такое бамбук? — У нас Максим М. подготовил небольшое сообщение о бамбуке, пожалуйста, поделись своей информацией с нами.
— Молодцы, вы справились с заданием, на картах отметьте смайликом как вы справились с этим заданием. |
Знакомятся с картами путешествия. Настраиваются на работу.
Пре6дположения детей
Мнения детей
Устные вычисления. Дети считают цепочку примеров устно, поднимают руку при завершении счета
Самоконтроль трава
Максим:Некоторые виды бамбука (в основном тропические и субтропические) имеют гигантские размеры, достигая высоты 40 м. Есть бамбуки с травянистыми стеблями высотой менее 1 м. Характерная особенность бамбука — необыкновенно быстрый рост, до 70-80 см в сутки. Большинство бамбуков зацветает и плодоносит очень редко, иногда через 60 и свыше 100 лет.
Самооценка |
восприятие сообщений
действия контроля и оценки
сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем теме
| Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Коммуникативные УУД : принятие решения и его реализация
Познавательные УУД: поиск и выделение информации
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей |
IV. Закрепление материала
Гимнастика для глаз
Работа с учебником
Физкультминутка | И мы можем отправляться на следующий остров. Как он называется? — Как вы думаете, кто живет на этом острове? — А кто это? Максим С. тоже подготовился и хотел бы с вами поделиться.
— Спасибо, Максим. Действительно, разнообразие варанов очень велико.
-Самым крупным точно измеренным экземпляром был варан, выставленный в 1937 г. в зоопарке США. Его длина была равна 310 см, а масса — 166 кг. Кабарогойя Тонкотелый варан Сальвадора, или кабарогойя из Папуа-Новой Гвинеи, по данным точных измерений, достигает длины 475 см, но примерно 70% его общей длины приходится на хвост. — Какие числа вам запомнились из моего рассказа?
Придумайте задание с этими числами: 310, 166, 475 Хорошие идеи. Предлагаю составить уравнения. Составляем 3 уравнения. Решаем у доски 3 человека и в тетрадях.
Молодцы! На картах отметьте смайликом как вы справились с этим заданием. Немного отдохнем, сделаем гимнастику для глаз
Путешествуем дальше. Нас ждёт следующий остров. Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить на острове Горилл?
— Обезьяны очень ловкие животные и очень хорошо прыгают по лианам. Какое задание нам предстоит выполнить на этом острове, нам расскажет Юля З.
— Для того, чтобы узнать, на какое расстояние можно приблизиться к горилле, выполним задание из учебника с. 66 № 2 под а. Вычисли, вырази в метрах: 2м 8 см – 49 см + 24 дм 1 см — Сможем сразу решать? — Что нужно сделать? 2м 8 см = 208 см 24 дм 1 см = 241 см — Подставляем в выражение 208 см – 49 см + 241 см — Решаем как обычное выражение — Вычисления проще делать столбиком, решаем по действиям в столбик. — Ответ 400 см. Переводим в указанную единицу 4 м. Проверяем. Решение на слайде. Молодцы. На картах отметьте смайликом как вы справились с этим заданием. Корабль продолжает путь.
На горизонте новый остров. Почему его назвали остров пиратов? .
— Считалось, что среди кладов было очень много старинных и медных монет. Предлагаю придумать задачу, используя схему на с. 67 №:б — РАЗБОР – вопросы по схеме. — Составим задачу. — Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? — Что нам нужно для этого знать? — Сможем ли мы узнать, сколько медных и старинных монет оказалось на корабле? Как? — Узнав, сколько было всех монет в обоих множествах всего, сможем ответить на главный вопрос? — Как узнаем? (вычесть монеты, которые являются и медными, и старинными) — Сколько действий будет в задаче? — Какое первое действие? Второе? — Решаем. — Как легче выполнять вычисления? Работали все хорошо. На картах отметьте смайликом как вы справились с этим заданием. На этом острове мы отдохнём.
Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров. Какое испытание приготовил нам остров водопадов?
— Чтобы узнать высоту этого водопада, вам нужно будет выполнить небольшую проверочную работу. Ответ в последнем примере и будет ответом на наш вопрос: какова высота самого высокого водопада? Но примеры не простые, ответ первого примера, будет первым числом во втором выражении, соответственно ответ второго выражения, будет первым числом третьего и так до конца. Проверочнаяработа. Перед вами проверочная работа. Работаем по вариантам . Кто справится со своей работой, может решать другой вариант . Запиши выражения столбиком и реши. Его высота – 978 метров. На картах отметьте смайликом как вы справились с этим заданием |
Остров варанов.
вараны
Максим С.: Вараны являются крупными ящерицами. Самым крупным считается комодский варан, достигающий 3 метров в длину. Наиболее мелкий вид — варан короткохвостый, длиной всего 28 см. Большинство варанов ведут наземный образ жизни, но существуют и такие, которые хорошо плавают и ныряют, и могут оставаться под водой около часа. Вараны яйцекладущие животные.
Прослушивают информацию
Называют числа, записывают на доске
— Можно придумать задачу, можно составить примеры и вычислить в столбик, можно составить уравнения и решить. Работа у доски и в тетрадях
Самооценка
Следят за бегающей точкой на слайде
Решать задачи про гарилл и др.
Юля: Гориллы спят в гнездах, которые делают из мягких листьев и соответствующим образом переплетенных веток. В таких гнездах в основном спят самки — самцы предпочитают спать на земле. Эти крупные обезьяны очень вполне миролюбивы и не конфликтны. При правильном поведении к ним можно приблизиться Задание: На сколько метров можно приблизится к горилле?
Дети выполняют задание в тетради с последующей проверкой на слайде. 2 детей выполняют задание на доске. Нет Выразить все в одну единицу измерения
Самоконтроль
Люба: О пиратах существует много мифов, один из них — что Пираты закапывали клады.
Дети: Пираты собрали на своем корабле 245 старинных монет и 356 медных. Сколько среди этих монет оказалось старинных медных монет, если всего они собрали 365 монет?
Решение задачи
в столбик
Самоконтроль
Игра «4 стихии»
Ваня: Самым высоким водопадом в мире является Водопад Анхель. Водопад берет начало от вершины плоской горы АуянТепуй и находится в труднодоступных джунглях Венесуэлы. Туристических троп к этому месту не существует.
Самостоятельная работа детей по вариантам с последующей взаимопроверкой
Взаимопроверка. Меняемся тетрадями, проверяем Самоконтроль |
действия контроля и оценки
Построение системы частных задач
предметно-практические действия
предметно-практические действия
выполнение системы собственно учебных действий
письменное изложение усвоенного материала
преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета | Личностные УУД: уметь находить ответ на вопрос, участвовать в диалоге;
Коммуникативные УУД : слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция
Коммуникативные УУД: поиск и оценка альтернативных способов решения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений |
V. Рефлексия
Домашнее задание | Наш корабль вернулся в порт. Путешествие подошло к концу. Задание какого острова вам особенно понравилось? На каком острове было трудно? Еще раз вернемся к картам нашего путешествия. Внизу вы увидите 2 строчки с названиями: 1- что мне понравилось и 2- что было трудным. Заполните эти строчки, напишите свои впечатления. Спрашиваю несколько детей о трудностях, делаем выводы, над чем еще поработать. И несколько детей о том, что понравилось. Мы возвращаемся в класс. И мне бы особенно хотелось выделить работу на уроке….. Более активным надо быть….Внимательным…. Обсуждаем, подтвердились ли ожидания.
С. 66 № 1,5, 8(доп.) |
Самооценка детей, заполнение карт путешествия с последующим проговариванием. Написание своих впечатлений от урока.
Проговаривание трудностей и выводов.
Выставление оценок за урок
Запись д/з в дневник |
оценка качества действия, события, поведения
|
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |