МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Открытый урок
По математике в 5 классе
НА ТЕМУ:
«Умножение обыкновенных дробей»
Разработала и провела урок
Учитель математики:
Ведяева А. Г.
.
2009-1010 учебный год.
Цели урока:
— сформировать понятие умножения дробей;
— способствовать формированию умений применять знания в новой ситуации, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
— содействовать воспитанию интереса к математике, активности творчества.
Оборудование:
— компьютеры,
— записи на доске,
— учебник «Математика-5» (Т.А. Алдамуратова, Е.С. Байшолан.),
Время урока. | |
1. Мотивация. Сообщение темы, целей и плана урока. | 3 мин |
(Обратить внимание учащихся на эпиграф.) |
|
«Не только в жизни богов и демонов |
|
Учитель: С 1-го класса вы изучаете числа и их свойства. Чисел так много, что невозможно назвать ни наибольшего, ни наименьшего из них. Однако все числа связаны между собой. Мы уже знакомы с натуральными числами, умеем выполнять сложение, вычитание, умножение и деление этих чисел. В этом году мы изучаем обыкновенные дроби и уже научились складывать и вычитать их. Впереди нас ждет знакомство еще с одним действием над обыкновенными дробями – умножением. Сегодня мы должны вспомнить и повторить все, что мы уже знаем об обыкновенных дробях. |
|
На уроке каждый из вас должен получить оценку, которую сами будете конструировать за выполнение отдельных видов работ. |
|
Вопрос: |
|
1. Сколько половинок ( долей) содержится в целом круге? |
|
2. Сколько четвертинок ( долей) содержится в целом круге? |
|
ЖЕЛАЮ ВАМ ВСЕМ УСПЕХА! |
|
Проверку выполнения домашнего задания провести до начала урока. |
|
2. Для того, чтобы вы включились в урок, я прочитаю вам одну из научных сказок Феликса КРИВИНА “Простая дробь”, а вы должны ответить на вопрос: “О каком свойстве дробей в ней говорится?” . | 8 мин |
“У Числителя и Знаменателя – вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по-своему. |
|
Числитель говорит: |
|
— У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя? |
|
А Знаменатель своё: |
|
— Я-то числом побольше, с какой стати мне ниже Числителя стоять? |
|
Поди, рассуди их попробуй! |
|
И ведь что вы думаете – была такая попытка. Целое Число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик: |
|
— Склочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров, столько задач …. |
|
-Тебе, Целому, хорошо, — проворчал Знаменатель, и Числитель (в первый раз) согласился с ним. |
|
— Знаменательно! – воскликнул Числитель. – Знаменательно, что именно Целое Число делает нам замечание! |
|
— А кто мешает вам стать Целым Числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью. |
|
— Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров, — сказал Числитель, а Знаменатель, придвинувшись к Целому Числу, выразил эту мысль более категорически: |
|
— Проваливай, пока цело! |
|
Целое Число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам. |
|
А Числитель и Знаменатель призадумались… Потом Числитель нагнулся, постучал в черточку: |
|
— Послушайте, — говорит, — может, нам и впрямь с другой дробью сложиться? |
|
— Э, шалишь, брат, — возразил Знаменатель, — хватит с меня и одного Числителя. |
|
— Если уж на то пошло, — обиделся Числитель, — мне тоже одного Знаменателя предостаточно. |
|
Ещё подумали. |
|
Потом Знаменатель встал на цыпочки, постучал в черточку: |
|
— Слышь, ты! А если нам стать Целым Числом, без другой дроби? |
|
— Можно попробовать, — соглашается Числитель. |
|
Стали они пробовать. Числитель умножился на два, и Знаменатель – не отставать же! – тоже на два. Числитель на три – и Знаменатель на столько же. |
|
Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше ни меньше прежней. |
|
— Стой! – кричит Знаменатель. – Хватит умножаться. Делиться давай. Так оно вернее будет. |
|
Стали делиться. |
|
Знаменатель на два – и Числитель на два, Знаменатель на три – и Числитель на столько же. А дробь….?» |
|
Ответ. Основное свойство дроби: ”Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.” |
|
3. Фронтальное повторение теоретического материала. | 3 мин |
— Что называют сокращением дроби? |
|
— Какую дробь называют несократимой? |
|
— Как найти дополнительный множитель? |
|
— Какая дробь называется правильной? |
|
— Какая дробь называется неправильной? |
|
— Как из неправильной дроби выделить целую часть? |
|
— Как записать число в виде неправильной дроби? |
|
4. Устный счет. | 2мин |
Задания. |
|
Сократить дробь |
|
Выделить целую часть числа |
|
Записать число в виде неправильной дроби |
|
Вычислить 1- |
|
Найти сумму дробей |
|
5. Объяснение нового материала. | 15 мин |
Работа с компьютером |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физкультминутка Поднимает руки класс — это «раз». Повернулась голова — это «два». Руки вниз, вперед смотри — это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать — это «пять». Всем ребятам надо сесть — это «шесть». |
1 мин |
| 8 мин |
|
|
Задания соответствуют уровням сложности: — уровень А — уровень В — уровень С При быстром выполнении заданий сильные ученики проверяют свои умения с помощью программы «fraction»- Арифметические действия с обыкновенными дробями 2.1. |
|
8. Итог урока. Выставление оценок. | 3 мин |
Д/З: №773 (1-4). |
|
Учитель: Сегодня на уроке мы неплохо поработали. Благодарю всех. Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь. Числитель — это сравнительно с другими — достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.” Задумайтесь над этими словами. | 2 мин |