Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Согласовано: Учитель ______/ Лазутова Н.В./ |
Конспект
урока математики
«Умножение суммы на число»
Провела студентка группы ПНК-31: Муратова К.И.
Место проведения: 3 «Г» класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»
Дата проведения:14.10.14
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В. Мельникова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Лазутова Н.В./
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В. Мельникова /
Тамбов
2014
Тема урока: Умножение суммы на число
Цели урока:
1. Познакомить с распределительным свойством умножения относительно сложения.
2. Формировать представления о возможности использования изученного свойства для рациональных вычислений.
3. Формировать умение решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве.
Тип урока: урок открытия новых знаний
УУД:
Личностные:
1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебника.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Ход урока
Деятельность обучаемого | |
Ι. Мотивация к коррекционной деятельности. — Здравствуйте! Меня зовут Кристина Игоревна, и сегодня этот урок проведу я! Долгожданный дан звонок – Начинается урок!
|
Эмоциональный настрой на познавательную деятельность. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Начнем наш урок с устного счета. Внимание на слайд! Кашевар умеет готовить только семь блюд. На первое: щи, борщ, уху; на второе — кашу и картошку; на сладкое — компот из яблок или яблоки печёные. Сможет ли он готовить каждый день новый обед, не повторяя набора блюд, если поход продлится 10 дней? О ком говорится в задаче? Что о нем говорится?
Что может готовить кашевар на первое? На второе? На третье?
Что нужно узнать в задаче?
Решим задачу с помощью дерева выбора. Это корень дерева. Сколькими способами можно выбрать первое блюдо? Поставим 3 точки и соединим их веточками с корнем дерева. (демонстрация на доске) Какие это блюда? Сколькими способами можно выбрать второе блюдо? Поставим 2 точки и соединим их веточками с точками, обозначающими первое блюдо. Какие это блюда? Сколькими способами можно выбрать третье блюдо? Поставим 2 точки и соединим их веточками с точками, обозначающими второе блюдо. Какие это блюда? Дерево готово. Посчитаем количество исходов. Щи, картошка, компот – это первый вариант обеда. Посчитайте сами, сколько таких вариантов. Сколькими способами может повар приготовить обед? Сможет ли повар в каждый из 10 дней похода готовить новый обед? Почему? Молодцы! Справились с заданием, а теперь положите листочки, лежащие на краю стола перед собой. Сейчас я медленно буду читать равенства, если они верные – поставьте на листочке плюс, если неверные — минус. Плюсы и минусы надо писать в строчку, отделяя знаки запятой. Для первого и второго варианта задания будут разные. Ребята, кто относится к первому варианту, поднимите руку. Первый вариант сидит слева, у окошка. Ребята, кто относится ко второму варианту, поднимите руку.
– А сейчас каждый из вас побудет в роли учителя и проверит своего соседа по парте. -Обменяйтесь листочками проверьте друг друга. (Эталон) Поменяйтесь обратно. Если у вас ни одной ошибки, поставьте себе 5, если одна – 4, если две – 3. Если более – ничего не ставьте. – Поднимите руку, кто получил 5, 4, 3. — встаньте те, у кого у кого две и более ошибок Какое задание вызвало у вас затруднение? Давайте разберем. Не расстраивайтесь: у вас всё получится в следующий раз |
О кашеваре -что он умеет готовить только 7 блюд -щи, борщ, уху -картошку и кашу — компот из яблок или яблоки печеные — сможет ли повар на протяжении 10 дней готовить разные блюда
— тремя
щи, борщ, уха
— двумя
— картошка и каша
— двумя
-компот из яблок и яблоки печеные
— 12 вариантов — да
— потому что 12 больше чем 10 Дети молча пишут: работают в своих листочках
1 вариант +, +, -,-,+. 2 вариант +,+,+,-, -.
проверяют тетрадь соседа, если есть ошибки зачеркивают ручкой другого цвета или карандашом
|
3.Выявление места и причины затруднения. Продолжим работу в тетрадях. Запишите число, классная работа. Найдем значения выражений. Кто хочет пойти к доске? Слайд 7 16 + 25 +4 Прочитайте выражение. Расставьте порядок действий. Как удобнее вычислять? Какое свойство мы использовали? В чем оно заключается? Какие слагаемые нам нужно поменять местами? (45 + 12) +8 Прочитайте выражение. Расставьте порядок действий. Как удобнее вычислять? Какое свойство мы использовали?
7 · (4 ·2) Прочитайте выражение. Расставьте порядок действий. Как удобнее вычислять? Какое свойство мы использовали? 15 + (5 + 18) (6 + 9) ·4 |
Сумма чисел 16, 25 и 4 Удобнее к 16 прибавить 4, а затем 25. Переместительное От перестановки слагаемых сумма не меняется. 25 и 4. К сумме чисел 45 и 12 прибавить 8 Сначала сложить 12 и 8 Сочетательное Сумма не зависит от порядка выполняемых действий
Сочетательное Не можем справиться |
4.Построение проекта выхода из затруднения Давайте прочитаем это сложное выражение.
Учиться находить значения таких выражений мы будем сегодня на уроке. Как думаете, какова тема урока? Какую задачу поставим перед собой?
– А теперь давайте вернёмся к выражению (6 + 9) х 4 Существует алгоритм, для нахождения значения таких выражений. (а + в) ·с = а · с + в · с – Попробуйте этот алгоритм прочитать словами. – Чтобы умножить сумму двух чисел на какое-нибудь число, нужно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты. – Откройте учебник на стр. 38. – А теперь давайте прочитаем правило на стр. и проверим, совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике. Как называется новое свойство? вернёмся к выражению (6 + 9) х 4
Запишем это выражение в тетради в строчку: (6 + 9) · 4=6·4+9·4=24+36=60 |
Сумму чисел 6 и 9 умножить на 4
«Умножение суммы на число». -научится умножать сумму на число на число
– Чтобы умножить сумму двух чисел на какое-нибудь число, нужно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.
Распределительное свойство умножения относительно сложения
|
5.Реализация проекта выхода из затруднения Докажем действенность этого алгоритма на примере. Выполним задания 1, 2 учебника.
Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Сколько было клумб? Что росло на каждой клумбе? Что нужно найти в задаче? Посмотрите, как решал задачу Мишка. Как он рассуждал?
Посмотрите, как решал задачу Костик. Как он рассуждал?
Найдите значения выражений. Сравните ответы. Кто из ребят рассуждал правильно? Какое свойство здесь применено? В чем оно заключается? Как записать его на математическом языке? Запишем его в тетрадях. |
Сначала нашел, сколько цветов на одной клумбе, а затем, сколько всего цветов на трех клумбах. Сначала нашел, сколько на трех клумбах астр, затем, сколько на трех клумбах георгинов, затем, сколько всего цветов
Оба |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Выполним задание 4 учебника у доски и в тетрадях. Задание №4, с.39
Задание №5. Четыре храбрых путешественников попросили собрать 20 веток для костра. Справятся ли они с заданием, если каждый из них соберет по 3 больших и 2 маленьких ветки? Сколькими способами вы можете ответить на этот вопрос? Решите задачу по действиям. О ком говорится в задаче? Что о них говорится?
Какое условие должен выполнить каждый путешественник? Что нужно узнать в задаче? Как мы узнаем, что путешественники справились с заданием? Можем ли мы сразу узнать, сколько веток соберут путешественники? Почему? — можем ли мы узнать, сколько веток собрал каждый путешественник? — почему?
Во сколько действий задача? Что найдем в первом действии?
Какой знак действия выберем? Что найдем во втором действии?
Какой знак действия выберем? Запишем решение задачи по действиям с пояснениями.
Молодцы! Справились, а теперь давайте попробуем устно решить задачу вторым способом — Можем ли узнать, сколько больших веток собрали четверо путешественников? — Как? можем ли мы узнать, сколько маленьких веток они собрали — Как? — можем ли мы узнать, сколько веток соберут четверо? -Как? Молодцы ребята, мы справились с этой задачей Как можно было записать первое решение выражением? (учитель записывает на доске (3+2)·4=20) Как можно было записать решение задачи вторым способом, оно будет выглядеть так: (3·4+2·4=20) Сравните ответы. Почему они равны? Физкультминутка |
— один ребенок решает у доски, остальные в тетради
(7+2) ·3=7 ·3+2 ·3 (7+9) ·5=7 ·5+9 ·5 (7+4) ·6=42+24
— о путешественниках -что их попросили собрать 20 веток для костра Собирать по 3 больших и 2 маленьких ветки -справятся ли они с заданием Они соберут 20 веток
Нет
Не знаем, сколько собрал каждый — можем Знаем, что каждый соберет по 3 больших и 2 маленьких ветки В два Сколько веток собрал каждый Плюс Сколько веток собрали четверо умножить 1)3+2=5(в.) — собрал каждый 2)5·4=20(в.) – собрали четверо Ответ: 20 веток
— можем — 3·4=12 больших веток всего -можем
— 2·4=8 маленьких веток всего -можем — 12+8=20 собрали четверо
|
7.Самостоятельная работа А теперь прочитайте задание 7. 1 вариант. Придумайте задачу к первому выражению. Как удобнее найти его значение?
2 вариант Придумайте задачу ко второму выражению. Запишите ее решение в тетрадь. Как удобнее найти его значение? |
(Пример: 1) на каждой из 5 грядок растет по 3 арбуза и по 7 дынь. Сколько всего арбузов и дынь растет на грядках? 2)У 4 ребят было по 7 ирисок и по 10 шоколадных конфет. Сколько всего конфет было у ребят? |
8. Включение в систему знаний и повторение. Выполним задание № 8 Периметр прямоугольного участка для палатки 10 м. Ширина этого участка 2 м. Чему равна его длина? Чему равна его площадь? О чем говорится в задаче?
Что о ней говорится?
Что нужно узнать в задаче?
Сколько вопросов в задаче?
Можем ли мы сразу узнать длину? Почему?
Можем ли мы узнать, сколько м приходится на две длины? Почему? Можем ли мы узнать, сколько м приходится на две ширины? Почему? Во сколько действий задача? Что найдем в первом действии?
Какой знак действия выберем? Что найдем во втором действии?
Какой знак действия выберем? Что найдем в третьем действии? Какой знак действия выберем? Как затем найдем площадь?
Запишем решение задачи по действиям с пояснениями
|
— Палатке прямоугольной формы -что её периметр равен 10 м. А ширина 2 м. -Чему равна длина палатки и её площадь. Два: чему равна длина? Площадь? Нет Не знаем, сколько м приходится на две длины Нет Не знаем, сколько м приходится на две ширины Можем Знаем, сколько м приходится на одну ширину В 3 сколько м приходится на две ширины умножить сколько м приходится на две длины минус длину разделить умножим длину на ширину 1) 2 ·2=4(м) — две ширины 2) 10-4=6(м) — две длины 3) 6:2=3(м)- длина участка 4) 3 ·2 =6(м2) – площадь участка Ответ: 3м, 6м2 |
9. Рефлексия С каким новым свойством познакомились? В чем оно заключается? Как можно записать его на математическом языке? Какое задание было для вас особенно сложным? Домашнее задание у вас будет №3,6. Выставление отметок. |
|