Проект учебного занятия по математике

Автор: Макунина Александра Андреевна, учитель начальных классов БОУ «Ростиловская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: математика, 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Вычисления с помощью калькулятора»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: научиться выполнять вычисления с помощью калькулятора.

Задачи урока:

— узнать, какие приспособления для вычислений использовались с древних времён;

— познакомиться с программой Калькулятор;

— выполнять простые и сложные вычисления.

Оборудование к уроку: учебник «Математика» 3 класс (авт. А.Л. Чекин), тетрадь для самостоятельной работы «Математика в вопросах и заданиях» (авт. О.А. Захарова, Е.П. Юдина), дидактический материал, ноутбуки, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний учащихся

2. Целеполагание

3. Открытие новых знаний

4. Физкультминутка

5. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний

6. Физкультминутка

7. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний

8. Рефлексия

9.Итоги урока

9. Домашнее задание

Предлагается следующая ситуация

— Вы работаете продавцом в компьютерном магазине. Покупатель — представитель крупной фирмы, приобретает:

  • принтер по цене 5360 р. – 5 штук,

  • сканер по цене 4600 р. – 8 штук,

  • клавиатура по цене 1230 р. – 6 штук,

  • колонки по цене 800 р. – 3 штуки,

  • ноутбук по цене 21600 р. – 15 штук»

— Сколько времени Вам понадобится, чтобы назвать покупателю итоговую сумму, при условии, что вычисления нужно производить без использования специальных устройств?»

А какими техническими средствами можно воспользоваться, чтобы ускорить процесс подсчета?

Сегодня речь пойдёт об одном из таких «помощников» компьютерном калькуляторе

— Определите тему урока.

-Посмотрите, как сформулирована тема в содержании учебника.

— Откройте учебник на стр. 83

— Обозначьте цель сегодняшнего урока.

— Зачем вам необходимо это умение?

— Чтобы реализовать цель, какие поставим перед собой задачи?

— Какие умения пригодятся при решении этих задач?

— По какому главному критерию вы будете себя оценивать в конце урока?

— Какую первую учебную задачу надо решить?

Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древних времен изобретали различные приспособления.

В Древней Греции и Древнем Риме использовали счетную доску абак.

В Древнем Китае — приспособление суан-пан, которое очень похоже на обыкновенные счеты.

 До недавнего времени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья деятельность была связана с расчетами. На протяжении столетий изобретатели совершенствовали счетные приборы.

Выдающимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая суммирующая машина, выполняющая сложение и вычитание.

В 1890 году начато серийное производство арифмометров Однера. К арифмометрам Однера относится знаменитый «Феликс».

В 1967 году Джек Килби вместе с двумя другими инженерами, работающими на компанию «Тексас Инструменте», создали самый первый ручной электронный калькулятор.

— Что мы узнали на данном этапе урока?

— Назовите вторую задачу урока

На смену всем рассмотренным приспособлениям в середине 20 века пришёл компьютер. Одновременно был создан его «младший брат» — калькулятор

При работе на компьютере вы можете использовать программу Калькулятор

Перед началом работы на компьютере послушайте краткий инструктаж.

  1. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых повреждений.

  2. Размести на столе учебные пособия, чтобы они не мешали работе.

  3. Начинайте работать только по команде учителя «Приступить к работе»

  4. Работайте на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную посадку (сидеть прямо, ноги не скрещивать, а ставить обе ступни на пол, поясница слегка выгнута, опирается на спинку стула).

  5. Никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры.

— Включите ноутбуки.

Посмотрите и сравните виртуальнй и настоящий калькуляторы. Если вам знаком настоящий калькулятор, то освоение виртуального не составит труда.

Запуск Калькулятора осуществляется по команде Пуск»Программы»Стандартные»Калькулятор

У Калькулятора есть два вида: обычный и инженерный. Пока что нам достаточно функций режима Обычный.

Учитель выдает каждому учащемуся вид Калькулятора, с обратной стороны – клейкая лента. Учащиеся вклеивают раздаточный материал в тетради.

(Слайд 14) Учащиеся подписывают элементы интерфейса программы

Числовые кнопки выводят в поле ввода цифры. Набирать числа можно с помощью числовой панели или дополнительного поля на клавиатуре, а также с помощью мыши в программе Калькулятор.

Обратите внимание, что некоторые знаки арифметических действий отличаются от тех, которые мы используем в математике. Попробуйте назвать их.

Проверка

Рассмотрим значения еще трех, необходимых для вычислений, кнопок.

Backspace – удаление последней введенной цифры

Пример: 467 → Backspace

результат: 46

CE – удаление последнего введенного числа

Пример: 15+2 → CE →5

результат: 20

C – полностью очищает калькулятор (кроме памяти)

Пример: 15+5 → C

результат: 0

Часто при решении сложных задач требуется запомнить промежуточный результат. Для этого в программе Калькулятор предусмотрены кнопки:

MC (Memory Clear) – очистка ячейки памяти

MR (Memory Read) – чтение из памяти

MS (Memory Set) – запись числа в память

M+ – прибавление числа из поля ввода к числу из памяти

— Какую задачу мы выполнили на данном этапе урока?

— Какую следующую задачу необходимо выполнить?

— Работа с вычислениями, выполняемыми на компьютере, требует особой внимательности и напряжения глаз. Поэтому прежде чем перейти к ним давайте проведем гимнастику для глаз

Решите арифметическую задачу:

Крош и Ёжик решили построить башню из деталей строительного конструктора. Было использовано 154 кубика и 292 бруска. Сколько всего деталей Крош и Ёжик задействовали для строительства башни?

— Составьте алгоритм вычисления

Учебник стр. 83 №274,№275 (учащимся предлагается проверить с помощью калькулятора правильность выполнения сложения и вычитания столбиком)

— Посмотрите на условные знаки, что они обозначают?

— Выполните вычисления

— Проверка.

— №276, №277 (учащимся предлагается выполнить с помощью калькулятора 4 задания на умножение и записать столбиком и выполнить 5 заданий на деление и записать в строчку)

— Посмотрите на условные знаки, что они обозначают?

-Выполните вычисления по предложенному алгоритму

— Проверка по цепочке.

279 (учащимся предлагается использовать калькулятор для подсчёта числа звёздочек в данном узоре)

— Назовите самый удобный способ подсчёта.

Работа в тетради на печатной основе стр. 56 №117

— Назовите алгоритм выполнения задания

118

— Что такое уравнение?

— Что неизвестно в первом уравнении и как найти?

— Что неизвестно во втором уравнении и как найти?

Решите уравнения по вариантам. Проверка в паре.

Оцените работу соседа.

— Обратимся к поставленным задачам вначале урока.

— Все ли учебные задачи решены?

— Оцените свою деятельность на уроке продолжив фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно….

Я научился….

У меня получилось…

Подведение итогов урока. Оценивание детей.

Учебник стр. 83 № 278

Комментарии учителя по домашнему заданию

Скорей всего понадобится достаточно много времени, так как вычисления громоздкие.

Кассовый аппарат, калькулятор, телефон, компьютер.

Тема урока «Вычисления с помощью калькулятора» стр. 83

Цель: научиться выполнять вычисления с помощью калькулятора.)

В некоторых ситуациях необходимо выполнить вычисления быстро и правильно, проверить домашнее задание…

Задачи:

— узнать, какие приспособления для вычислений использовались с древних времён;

— познакомиться с программой Калькулятор;

— выполнять простые и сложные вычисления

Умение внимательно слушать учителя и учащихся, работать в паре, исправлять ошибки, аккуратно писать….

Научился или нет выполнять вычисления с помощью калькулятора.

Узнать, какие приспособления для вычислений использовались с древних времён.

Узнали какие приспособления для вычислений использовались с древних времён.

Познакомиться с программой Калькулятор.

Ребята включают ноутбуки

Они похожи.

Познакомились с программой Калькулятор

-Выполнять вычисления с помощью калькулятора.

Вычислить 154+292

  1. Набрать число 154

  2. Нажать+

  3. Набрать число 292

  4. Нажать=

Ответ: 446 деталей использовали Крош и Ёжик для строительства башни. Проверь правильность выполнения задания

Проверь правильность выполнения задания

Все вычисления выполнены верно.

Не торопись с ответом подумай!

276

28х5=140

365х7=2555

4287х6=25722

34783х4=139132

277

96:4=24

387:3=129

4825:5=965

58212:6=9702

421377:11=38307

Подсчитать число звёздочек в одном ряду и умножить на число таких рядов.

7х5=35

9х7=63

12х5=60

  1. Определить и записать порядок действий.

  2. Записать каждое действие в столбик.

  3. Вычислить значение каждого действия.

  4. Записать значение выражения.

Проверка в паре

3467+67312- 342х21=

  1. 342х21=7182

  2. 3467+67312= 70779

  3. 70779-7182=63597

Уравнение – это равенство с неизвестным числом, которое надо найти.

Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое.

Чтобы найти вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность.

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Регулятивные (оценка)

Регулятивные (удержание цели урока)

Познавательные (анализ информации)

Познавательные (использование знаково – символических средств)

Познавательные (создание алгоритма деятельности)

Познавательные (информационные: понимание, преобразование и предоставление информации)

Познавательные (создание алгоритма деятельности)

Коммуникативные (работа в паре)

Регулятивные (оценка)

Коммуникативные (высказывания детей)

Регулятивные

( удержание цели)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here