Методическая разработка урока математики во 2 классе
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Уравнения».
Автор: М.А. Попова (МОУ «СОШ №6» г. Касимов).
Основная цель: Формирование умения решать уравнения вида а * х = в, в : х = а.
Задачи:
-
Вывести алгоритм решения простых уравнений на умножение и деление.
-
Сформировать способность к решению уравнений вида
а * х = в, в : х = а.
-
Закрепить знания таблицы умножения на 2 и на 3, частные случаи умножения и деления с 0 и 1.
-
Тренировать способность к анализу и решению задач в два действия.
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Формируемые УУД
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме,.
Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации ( по необходимости совместно с учителем).
Ход урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности.
-
Разминка.
У — Предлагает провести разминку с помощью «вычислительной машины» и, заполнив таблицу, расшифровать слово, расположив результаты в порядке возрастания.
да нет
-
а
12
24
36
48
х
30
42
54
18
р
у
г
д
Д — Работают по алгоритму, записывают ответы. Получают слово ДРУГ
У — Кого мы называем другом? Почему важно иметь друзей?
Д — Отвечают на вопросы.
У — Предлагает прочитать девиз урока.
Д — Читают и объясняют: «Возьмёмся за руки, друзья! Без дружбы нам никак нельзя.»
У — Я надеюсь, что вы будете работать дружно, помогать друг другу и всё у нас получится. Продолжаем работу.
— Найдите закономерность в образовавшемся ряду чисел и запишите следующие три числа.
Д — Записывают: 18, 30, 42, 54, . . ., . . ., . . . /66, 78, 90/
У — Найдите в таблице столбик с цифрами, сумма цифр которых равна 9. /36, 54/.
-
На сколько надо увеличить каждое из этих чисел, чтобы получить наименьшее трёхзначное число. /54 + 46 = 100, 36 + 64 = 100/
2. Подбор схем и решений к задаче.
У — Предлагает задачу и несколько схем и решений к ней.
Д — Читают задачу и выбирают верный вариант, доказывают свои ответы, предлагают ещё одну схему к задаче:
Кот Матроскин утром надоил от своей коровы а литров молока, вечером — в литров. Из 7 литров они с Шариком сделали кефир, а остальное продали соседям. Сколько литров молока они продали?
У — Соедините номер схемы с номером способа решения, изобразите это с помощью пары цифр.
Д — Взаимопроверка в парах по ключу на доске:
2 — 1
3 — 4
4 — 3
1, 2 неправильные
У — При каком условии нельзя решить задачу третьим и четвёртым способом?
Д — Если а и в меньше 7.
У — Предлагает три схемы рисунка:
4 х 8
х 2 3
Догадайтесь, какое правило мы сейчас будем повторять?
Д — Мы вспомним, как найти сторону прямоугольника и его площадь.
-
Чтобы найти сторону прямоугольника, стороны надо перемножить.
-
Чтобы найти сторону прямоугольника, площадь надо разделить на другую строну.
-
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
У — Предлагает учащимся самостоятельную работу на решение уравнений:
х + 4 = 12 18 — х = 2 х — 8 = 3
х * 4 = 12 18 : х = 2 х : 8 = 3
Д — Записывают и решают в тетради уравнения первой строки, обводят в кружок целое и подчёркивают части.
Х + 4 = — х = 2 — 8 = 3
-
Устно проверяют ответы и проговаривают соответствующие правила. Уравнения второй строки вызывают затруднения у детей.
Д — Такие уравнения мы ещё не встречали. (Создаётся проблемная ситуация).
III. Постановка проблемы.
У — Нам встретились уравнения нового вида — с умножением и делением. Некоторые ребята подобрали решения — они молодцы. Но мы знаем, что в уравнениях с большими числами подбор решений практически невозможен. Чем же сегодня мы будем заниматься?
Д — Мы будем искать способ решения уравнений нового вида с помощью вычислений.
IV. Проектирование и фиксация нового знания.
У — Можно ли для решения новых уравнений использовать правила о части и целом?
Д — Нет, так как второй множитель — это не часть, а количество равных частей, на которое разбито целое.
У — Какие задачи из решённых нами сегодня, напоминают уравнения во второй строчке?
Д — Задачи, в которых ищется сторона и площадь прямоугольника. (Рисунки прямоугольников из устных упражнений должны остаться на доске).
У — Подчеркните во всех равенствах компоненты действий, соответствующие сторонам, одной чертой, а компоненты, соответствующие площади, обведите квадратом.
V. Первичное закрепление.
У -Решите каждое из этих уравнений, используя правила нахождения стороны или площади.
Д — Комментируют решение уравнения вслух:
х * 4 = Ищем сторону, поэтому площадь делим на другую сторону:
х = 12 : 4, х = 3. и т.д.
VI. Самоконтроль с самопроверкой.
Д — Решают уравнения самостоятельно по вариантам, обмениваются тетрадями, проверяют по «ключу» на доске.
х * 2 = 16 15 : х = 3
12 : х = 6 х * 4 = 16
В завершение, учащиеся проговаривают алгоритм решения уравнений, рассмотренных видов.
Д — 1. Находим компоненты, соответствующие сторонам и площади прямоугольника.
-
Выясняем, что не известно.
-
Если неизвестна сторона, то применяем правило: чтобы найти сторону прямоугольника, надо площадь разделить на другую сторону.
-
Если неизвестна площадь прямоугольника, стороны надо перемножить.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-
Что нового узнали, чему научились?
-
Кому было легко работать на уроке?
-
Кому было трудно?
-
Кто доволен своей работой?
-
Кто не доволен?