Тема: Состав числа 9.
Цели: сформировать у учащихся представление о способах образования числа 9 из двух меньших
чисел;
отрабатывать умение выполнять действия сложения и вычитания в пределах 9;
развивать логическое мышление, математическую речь, умение анализировать и делать
выводы;
воспитывать стремление самостоятельно добывать знания, умение оказывать
взаимопомощь.
Используемый материал: иллюстрация «Робот Сам Самыч»
Раздаточный материал: счетные палочки, парные карточки «состав числа», кассы счета, карточки с заданиями ( «Программа № 9», разноуровневые задания), «Линеечки»
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 Орг. момент. Эмоцион. побудит. | Предлагает прочитать слова, записанные на доске. -Прочитайте, какие качества нам понадобятся на уроке.
| —Внимание, мышление, память. (уточняют понятия: объясняют, что значит быть внимательным, что такое мышление-умение думать, рассуждать; память-умение запоминать) |
2 Актуал. знаний. | 1 Счет «Девочки-мальчики» до 20
2 Работа с натуральным рядом чисел. –Будьте внимательны, найдите натуральный ряд чисел.
-Выложите на наборном полотне натуральный ряд чисел от 1-9
Задания:
| Девочки называют нечетные числа, мальчики — четные.
Уточняют признаки натурального ряда чисел.
12356789 0123456789 123456879 123456789 ×
123456789 |
3 Само- опред. к деят-ти.
4 Работа по теме.
5 Закреп- ление
6 Итог.
7Рефлексия
| 1 Покажите цифрой предыдущее числа 7. 2 Число, которое стоит справа от 3. 3 Число, которое стоит между числами 7 и 9. 4Уберите цифры, которые обозначают числа меньше 6. 5 Уберите цифры, которые обозначают числа больше 6, но меньше 9. 6 Уберите меньшее число.
—Какое число осталось?
— Отложите наборное полотно и отсчитайте столько счетных палочек. Сколько счетных палочек отсчитаете?
3 Логическая задача со счетными палочками.
— Составьте четыре равных треугольника из девяти палочек. Найдите 2 варианта решения этой задачи. — Кто внимательный, с каким числом мы будем работать на уроке? — Что мы знаем о числе 9? — Что хотим узнать? -Где в жизни пригодятся эти знания? 1 Создание проблемной ситуации « Робот Сам Самыч вычисляет»
—Учить робота дело не простое. Он все делает так, как ему объясняют. Поэтому объяснять ему нужно четко и без ошибок!
Задание 1: Работа в парах — Соедините 2 карточки так, чтобы количество фигур было равно 9.
Задание 2: Программа №9
— Чтобы робот мог безошибочно вычислять. Мы должны запрограммировать состав числа 9 цифрами.
Динамическая пауза.
Теперь будем применять знания на практике.
Работа с «Усатой схемой»
Задание 1 «Кто правильно решит?» -Какое действие будем выполнять? -Какие компоненты сложения пропущены?
Задание 2 -Прочитайте слова. -Какое общее название у этик слов?
-С каким математическим действием будем работать? Почему так решили? -Из какого числа будем вычитать?
Задание 3 Выбор карточки с разноуровневыми заданиями см. в приложении.
-С чем познакомились на уроке? -Где пригодятся эти знания? | 6
4
8
12345
7 8
6
9
— Девять счетных палочек.
1 2
— С числом 9.
Составляют кластер.
Состав числа 9.
Читают равенства разными способами и оценивают результат вычислений. 5+3=8 . +5=9 7+1=8 2+. =9 4+4=8 . +8=9 6+2=8 6+ . =9 Обращают внимание на то, что равенства с пропущенными числами и проблема в том, что Сам Самыч не знает состав числа 9. Выражают готовность помочь решить его проблему.
Работают в парах. 1 ученик за доской. Проверка: самопроверка
Самостоятельная работа по карточкам. 1 ученик у доски.
Проверка: взаимопроверка
9 9 9 9
8 2 6 4
Соревнуются с С.С в правильности решения примеров. Выполняют в рабочей тетради.
. +5=9 2+. =9 . +8=9 6+ . =9 Проверка: самопроверка. Учащиеся комментируют, какое равенство получилось.
ЗЕМЛЯНИКА КРЫЖОВНИК СМОРОДИНА
С вычитанием.
-Из числа 9. Самостоятельно составляют примеры на вычитание. Проверка: самопроверка.
Отрабатывают вычислительный навык.
Подводят итог.
Метод «Линеечки» |
Приложение
Программа № 9
| |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
+2=9 — 3=6
5+ =9 — =8
|
2+4+3= 5+2+2= 9- 2 -2= 8- 3- 4=
|
|